ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок


Главная  /  Изюминки репинской филателии

Поиск по статьям:

Изюминки репинской филателии

2022-06-03 09:39:34, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В 2020 году исполнилось 175 лет со дня рождения великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844 – 1930). К этой дате был приурочен выпуск почтового блока, посвящённого творчеству художника.

С именем Репина связана и ещё одна филателистическая новинка 2020 года: выпуск, посвящённый В.Д. Поленову (в композиции блока использован портрет Поленова работы И.Е. Репина). Эти блоки в двух разных исполнениях стали настоящими подарками для филателистов, интересующихся искусствоведческой тематикой. Вышли в свет некоторые филателистические очерки о художнике. И действительно: филателистам есть, что сказать в год репинского юбилея.

Известный ученый-репиновед Е.В. Кириллина говорила, что Репин неисчерпаем. Ну а репинская филателия? Наверное, тоже. На первый взгляд эта область ограничена числом марок, конвертов, открыток и штемпелей, которые имеют отношение к великому художнику. Но не только ими. Тематический подход к репинской филателии позволяет нам включить в орбиту этой темы множество разнообразных почтово-филателистических материалов и рассказать биографию художника языком почтовых миниатюр.

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве. Начинал как иконописец. Окончил Петербургскую Академию Художеств, работал в Москве и Петербурге. Стал профессором Академии Художеств и снискал себе мировую славу. Последние годы жизни провёл в Финляндии.

Замечательные полотна Репина “Запорожцы”, “Крестный ход в курской губернии”, “Иван Грозный и сын его Иван” известны миллионам любителей прекрасного. Большой популярностью пользуются и картины художника на религиозную тему, а также сказочные и мифологические сюжеты. Неистребима жажда нашего читателя узнавать новое о Репине (именно так называется сборник материалов, вышедший в 1969 году). В распоряжении у современного любителя живописи есть широкий круг литературных источников о творчестве Репина.

Только что переиздана в виде подарочного издания его автобиографическая книга “Далекое близкое”, переизданы мемуары К.И. Чуковского (один из лучших и самых правдивых мемуарных текстов о Репине), только в 2018-2020 годах вышло в свет множество альбомов о творчестве художника… Словом, есть, что читать и рассматривать.

Вот и у филателистов и филокартистов, любящих творчество знаменитого художника, есть что перелистывать и что изучать. Коллекционных материалов о Репине в нашей стране издано немало. Марки и открытки, репродуцирующие репинские работы, отличаются необыкновенным тематическим и полиграфическим разнообразием. Наиболее часто воспроизводятся на открытках картины “Бурлаки на Волге”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” и “Крестный ход в Курской губернии”.

Очень большими тиражами репродуцировался и “Портрет В.В. Стасова”.

А относительно недавно (к 170-летию художника) вышла открытка вертикального формата с репродукцией картины “Портрет Антона Рубинштейна”.

В марте 2019 года увидела свет почтовая карточка с литерой В, репродуцирующая картину Репина “Портрет священника Г.С. Петрова”, написанную в 1908 году и хранящуюся в Пензенской картинной галерее. Лицо священника очень выразительно, это характерный пример репинского психологического портрета.

Приведём здесь некоторые интересные факты, свидетельствующие о том, что в репинской филателии есть настоящие жемчужины. В мире каждый год появляются всё более оригинальные репинские марки, причём современные маркоиздатели часто выбирают для репродуцирования редкие, нестандартные работы, и это хорошо. Знаменитая картина “Иван Грозный и сын его Иван”. Это полотно Репина, после повреждения посетителем Третьяковской галереи в 2018 году, прошло реставрацию и заняло свое законное место. Отныне картина будет закрыта сверхпрочным стеклом.

Картина “Иван Грозный” пока что есть только на зарубежных знаках почтовой оплаты. Это же относится и к работе “Садко в подводном царстве”. Хочется верить, что когда-нибудь оба шедевра появятся и на российских марках.

Но и среди имеющихся отечественных почтовых миниатюр есть огромное поле для исследования. Филателисты скрупулёзно изучают разновидности советских марок, описывают их, и репинские миниатюры – не исключение. Например, марка, репродуцирующая картину И.Репина “Портрет И. Сеченова”, представляет значительный филателистический интерес.

При печатании этой почтовой миниатюры выявилась градация цвета: некоторые марки имели светлый фон, а другие – жёлтый. Промежуточных оттенков было очень много. В собрании В. Загорского имеется фрагмент листа, на примере которого можно наблюдать цветовые и тональные переходы “по вертикальной оси”. Этот фрагмент воспроизведён в каталоге марок СССР В.Загорского. Перед нами редкий пример отчётливой градации тона в пределах марочного листа.

Лишь недавно в филателистической прессе появился проект неизданной марки, посвящённой Л.Н. Толстому. Образ Толстого очень привлекал Репина, один из портретов появился на марке Сербии. И вот теперь филателисты знают о том, что на марке могла появиться картина Репина “Лев Толстой на пашне”. Марка вытянутого по горизонтали формата планировалась к выпуску в 1928 году. Текст был выполнен на русском языке и на эсперанто.

В юбилейной серии, посвящённой Л.Н. Толстому, могла оказаться и ещё одна миниатюра по рисунку И. Репина. Речь идёт о марке (вернее, только лишь о проекте марки) номиналом 14 копеек. Художник использовал рисунок, на котором Репин изобразил Л.Н.Толстого с косой в руках. При обсуждении проекта чиновники посчитали, что марка напоминает знаки почтовой оплаты колониальных стран: мелкий рисунок в центре и богатая декоративная рамка с двукратным повторением номинала слева и справа в нижней части композиции. Эту стилистику посчитали несовместимой с обликом советской почтовой миниатюры, и марка (при всех достоинствах композиции) так и не увидела свет. При этом образ Толстого в творчестве Репина можно проследить на примерах марок других стран.

Можно изучить и развитие таких подтем репинской филателии как “Репин и Пушкин”, “Репин и Петербург”, “Репинская Москва”, “Музыка и музыканты в творчестве Репина”. В каждом случае филателист найдёт интересный коллекционный материал.

Ещё одна интересная подтема – “Репин и Айвазовский”. К юбилею великого мариниста вышло множество марок, и без репинского мотива не обошлось. Известно, что после личного знакомства с А.С. Пушкиным Айвазовский загорелся желанием создать картину “Пушкин у моря”. Но живописец не был уверен, что ему удастся создать выразительную фигуру поэта. И хотя он несколько раз пробовал написать фигуру Пушкина, получалось плохо. Фигура выглядела невыразительной. И тогда к сотрудничеству был привлечён И.Е. Репин. Илья Ефимович очень любил Пушкина, уважал Айвазовского, а главное – хорошо знал секреты портретной живописи. К тому же он тонко чувствовал особенности эпохи романтизма. У Репина получилась выразительная фигура поэта, а Айвазовский создал великолепный морской пейзаж.

Картина “Прощание Пушкина с морем” датируется 1877 годом. Это было едва ли не первое в русском искусстве живописное полотно, написанное двумя известными художниками в соавторстве. Живописцы передали холст Обществу помощи нуждающимся актёрам.

Впоследствии Айвазовский ещё раз написал Пушкина у моря, но уже без помощи Репина. Фигура “слилась” с водным массивом и получилась немой. Впоследствии Репин всегда восхищался тем, как красиво Айвазовский пишет воду. Но он и сам умел талантливо изображать море, что наглядно проявилось в известной картине “Какой простор!”.

Назовём также и ещё один очень оригинальный выпуск: блок Руанды с квадратной маркой, на которой мы видим репинский автопортрет. Это первая в мире ромбовидная марка о Репине. Если не ромбовидная, то квадратная и тоже первая. Квадратных репинских марок пока ещё не было, а если и были, то никто не ставил квадрат на вершину. А если и это не столь важно, то важно другое. Это первое появление на марке дочери Репина Веры Ильиничны – Веруши. Она распоряжалась наследием художника в последние годы его жизни и после его смерти.

Тематическая коллекция, посвящённая Репину, может включать разнообразнейший филателистический материал. Это и марки с портретами знаменитых людей, посещавших Пенаты, и виды городов, в которых бывал художник, и фасады музеев, где хранятся его работы.

Некоторые марки, которые автор этих строк предложил бы включить в коллекцию, посвящённую Репину, кажутся далёкими от репинской темы. Это, например, почтовые миниатюры, посвящённые Джеймсу Уистлеру (1834 – 1903). Репин был знаком с творчеством знаменитого американского импрессиониста, и это же можно сказать и о некоторых учениках Ильи Ефимовича. Ученик Репина Алексей Явленский был последователем импрессионистической манеры Уистлера, но только в молодости. И Репин журил своих учеников за модные увлечения такими словами “Вижу я вас, вистлеров!”.

В советское время говорили, что художнику было тяжело на чужбине, т.е. в Финляндии. Но кто может знать, как обернулась бы судьба художника, если бы он остался в советской России! Ведь сегодня не секрет, что во многих своих полотнах, так прекрасно отраженных на открытках, Репин вовсе не бичевал современное ему общество (хоть и был в высшей степени социальным художником), он был укоренён в этом обществе и не принял советскую власть. В своей живописи Репин решал формальные задачи – композиционные, колористические, светотеневые… И чаще всего решал весьма удачно.

Именно из-за обилия тех многообразных задач, которые ставил перед собой художник, как раз и интересно разглядывать “репинские” марки и открытки, сопоставлять их и компоновать из них коллекции.

Картину “Садко в подводном царстве” почему-то принято считать чуть ли не творческой неудачей художника. Но почему? Рассматривая марки и почтовые карточки, посвященные этому сказочному полотну, автор много раз испытывал желание в очередной раз посетить Русский музей и вновь увидеть эту прекрасную картину.

И.Е. Репин. Садко в подводном царстве

Репин хорошо знал зарубежную живопись, ценил многих знаменитых художников Западной Европы и США. Его любимым художником был поляк Ян Матейко, талантливый исторический живописец, творчество которого широко отражено на марках. Репин также высоко ценил испанца Мариано Фортуни, мастера бытовой живописи.

А ещё Илья Ефимович брал какие-то приёмы у знаменитого шведского живописца Андерса Цорна (1860 – 1920), портрет и произведения которого мы находим на нескольких шведских марках (в том числе на марках, которые были выпущены в буклетах).

Известно, что Цорн работал широкой кистью и делал энергичные размашистые мазки. Это очень привлекало русских живописцев. Возникло даже особое понятие – широкая манера (то есть, манера писать широкими кистями, делая большие мазки). Именно в такой манере была написана знаменитая картина “Заседание Государственного совета” (1903), которая воспроизведена на юбилейном блоке этого года.

Великий Репин не смог бы написать такое огромное полотно один. Но у него уже тогда были серьёзные проблемы с правой рукой (сразу же вспоминается марка Чехословакии с выгравированным Йиржи Швенгсбиром автопортретом художника, на котором мы видим его палитру, привязанную к поясу), и он выхлопотал себе разрешение работать с помощниками. В работе над гигантским полотном ему помогли его ученики Б. Кустодиев (1878 – 1927) и И. Куликов (1875 – 1941). Оба художника работали над подготовительными штудиями для картины, делали наброски и зарисовки. Например, И. Куликов выполнил для картины 17 портретов.

Очень хорошо, что у филателистов есть теперь блок с репродукцией этой замечательной картины (художник-дизайнер О. Савина, дата выпуска – 29 мая 2019 года). Блок со сторублёвой маркой имеет вытянутую по горизонтали композицию. Детали картины хорошо просматриваются, так что репинское полотно не проигрывает при уменьшении.

И. Репин, Заседание Государственного совета

Некоторые сенаторы, которым на картине пришлось сидеть спиной или даже вполоборота к зрителю, обижались. Им очень хотелось, чтобы художник увековечил их лица. Репин не мог развернуть всех лицом к зрителю, но старался соблюсти портретное сходство. Он строжайше оценивал работу помощников и нередко заставлял их переписывать сделанное. “Холст такой громадный, что чувствуешь себя перед ним совсем маленьким,” – писал в одном из писем Б. Кустодиев. Масштабы картины несколько угнетающе действовали на молодых живописцев, но они блестяще справились с задачей: подвести великого Репина было невозможно.

В декабре 1897 года Цорн приезжал в Россию, и Репин организовывал приём в Петербурге. Он лично нарисовал карту меню для торжественного обеда. У Цорна было множество поклонников, его манере пытались подражать десятки живописцев. В русском языке укоренилось слово “цорнизм”. Из марок с цорнистскими картинами можно составить интересную подборку.

Поскольку Цорн ехал через Гельсингфорс, с финской стороны поездку в Петербург организовывал художник Альберт Эдельфельт (1854 – 1905), который тоже был большим другом Ильи Ефимовича. Предположительно именно от Эдельфельта Цорн впервые узнал имя Репина. Шведский маэстро увидел в Москве и Петербурге многих выдающихся людей. И хотя у него не сложилось взаимопонимания со своими российскими почитателями, встречу с Репиным он запомнил.

Более колоритным и разносторонним было знакомство Репина с выдающимся финским художником Аксели Вальдемаром Галлен-Каллелой (1865 – 1931). Это замечательный художник, основатель национально-романтической школы в живописи Финляндии. Его оригинальное творчество широко отражено в филателии. Отметим на этих страницах, что Галлен-Каллела очень поддерживал Репина (как морально, так и материально) в период жизни художника в Финляндии.

А вот ещё один интересный факт. Автор этих строк случайно узнал, что Репина не любила… Анна Ахматова. И это повод включить ахматовскую марку в коллекцию, посвящённую Репину. Наверное, лучше всего выбрать марку Казахстана, воспроизводящую фотографию поэтессы. Ахматова вспомнила Репина, когда критиковала художника-реалиста А.М. Герасимова. Получается, что она не любила ни Репина, ни Герасимова. Это грустно, но будем мыслить филателистически: получается, что на одном листе коллекции придётся скомпоновать марки с портретами И. Репина, А. Ахматовой и А. Герасимова.

Работая над репинской темой, нельзя не остановиться на подтеме “Репин и его ученики”, которая может стать основанием для вспомогательного раздела коллекции. Назовём здесь имена Б. Кустодиева, М. Врубеля, И. Билибина, Б. Иогансона.

Обобщая сказанное выше, хочется подчеркнуть, что репинская филателия переживает настоящий взлёт. Выход в свет в 2019 году двух почтовых блоков, посвящённых И.Е. Репину и В.Д. Поленову, стал настоящим подарком для филателистов, разрабатывающих тему “Живопись”.

Как мы уже отметили выше, в 2020 году исполнилось 90 лет со дня смерти Репина, и это стало для филателистов ещё одним поводом для разговора о творчестве великого живописца и о посвящённых ему разнообразных коллекционных материалах. Филателистическая летопись жизни и творчества Репина продолжается.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru