ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках

Поиск по статьям:

Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках

2022-04-26 13:08:09, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Какие карточки дарили друг другу россияне до революции, какими открытки стали в перестройку и чем могут удивить зарубежные варианты? 

Для кого-то из нас Пасха, Христово Воскресение, — один из священных, дорогих сердцу праздников. Другие просто не могут устоять перед очарованием атрибутики. Радостное «Христос воскресе!» звучит в этот день все чаще, но мы помним, что судьба праздника в нашей стране не была простой.

Как россияне отмечали пасху в разные времена? Какими смыслами наполнен этот праздник в других странах? Многое можно понять, если познакомиться с открытками, которые использовали, чтобы поздравить близких. Так мы и сделаем вместе с филокартистом Юрием Окишевым. В его коллекции более тысячи пасхальных открыток. Постараемся рассмотреть хотя бы малую часть.

Первые пасхальные открытки вышли в России в 1898 году. Их заказало художнику Николаю Каразину издательство Красного Креста «Общины святой Евгении». Кстати, это в принципе одни из самых первых иллюстрированных открыток в России. Долгое время до этого почтовые карточки были просто открытыми письмами, без картинок.

Первые открытки с изображениями вышли в 1895 году. На них были виды Москвы. Но поздравительные карточки в 1898 были еще, мягко говоря, в новинку. Николай Каразин нарисовал пять карточек, посвященных празднику. Одну из них и протягивает мне Юрий Окишев:

Поначалу смотрю на карточку удивленно, провожу по поверхности пальцем. Нет, не похоже, что краска стерлась.

— Это не повреждение, — торопится объяснить Юрий Константинович. — У меня есть еще одна открытка Каразина, и там на картинке точно такой же «вырез». Видимо, именно так решил построить композицию художник. Этот квадрат мог предназначаться для текста. Обратная сторона тоже чистая, можно писать.

Современному человеку, привыкшему к яркой атрибутике, открытка кажется не очень-то пасхальной: едет тройка только и всего. Но Юрий Окишев просит меня приглядеться — и становится ясно, что речь может идти только об одном празднике. На заднем плане — церковь, очевидно, что герои едут оттуда. В руках они держат куличи, которые только что освятили. Николай Каразин — художник-этнограф, художник-репортер. Не удивительно, что его изображение — реалистичная жанровая сценка, без аляповатости, но наполненная смыслом.

Еще одна выразительная картинка — работа известного художника по открыткам Елизаветы Бём. Мы уже обращали внимание на ее трогательные карточки, когда разбирали дореволюционные новогодние открытки.

Но, приходится признать, карточки не всегда были такими искренними и атмосферными. В начале XX века вошли в обращение фотографические открытки с яркими элементами. Похожие мы видели и среди новогодних.

Поневоле посещает мысль, что такая открытка не совсем про пасху. Несмотря на огромное красное яйцо и вязанку вербы.

Впрочем, некоторые открытки, например эта, с веселыми детьми, — довольно забавные. И, наконец, не будем строги: похоже, россиянам прошлого века переборчивыми быть не приходилось.

Спрос на открытки был таков, что даже за рубежом их специально печатали для Российской империи. Например, эта открытка кажется отечественной — поздравительная надпись напечатана по-русски. Но все выходные данные на обороте — на немецком языке.

А эта открытка и не пасхальная вовсе, но по подписи очевидно, что кто-то использовал ее для поздравления на пасху. Специальных открыток явно было недостаточно.

Мы много говорили о пропагандистских сюжетах на советских открытках. Но не обходились без пропаганды и до революции.

Вот и пример: на открытке времен Первой мировой Николай II угощает крашеным яйцом простого солдата. Можно заметить, что святой праздник стыдно использовать для пропаганды.

Но, с другой стороны, именно потому, что праздник святой, общий для всех христиан, в дни Пасхи люди из разных социальных слоев могли отчетливо почувствовать свою общность. По открыткам можно многое вспомнить о традициях празднования. Конечно, появляется на них и крестный ход.

Но не только он. Большое, — пожалуй, даже большее — внимание уделяют веселым пасхальным гуляниям и играм.

Вот, например, катанки «Игра с пасхальными яйцами». Иногда яйца заменяли деревянными — зачем переводить еду?

А традицию разбивать яйца многие помнят до сих пор. Хотя память о том, что это еще и игра, в которой победитель забирает разбитое яйцо, сохранилась не во всех семьях.

На этой незамысловатой открытке (она более позднего периода) — обязательные атрибуты праздничного стола. Кроме яиц и кулича на нем стоит творожная пасха — усеченный конус из сладкого творога с буквами «ХВ» на боку. Сейчас ее готовят редко и словом «пасха» некоторые ошибочно называют кулич.

Среди пасхальных открыток можно встретить забавные и оригинальные варианты. Художники нередко пытались «поиграть» с традиционными символами, изобразить их в нестандартном виде.

У нас таких открыток мало, а вот пасхальные карточки, которые дарили в Европе и Америке, частенько призывают посмеяться или хотя бы улыбнуться.

 

Цыплята — частые герои пасхальных картинок. От яйца до цыпленка — недалеко. А Воскресение Христово так просто «зарифмовать» с рождением новой жизни. Впрочем, можно вспомнить и о том, что Пасха вобрала в себя традиции более старых языческих праздников, посвященных весне и пробуждению природы.

На пасхальных дореволюционных открытках тоже можно увидеть цыплят. Но, как мы помним, многие из этих карточек выпущены за пределами Российской империи.

А вот другой западный образ — пасхальный кролик — так и не получил «прописки» на наших открытках. Хотя в Европе выпускалось много картинок со зверьком, который прячет в доме раскрашенные или шоколадные яйца.

Когда рассматриваешь открытки — поневоле отмечаешь, что у нас с Пасхой связано гораздо меньше откровенно юмористических сценок. Возможно, в нашей стране отношение к празднику более серьезное и глубокое. А может, мы просто не успели начать шутить, ведь у нас история пасхальной открытки прервалась с 1917 года до 1980-х. Пасхальные открытки на русском языке иногда выпускались и в этот период, но за рубежом — для эмигрантов.

Если раньше мы видели обычную открытку, подписанную к пасхе, то здесь — обратный пример. Это тоже подписанная карточка, выпущена она в 1950 году. Ее прислали близким из-за рубежа без всякой связи с Пасхой. Отправлял, очевидно, военный — на обратной стороне есть печать «Военная цензура».

С 80-х годов пасхальные открытки постепенно стали возвращаться. Сочетание «Советские пасхальные открытки» звучит как шутка, но некоторые карточки, действительно, напечатаны еще тогда, когда страна называлась Советским Союзом.

— Эти открытки нередко выпускали крошечными тиражами: пять тысяч экземпляров, тысяча, — отмечает Юрий Окишев.

Кроме того, как только появилась возможность, стали активно перевыпускать дореволюционные пасхальные открытки. Они выходили целыми наборами. И мой собеседник не раз и не два, протягивая мне открытку с ятями в подписях, досадливо морщился: «Это перевыпуск».

Несколько интересных экспонатов Юрий Окишев приберег напоследок:

Мы уже не раз говорили о советском художнике по открыткам Владимире Зарубине. Эти пасхальные открытки — его работы. Они напечатаны в 1994 году.

Можно заметить, что хитрая малышка, которая добралась до угощения, не очень-то подходит на роль персонажа религиозного праздника. Да и смущенно-лукавая парочка скорее наводит на мысль о влюбленных. Но глядя на очаровательных, детально прорисованных, героев Владимира Зарубина, совершенно не хочется в чем-то укорять художника.

Наверное, к юмористической стороне Пасхи можно относиться по-разному. Но открытки — это только отражение жизни. Они рассказывают о правилах, традициях, играх и, в том числе, о способности человека смеяться в праздник.

Надежда Медведкина

Источник: vecherka.su



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru