ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Июньский обзор выпуска почтовых марок

Филателия и бизнес

Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов

Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок


Главная  /  Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Поиск по статьям:

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

2022-04-19 09:37:31, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В феврале этого года исполнилось 80 лет со дня смерти И.Я. Билибина (1876 – 1942), крупнейшего мастера графики и книжной иллюстрации, автора нескольких запоминающихся почтовых миниатюр. Он обладал удивительным талантом глубокого проникновения в другие исторические эпохи, и про него говорили, что ему доступны путешествия на машине времени. Могут ли марки подтвердить это? Давайте посмотрим.

Иван Яковлевич Билибин родился в семье военного врача в 1876 году в Тарховке, под Петербургом. По линии отца он принадлежал к старинному купеческому роду. Генеалогическое древо во многом обусловило его интерес к истории, стремление постичь многовековые традиции русского искусства.

Билибин окончил юридический факультет Санкт-Петербургского Университета, но юридического образования было ему мало. Талантливый юноша мечтал стать художником и поступил в ученье к знаменитому Илье Ефимовичу Репину, который в то время преподавал на курсах Общества поощрения художеств, организованных княгиней М.К. Тенишевой. В 1898 году Билибин побывал в Мюнхене, где брал уроки в мастерской известного живописца Антона Ажбе.

В Мюнхене Билибин приобщился к фантастическому искусству. В те годы в Германии процветал жанр сказочной картины, живопись населяли кентавры и люди-олени, колдуны и пауки с человеческими головами. Молодой петербуржец впитал в себя особенную мюнхенскую культуру живописного мифотворчества и это пригодилось ему в дальнейшем.

Обычно как Репин, так и Ажбе обучали своих студентов классической живописи. Но Билибин увлекся графикой и стал иллюстрировать книги, оформлять обложки журналов и создавать почтовые марки. На его отношение к почтовой графике не могла не повлиять немецкая художественная традиция – Мюнхен был еще и филателистической столицей Баварии. Крупнейшим дизайнером, повлиявшим на марочную графику, был художник Максимилиан Дазио. Можно с уверенностью сказать, что Иван Яковлевич видел созданные им произведения графики малых форм.

В начале ХХ века в России получал широкое распространение тип подарочной детской книги. Билибин увлекся этим жанром. Он был членом кружка “Мир искусства”, который быстро превращался в серьезное художественное объединение. Среди проиллюстрированных им произведений – русские народные сказки, произведения А.С.Пушкина, обложки к книгам Киплинга, Уэллса, Д’Аннунцио. Билибину принесли заслуженную славу иллюстрации к русским сказкам, которые в разные годы репродуцировались на отечественных марках, начиная с 1969 года.

Любителей искусства привлекает не только пристрастие И. Билибина к традициям национального романтизма, но и отточенность линии и насыщенность цвета. В двадцатом веке все чаще говорили о некоем экспортном стиле рюсс, который придумали русские художники для пропаганды русской культуры за рубежом. Иллюстрации Билибина вследствие своего совершенства и графического изящества заставили историков культуры задуматься о том, существовал ли вообще этот мифический стиль. Ибо зрелый русский модерн настолько уверенно заявил о себе, что уже перешагнул рамки стиля рюсс.

Не перечислить те жанры “малых форм”, в которых работал Иван Яковлевич. Он оформлял самые разные виды печатной продукции, рисовал плакаты, меню ресторанов, эмблемы, почтовые марки и благотворительные открытки и даже проектировал детские кубики с картинками. Филателисты уже отдали дань участию художника в создании знаменитой “Романовской серии” (в Государственной коллекции знаков почтовой оплаты Российской Федерации бережно хранятся проекты этих марок, вышедшие из-под пера Ивана Яковлевича, а сами марки все чаще репродуцируются), но у художника были и другие проекты, связанные с почтой.

Так, например, Иван Яковлевич мог стать автором первой марки, выпущенной демократической Россией. Перед отъездом в эмиграцию он успел выполнить заказ Временного правительства – создать эскиз будущей марки России. На ней должен был быть изображен герб Временного правительства. Проект не был реализован, вместо него была напечатана знаменитая “Рука с мечом” Р. Зарриньша. Однако нельзя не отметить, что рисунок очень красив.

В начале века художники активно копировали японские гравюры, создавали личные коллекции произведений японского искусства. Постепенно в русском модерне стали прослеживаться черты японской графики – отточенность рисунка, любовь к художественной детали. В японском стиле иллюстрировали даже Льва Толстого, Тургенева и Пушкина – писателей, в общем-то далеких от дальневосточных традиций.

Стилизация “под Японию” придавало рисункам и акварелям особую таинственность. Японские художники совсем иначе решали проблему композиции. Изображаемый предмет был не в центре, а словно обрезался краем листа, имитируя случайность взгляда, неповторимость мгновения. В русском искусстве никогда не было ничего похожего.

Билибин был крупнейшим русским “японистом”. Он не знал японского языка, но в его квартире на Мытнинской набережной хранилась уникальная коллекция японских гравюр, в которой были работы великих мастеров Хокусаи, Хирошиге и Утамаро.

Поразительной чертой билибинского японизма было то, что он соединил лучшие достижения японского искусства с русской темой. Его работы на темы русского фольклора по композиции и по цвету удивительно напоминают произведения японской графики. Тематическая коллекция на тему “Творчество Билибина” немыслима без примеров марок, отражающих многообразие японского искусства.

На рубеже XIX и XX веков в России были очень популярны романы Герберта Уэллса, особенно книга “Машина времени”, увидевшая свет в 1893 году. Интересно, что идея путешествия во времени интересовала не только писателей-фантастов, но и художников. Среди представителей стиля модерн русские художники особо выделяли английского графика и иллюстратора Уолтера Томаса Крейна (1845 – 1915). В личных библиотеках русских графиков были книги Крейна на английском и немецком языках. Он уделял особое внимание связи времен, и российские мастера почтовой графики тонко чувствовали это.

Крейн считал, что человек воспринимает окружающий мир через два круга видения. Мы видим современную жизнь, которая кипит вокруг нас. Но есть и второй круг видения – внутренний глаз, направленный в нашу историческую память. По Крейну получалось, что можно смотреть на современного человека и видеть в нем египетского жреца или средневекового ремесленника или принцессу галантного века – все зависит от начитанности как художника, так и зрителя.

Герберт Уэллс, колоритно и заманчиво описавший машину времени, был знаком с Крейном и знал о его стремлении погружаться в исторические стили. Великий фантаст не только знал о двух магических кругах видения, которые описал Крейн, но и описывал в своих романах встречи с прошлым и будущим. Читателям это очень нравилось, так как описанные Уэллсом картины были очень убедительны. Но как включить машину времени, что может побудить художника отправиться в прошлое или в будущее?

Билибин сформировал в своей квартире на Мытнинской набережной коллекцию исторических костюмов. Своим ученикам, которые получали задание проиллюстрировать то или иное произведение, художник поручал облачиться в историческую одежду. Интересно, что точно так же поступал живущий в США известный график Говард Пайл, который не был знаком с Билибиным (ему посвящена марка США). Очевидно, сама эпоха побуждала творческих людей вступать в диалог с временем, вести тонкую игру с историческими стилями. Старинный костюм был как бы пропуском на корабль, путешествующий во времени. Это производило на учеников поистине фантастическое впечатление.

Но не следует думать, что после поездки в Мюнхен Билибин путешествовал только на машине времени. Художник не принял октябрьскую революцию, и ему предстояла эмиграция с характерным для нее обилием новых – порой экзотических - впечатлений, но идея взаимодействия прошлого и будущего никогда не оставляла его.

Когда в России произошла революция некоторые члены объединения “Мир искусства” начали сотрудничать с большевиками и изготовили немало проектов марок советской России (С.Чехонин, К.Петров-Водкин). Билибину – потомку купеческого рода – при большевиках отнюдь не была бы уготована счастливая судьба. Он покинул Россию, выехав за рубеж с белой армией через Новороссийск. После долгих скитаний Иван Яковлевич оказался в далеком Египте. Его талант оказался востребованным: художник начал получать заказы на оформление интерьеров общественных зданий. Он также создал в Египте немало пейзажей.

Некоторое время художник жил в Париже и печатался в эмигрантских художественных журналах. Потребность в книгах на русском языке была весьма велика, и многие преуспевающие эмигрантские издательства почитали за честь заказать Билибину оформление русских сказок или классических произведений.

Еще одним важным этапом в эмигрантской жизни Билибина стала Прага. В этом городе его работы давно знали (в Праге шла “Сказка о золотом петушке” Н. Римского-Корсакова и чехам очень понравились декорации), и художник получил несколько ответственных заказов, в том числе очень важный заказ на роспись кладбищенского храма на Ольшанском кладбище в Праге. Художнику очень помогало хорошее знание иностранных языков, причем некоторыми совсем не знакомыми языками он овладевал прямо на глазах. Но хотя талант Ивана Яковлевича и не остался незамеченным за рубежом, он всегда ощущал себя русским художником и рвался на родину.

В середине тридцатых годов Билибин вернулся в Россию, которая к моменту его возвращения давно уже стала Советским Союзом. Никто не осмелился называть его белоэмигрантом (а ведь это было распространенное тогда слово). Слишком велик был мировой авторитет художника.

Ему не было суждено встретить в Ленинграде своих товарищей по кружку “Мир искусства”. Его коллеги-мирискусники” – М.Добужинский, С.Чехонин, М.Сомов и А.Бенуа разлетелись по свету и скончались вдали от Петербурга. Поэтому Билибин знаменовал собой редчайший пример мирискусника, вернувшегося на Родину. Излишне говорить, как выиграла бы филателистическая графика нашей страны, если бы Билибин продолжил создавать проекты марок и конвертов.

Вторая мировая война была для художника настоящим шоком. Он учился в Германии, был знаком со многими немецкими художниками и высоко ценил немецкую художественную культуру. Именно в Германии зародился его интерес к фантастике, к сверхъестественному. Но в фашизме он сразу же увидел мировое зло и с началом войны создал несколько антифашистских сатирических композиций (жаль, что их нет ни на открытках, ни на марках). Он и здесь совершил небольшое путешествие во времени, вспомнив антикайзеровскую сатиру времен Первой мировой войны.

Художник умер от голода в блокадном Ленинграде 80 лет назад, в феврале 1942 года. В коллекции, посвященной биографии художника, вполне уместна марка о блокаде Ленинграда. Лишь через 27 лет после смерти художника – в 1969 году появилась первая серия марок по его замечательным иллюстрациям. Традиция выпуска билибинских марок была продолжена. В конце ХХ века в России появились знаки почтовой оплаты, стилизованные под манеру Билибина.

В год смерти художнику было всего 66 лет, но позади была большая жизнь, богатая и страданием, и счастьем. А еще путешествиями на воображаемой машине времени.

А.П. Дьяченко, филателист

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,

Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-04-21 15:11:39, Юрий
Прекрасная статья. Спасибо

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Июньский обзор выпуска почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок
  • Самая красивая марка Словакии
  • Майский обзор выпуска почтовых марок
  • Как астраханский почтальон Кульпин стал знаменитостью
  • Волшебство гжельской росписи
  • Открытка в зеркале истории России
  • В Воронеже с размахом отпраздновали вековой юбилей пионерии
  • ФилОбзор. Владимир Этуш
  • Коломна на почтовых марках
  • Письма Победы
  • Коллекции одного художника
  • Филателия всей жизни
  • Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!
  • Автографы Героев Советского Союза
  • К 77-летию Великой Победы. Репортаж с выставки
  • Портреты Пушкина на почтовых марках СССР и России
  • Тени и силуэты в Пушкиниане
  • Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
  • Весточки с фронта
  • С Днем Победы! Пишу тебе письмо из 45-го
  • Высоцкий в филателистических знаках
  • Дефицит рождает идею, идея рождает действие
  • Музей Высоцкого: марки, конверты, открытки...
  • Как домашняя коллекция переросла в музей
  • Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
  • Разбираем архивы. Первомай
  • Апрельский обзор выпусков почтовых марок
  • Иркутск в зеркале филателии
  • О рекорде скорости
  • Евгений Онегин и почтовые марки
  • Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках
  • Анджелина Джоли – филателистический взгляд
  • ФилОбзор. Герои инженерных войск
  • Собирали царские рубли, марки и открытки: как появилось коллекционирование в Гродно
  • Билл и Бен
  • Счастливая звезда Анатолия Калашникова
  • Почтовая графика Бориса Зворыкина
  • Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
  • ФилОбзор. Россия ягодная
  • Золушки на почтовых конвертах
  • День космонавтики на открытках
  • ФилОбзор. Сувениры из янтаря
  • Башни Московского Кремля на почтовых марках СССР и России
  • Удивительный феномен Cергея Дягилева
  • Марки о космосе
  • Открытки художника Владимира Егорова
  • Путешествие с почтой Туниса
  • Самый первый «омский» конверт
  • Пионеры отмечают юбилей
  • Очаровательные мотыльки
  • Филателистические картины
  • Мартовский обзор выпусков почтовых марок
  • Птицы на марках Европы. Часть II
  • Бабочки Петра I
  • Киловар и марки Российской Империи
  • ФилОбзор. Алые паруса
  • А что такое «гашеные»? У меня все марки хорошие...
  • Мосты Москвы. К 875-летию города
  • Достаточно одной картины, чтобы войти в историю
  • ФилОбзор. Крещение Алании и Воронцовский дворец
  • Как королевы увлекались бабочками
  • Птицы на марках Европы
  • Юбилей с изюминкой
  • Он впитал в себя душу природы
  • Магия чисел
  • Монументальная пушкиниана на почтовых марках
  • Самые редкие марки Австралии
  • Флора на марках. Продолжение
  • ФилОбзор. В.Ф. Яковлев
  • Разбираем архивы. Самый женский день!
  • История Антарктики в почтовых марках
  • Флора на марках
  • Решение VIII съезда СФР
  • XXIV зимние Олимпийские игры в филателии
  • Филателистическая Пушкиниана Тверского края
  • Ювелирные изделия ручной работы в Средиземноморье
  • По страницам олимпийской истории
  • Новые страницы истории
  • Вгиковец Юрий Ряховский создавал рисунки, знакомые многим
  • Певец русской природы
  • Он нарисовал для нас Новый год
  • История стран Северной Америки в почтовых марках
  • Разбираем архивы. Солдаты армий мира. Чья армия сильнее?
  • ФилОбзор. Герои Российской Федерации
  • XIII Научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Что не так на этой марке?
  • Обзор марок за февраль
  • Почтовая марка в честь 700-летия Выборга
  • Навстречу съезду. Программы кандидатов в Президенты СФР
  • ФилОбзор. Художник и музей
  • Филателия, города, события и судьбы!
  • Сегодня марки по... цене от каталога?
  • Из истории отечественного автомобилестроения
  • История Австралии и окружающих островов Южной Океании в почтовых марках
  • Образ В.И. Ленина в филателии
  • Кино и марки
  • ФилОбзор. Государственные награды Российской Федерации
  • Политическая карта мира в почтовых марках
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Платиновый юбилей
  • К «юбилею» распада СССР
  • Конверты «Самиздат»
  • Устарело ли словосочетание «Марка. Мораль. Политика»?
  • Год Черного Водяного Тигра
  • Приключение мартышки - продолжение
  • Обзор марок за январь
  • Виртуальная выставка. Первые в космосе
  • Виртуальная выставка. Новогоднее чаепитие
  • Виртуальная выставка. Олимпийские игры в Мексике - 1968 год
  • Виртуальная выставка. Лениниана
  • Можно ли причесать мартышку?
  • Виртуальная выставка. Мой собственный зверинец
  • Виртуальная выставка. Транспорт - земля, вода, воздух
  • Приглашение посетить Лукоморье
  • Выживет ли почтовая марка?
  • Брестская крепость сквозь века и страны. Окончание
  • Брестская крепость сквозь века и страны
  • Мастера художественной литературы – филателистам
  • Виртуальная выставка. Олимпиада - 1964
  • История одного афоризма
  • Уникальная коллекция педагога
  • Виртуальная выставка. Кактусы
  • Это мир Тарковского. Окончание
  • Это мир Тарковского
  • Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта
  • Музыкальная Пушкиниана. Окончание

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru