ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Лучшие работы Франтишка Хорняка

И это все - FIFA 2022

День посткроссинга в Тюмени

Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок


Главная  /  Изюминки репинской филателии

Поиск по статьям:

Изюминки репинской филателии

2022-06-03 09:39:34, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В 2020 году исполнилось 175 лет со дня рождения великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844 – 1930). К этой дате был приурочен выпуск почтового блока, посвящённого творчеству художника.

С именем Репина связана и ещё одна филателистическая новинка 2020 года: выпуск, посвящённый В.Д. Поленову (в композиции блока использован портрет Поленова работы И.Е. Репина). Эти блоки в двух разных исполнениях стали настоящими подарками для филателистов, интересующихся искусствоведческой тематикой. Вышли в свет некоторые филателистические очерки о художнике. И действительно: филателистам есть, что сказать в год репинского юбилея.

Известный ученый-репиновед Е.В. Кириллина говорила, что Репин неисчерпаем. Ну а репинская филателия? Наверное, тоже. На первый взгляд эта область ограничена числом марок, конвертов, открыток и штемпелей, которые имеют отношение к великому художнику. Но не только ими. Тематический подход к репинской филателии позволяет нам включить в орбиту этой темы множество разнообразных почтово-филателистических материалов и рассказать биографию художника языком почтовых миниатюр.

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве. Начинал как иконописец. Окончил Петербургскую Академию Художеств, работал в Москве и Петербурге. Стал профессором Академии Художеств и снискал себе мировую славу. Последние годы жизни провёл в Финляндии.

Замечательные полотна Репина “Запорожцы”, “Крестный ход в курской губернии”, “Иван Грозный и сын его Иван” известны миллионам любителей прекрасного. Большой популярностью пользуются и картины художника на религиозную тему, а также сказочные и мифологические сюжеты. Неистребима жажда нашего читателя узнавать новое о Репине (именно так называется сборник материалов, вышедший в 1969 году). В распоряжении у современного любителя живописи есть широкий круг литературных источников о творчестве Репина.

Только что переиздана в виде подарочного издания его автобиографическая книга “Далекое близкое”, переизданы мемуары К.И. Чуковского (один из лучших и самых правдивых мемуарных текстов о Репине), только в 2018-2020 годах вышло в свет множество альбомов о творчестве художника… Словом, есть, что читать и рассматривать.

Вот и у филателистов и филокартистов, любящих творчество знаменитого художника, есть что перелистывать и что изучать. Коллекционных материалов о Репине в нашей стране издано немало. Марки и открытки, репродуцирующие репинские работы, отличаются необыкновенным тематическим и полиграфическим разнообразием. Наиболее часто воспроизводятся на открытках картины “Бурлаки на Волге”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” и “Крестный ход в Курской губернии”.

Очень большими тиражами репродуцировался и “Портрет В.В. Стасова”.

А относительно недавно (к 170-летию художника) вышла открытка вертикального формата с репродукцией картины “Портрет Антона Рубинштейна”.

В марте 2019 года увидела свет почтовая карточка с литерой В, репродуцирующая картину Репина “Портрет священника Г.С. Петрова”, написанную в 1908 году и хранящуюся в Пензенской картинной галерее. Лицо священника очень выразительно, это характерный пример репинского психологического портрета.

Приведём здесь некоторые интересные факты, свидетельствующие о том, что в репинской филателии есть настоящие жемчужины. В мире каждый год появляются всё более оригинальные репинские марки, причём современные маркоиздатели часто выбирают для репродуцирования редкие, нестандартные работы, и это хорошо. Знаменитая картина “Иван Грозный и сын его Иван”. Это полотно Репина, после повреждения посетителем Третьяковской галереи в 2018 году, прошло реставрацию и заняло свое законное место. Отныне картина будет закрыта сверхпрочным стеклом.

Картина “Иван Грозный” пока что есть только на зарубежных знаках почтовой оплаты. Это же относится и к работе “Садко в подводном царстве”. Хочется верить, что когда-нибудь оба шедевра появятся и на российских марках.

Но и среди имеющихся отечественных почтовых миниатюр есть огромное поле для исследования. Филателисты скрупулёзно изучают разновидности советских марок, описывают их, и репинские миниатюры – не исключение. Например, марка, репродуцирующая картину И.Репина “Портрет И. Сеченова”, представляет значительный филателистический интерес.

При печатании этой почтовой миниатюры выявилась градация цвета: некоторые марки имели светлый фон, а другие – жёлтый. Промежуточных оттенков было очень много. В собрании В. Загорского имеется фрагмент листа, на примере которого можно наблюдать цветовые и тональные переходы “по вертикальной оси”. Этот фрагмент воспроизведён в каталоге марок СССР В.Загорского. Перед нами редкий пример отчётливой градации тона в пределах марочного листа.

Лишь недавно в филателистической прессе появился проект неизданной марки, посвящённой Л.Н. Толстому. Образ Толстого очень привлекал Репина, один из портретов появился на марке Сербии. И вот теперь филателисты знают о том, что на марке могла появиться картина Репина “Лев Толстой на пашне”. Марка вытянутого по горизонтали формата планировалась к выпуску в 1928 году. Текст был выполнен на русском языке и на эсперанто.

В юбилейной серии, посвящённой Л.Н. Толстому, могла оказаться и ещё одна миниатюра по рисунку И. Репина. Речь идёт о марке (вернее, только лишь о проекте марки) номиналом 14 копеек. Художник использовал рисунок, на котором Репин изобразил Л.Н.Толстого с косой в руках. При обсуждении проекта чиновники посчитали, что марка напоминает знаки почтовой оплаты колониальных стран: мелкий рисунок в центре и богатая декоративная рамка с двукратным повторением номинала слева и справа в нижней части композиции. Эту стилистику посчитали несовместимой с обликом советской почтовой миниатюры, и марка (при всех достоинствах композиции) так и не увидела свет. При этом образ Толстого в творчестве Репина можно проследить на примерах марок других стран.

Можно изучить и развитие таких подтем репинской филателии как “Репин и Пушкин”, “Репин и Петербург”, “Репинская Москва”, “Музыка и музыканты в творчестве Репина”. В каждом случае филателист найдёт интересный коллекционный материал.

Ещё одна интересная подтема – “Репин и Айвазовский”. К юбилею великого мариниста вышло множество марок, и без репинского мотива не обошлось. Известно, что после личного знакомства с А.С. Пушкиным Айвазовский загорелся желанием создать картину “Пушкин у моря”. Но живописец не был уверен, что ему удастся создать выразительную фигуру поэта. И хотя он несколько раз пробовал написать фигуру Пушкина, получалось плохо. Фигура выглядела невыразительной. И тогда к сотрудничеству был привлечён И.Е. Репин. Илья Ефимович очень любил Пушкина, уважал Айвазовского, а главное – хорошо знал секреты портретной живописи. К тому же он тонко чувствовал особенности эпохи романтизма. У Репина получилась выразительная фигура поэта, а Айвазовский создал великолепный морской пейзаж.

Картина “Прощание Пушкина с морем” датируется 1877 годом. Это было едва ли не первое в русском искусстве живописное полотно, написанное двумя известными художниками в соавторстве. Живописцы передали холст Обществу помощи нуждающимся актёрам.

Впоследствии Айвазовский ещё раз написал Пушкина у моря, но уже без помощи Репина. Фигура “слилась” с водным массивом и получилась немой. Впоследствии Репин всегда восхищался тем, как красиво Айвазовский пишет воду. Но он и сам умел талантливо изображать море, что наглядно проявилось в известной картине “Какой простор!”.

Назовём также и ещё один очень оригинальный выпуск: блок Руанды с квадратной маркой, на которой мы видим репинский автопортрет. Это первая в мире ромбовидная марка о Репине. Если не ромбовидная, то квадратная и тоже первая. Квадратных репинских марок пока ещё не было, а если и были, то никто не ставил квадрат на вершину. А если и это не столь важно, то важно другое. Это первое появление на марке дочери Репина Веры Ильиничны – Веруши. Она распоряжалась наследием художника в последние годы его жизни и после его смерти.

Тематическая коллекция, посвящённая Репину, может включать разнообразнейший филателистический материал. Это и марки с портретами знаменитых людей, посещавших Пенаты, и виды городов, в которых бывал художник, и фасады музеев, где хранятся его работы.

Некоторые марки, которые автор этих строк предложил бы включить в коллекцию, посвящённую Репину, кажутся далёкими от репинской темы. Это, например, почтовые миниатюры, посвящённые Джеймсу Уистлеру (1834 – 1903). Репин был знаком с творчеством знаменитого американского импрессиониста, и это же можно сказать и о некоторых учениках Ильи Ефимовича. Ученик Репина Алексей Явленский был последователем импрессионистической манеры Уистлера, но только в молодости. И Репин журил своих учеников за модные увлечения такими словами “Вижу я вас, вистлеров!”.

В советское время говорили, что художнику было тяжело на чужбине, т.е. в Финляндии. Но кто может знать, как обернулась бы судьба художника, если бы он остался в советской России! Ведь сегодня не секрет, что во многих своих полотнах, так прекрасно отраженных на открытках, Репин вовсе не бичевал современное ему общество (хоть и был в высшей степени социальным художником), он был укоренён в этом обществе и не принял советскую власть. В своей живописи Репин решал формальные задачи – композиционные, колористические, светотеневые… И чаще всего решал весьма удачно.

Именно из-за обилия тех многообразных задач, которые ставил перед собой художник, как раз и интересно разглядывать “репинские” марки и открытки, сопоставлять их и компоновать из них коллекции.

Картину “Садко в подводном царстве” почему-то принято считать чуть ли не творческой неудачей художника. Но почему? Рассматривая марки и почтовые карточки, посвященные этому сказочному полотну, автор много раз испытывал желание в очередной раз посетить Русский музей и вновь увидеть эту прекрасную картину.

И.Е. Репин. Садко в подводном царстве

Репин хорошо знал зарубежную живопись, ценил многих знаменитых художников Западной Европы и США. Его любимым художником был поляк Ян Матейко, талантливый исторический живописец, творчество которого широко отражено на марках. Репин также высоко ценил испанца Мариано Фортуни, мастера бытовой живописи.

А ещё Илья Ефимович брал какие-то приёмы у знаменитого шведского живописца Андерса Цорна (1860 – 1920), портрет и произведения которого мы находим на нескольких шведских марках (в том числе на марках, которые были выпущены в буклетах).

Известно, что Цорн работал широкой кистью и делал энергичные размашистые мазки. Это очень привлекало русских живописцев. Возникло даже особое понятие – широкая манера (то есть, манера писать широкими кистями, делая большие мазки). Именно в такой манере была написана знаменитая картина “Заседание Государственного совета” (1903), которая воспроизведена на юбилейном блоке этого года.

Великий Репин не смог бы написать такое огромное полотно один. Но у него уже тогда были серьёзные проблемы с правой рукой (сразу же вспоминается марка Чехословакии с выгравированным Йиржи Швенгсбиром автопортретом художника, на котором мы видим его палитру, привязанную к поясу), и он выхлопотал себе разрешение работать с помощниками. В работе над гигантским полотном ему помогли его ученики Б. Кустодиев (1878 – 1927) и И. Куликов (1875 – 1941). Оба художника работали над подготовительными штудиями для картины, делали наброски и зарисовки. Например, И. Куликов выполнил для картины 17 портретов.

Очень хорошо, что у филателистов есть теперь блок с репродукцией этой замечательной картины (художник-дизайнер О. Савина, дата выпуска – 29 мая 2019 года). Блок со сторублёвой маркой имеет вытянутую по горизонтали композицию. Детали картины хорошо просматриваются, так что репинское полотно не проигрывает при уменьшении.

И. Репин, Заседание Государственного совета

Некоторые сенаторы, которым на картине пришлось сидеть спиной или даже вполоборота к зрителю, обижались. Им очень хотелось, чтобы художник увековечил их лица. Репин не мог развернуть всех лицом к зрителю, но старался соблюсти портретное сходство. Он строжайше оценивал работу помощников и нередко заставлял их переписывать сделанное. “Холст такой громадный, что чувствуешь себя перед ним совсем маленьким,” – писал в одном из писем Б. Кустодиев. Масштабы картины несколько угнетающе действовали на молодых живописцев, но они блестяще справились с задачей: подвести великого Репина было невозможно.

В декабре 1897 года Цорн приезжал в Россию, и Репин организовывал приём в Петербурге. Он лично нарисовал карту меню для торжественного обеда. У Цорна было множество поклонников, его манере пытались подражать десятки живописцев. В русском языке укоренилось слово “цорнизм”. Из марок с цорнистскими картинами можно составить интересную подборку.

Поскольку Цорн ехал через Гельсингфорс, с финской стороны поездку в Петербург организовывал художник Альберт Эдельфельт (1854 – 1905), который тоже был большим другом Ильи Ефимовича. Предположительно именно от Эдельфельта Цорн впервые узнал имя Репина. Шведский маэстро увидел в Москве и Петербурге многих выдающихся людей. И хотя у него не сложилось взаимопонимания со своими российскими почитателями, встречу с Репиным он запомнил.

Более колоритным и разносторонним было знакомство Репина с выдающимся финским художником Аксели Вальдемаром Галлен-Каллелой (1865 – 1931). Это замечательный художник, основатель национально-романтической школы в живописи Финляндии. Его оригинальное творчество широко отражено в филателии. Отметим на этих страницах, что Галлен-Каллела очень поддерживал Репина (как морально, так и материально) в период жизни художника в Финляндии.

А вот ещё один интересный факт. Автор этих строк случайно узнал, что Репина не любила… Анна Ахматова. И это повод включить ахматовскую марку в коллекцию, посвящённую Репину. Наверное, лучше всего выбрать марку Казахстана, воспроизводящую фотографию поэтессы. Ахматова вспомнила Репина, когда критиковала художника-реалиста А.М. Герасимова. Получается, что она не любила ни Репина, ни Герасимова. Это грустно, но будем мыслить филателистически: получается, что на одном листе коллекции придётся скомпоновать марки с портретами И. Репина, А. Ахматовой и А. Герасимова.

Работая над репинской темой, нельзя не остановиться на подтеме “Репин и его ученики”, которая может стать основанием для вспомогательного раздела коллекции. Назовём здесь имена Б. Кустодиева, М. Врубеля, И. Билибина, Б. Иогансона.

Обобщая сказанное выше, хочется подчеркнуть, что репинская филателия переживает настоящий взлёт. Выход в свет в 2019 году двух почтовых блоков, посвящённых И.Е. Репину и В.Д. Поленову, стал настоящим подарком для филателистов, разрабатывающих тему “Живопись”.

Как мы уже отметили выше, в 2020 году исполнилось 90 лет со дня смерти Репина, и это стало для филателистов ещё одним поводом для разговора о творчестве великого живописца и о посвящённых ему разнообразных коллекционных материалах. Филателистическая летопись жизни и творчества Репина продолжается.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru