ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Лучшие работы Франтишка Хорняка

И это все - FIFA 2022

День посткроссинга в Тюмени

Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок


Главная  /  Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики

Поиск по статьям:

Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики

2022-06-22 09:21:48, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Марки, посвященные Великой Отечественной и Второй мировой войнам, отражают радость и боль. Радость от того, что мир был освобождѐн от фашизма, и боль за тех, кто не вернулся с войны. Среди марок СССР, вышедших в суровые военные годы, почти нет таких, на которых мы видим силуэтные изображения. Не так много их и на марках и конвертах военной тематики последующих периодов. Почему так получилось?

Силуэтные изображения на «военных» марках — действительно редкость. Это связано с тем, что советское искусство было ориентировано на жизнеподобное отображение действительности. Марки 1941–1945 годов создавались в тяжелейших для советской полиграфии условиях. Серьѐзные проблемы были сопряжены с полиграфической базой. Не хватало бумаги, типографской краски и других материалов, необходимых для печати. Очень часто цвет марки зависел не от замысла художника, а, к сожалению, от наличия на предприятиях Гознака той или иной краски. Эти условия не оставляли поля для эстетических экспериментов.

В это тяжѐлое время к созданию марок привлекались выдающиеся художникиграфики, среди которых такие мастера марочного дизайна, как И. Дубасов, А. Мандрусов и В. Климашин, крупнейший советский плакатист В. Корецкий и знаменитый мастер реалистического портрета Н. Жуков. При подготовке некоторых марок, имеющих в основе сцены боѐв, были использованы графические работы известного художника Г. Савицкого, чьи работы в батальном жанре характеризовались высокой степенью совершенства.

Мы можем с горечью констатировать, что в военные годы силуэтная графика не занимала сколько-нибудь существенного места в почтовом дизайне. Абрисы и изящные «теневые портреты» считались наследием прошлого — романтизма, символизма и модерна. Издатели плакатов были уверены, что современность (особенно батальный жанр) требует иных форм выражения. И эти формы активно внедрялись в практику маркоиздательского дела. Но ведь существовало наследие плакатной графики и агитационно-массового искусства времѐн Гражданской войны. Более того, ещѐ живы были художники, работавшие в прикладной графике во времена Первой мировой войны. И мастера, прошедшие школу объединения «Мир искусства», прибегали к методам, которые в начале 1910-х годов использовались для создания силуэтных батальных композиций. Конница Чапаева и Будѐнного изображалась в виде искусной арабески красного цвета (или чѐрных абрисов на красном фоне).

Были в плакатной и журнальной графике 1920-х годов и отдельные фигуры всадников — то чѐрные на фоне зари, то красные на светлом фоне. Почему эта традиция не была продолжена в сороковые годы, ведь еѐ можно было успешно развивать в плоскости темы войны с фашизмом? Можно объяснить это только тем, что к силуэту было особое отношение — как к искусству, безнадѐжно ушедшему в прошлое, чуть ли не как к декадансу.

Поэтому силуэты были большой редкостью даже на открытках, а на марках военных лет они не встречались совсем.

Интересно, что в те годы самым распространѐнным силуэтом в прикладной графике был силуэт Сталина. И он был выполнен в классическом стиле, в манере, в которой советские художники до войны рисовали силуэты Пушкина, Лермонтова и Маяковского для переплѐтов собраний сочинений. Хочется верить, что в будущем мы всѐ же увидим на марках силуэтные профили героев Великой Отечественной войны.

В 1960-е годы почтовый дизайн изменился, появились новые стили и направления. Наступила эпоха упрощающей стилизации, и этот приѐм как нельзя лучше подходил для отражения военной темы. При этом можно вспомнить книгу В. Бродского «Искусство почтовой марки» (1967). Автор смело пользуется понятием «декоративная марка». Это марка, характеризующаяся упрощением форм и отличающаяся от марки «живописной», то есть изображающей батальную сцену в узнаваемых формах со светотеневой лепкой и живописной градацией тонов. Оказалось, что условные средства (упрощение формы, локальный цвет) не менее эффективны.

Но декоративные марки о войне появились лишь через много лет после Победы. Перенесѐмся мысленно в 1965 год. На одном из плакатов, которые воспроизведены на марках квадратной формы из юбилейной серии к 20-летию Победы, изображены красные абрисы летящих самолѐтов.

А ещѐ на одной почтовой миниатюре этой серии, художник всей серии Е. Анискин), мы видим эффектное силуэтное изображение ракет.

Но это уже стиль советского плакатного искусства 1960-х годов. В прикладную графику вернулся тип декоративно-плоскостного изображения, и художники вдохновлялись эстетикой так называемого «сурового стиля». Силуэт как раз и принадлежит к числу «декоративных», а не «живописных» художественных средств. Например, на марке 1963 года, посвящѐнной освобождению Киева, мы видим на заднем плане изображение знаменитого памятника Богдану Хмельницкому, созданного по проекту скульптора М. Микешина.

Оккупация Киева была страшной трагедией, и памятник видится художнику силуэтным, погружѐнным в тень, но в то же время выделяющимся на фоне раскалѐнного оранжевого неба. Это усиливает трагизм военных событий.

Нельзя не вспомнить и серию марок 1965 года «Советское кино» (художники И. Мартынов, Ю. Левиновский). Она знакомит нас сразу с несколькими силуэтами. Почтовые миниатюры, посвящѐнные лентам «Молодая гвардия» С. Герасимова и «Баллада о солдате» Г. Чухрая, содержат силуэтные композиции.

Марки скомпонованы так, что кадры из фильмов сочетаются с символическими изображениями. Все марки посвящены чѐрно-белым фильмам, но художники добавили в композиции цвет и сделали почтовые миниатюры многоцветными.

Для марки с изображением Алѐши Скворцова — героя «Баллады о солдате» (артист В. Ивашов) — выбран сюжет с уходящей в бесконечность дорогой и одиноким белым деревом (берѐзой), а почтовая миниатюра c кадром из «Молодой гвардии» С. Герасимова содержит силуэтный индустриальный пейзаж. То, что силуэты цветные, очень оживляет композицию, и при этом марки не теряют своего трагедийного пафоса.

Из зарубежных марок нельзя не отметить удачное художественное решение английской серии «Битва за Британию», 1965 год, художник Дэвид Джентльмен).

Абрисы атакующих самолѐтов наполнены такой экспрессией, что сцена воздушного боя воспринимается очень динамично. К тому же самолѐты изображены наклонно относительно друг друга и земли, что усиливает иллюзию стремительного движения.

Судьба этих марок была непростой. В те годы почтовый дизайн искал новые формы и Д. Джентльмен предложил отказаться от традиционного портрета королевы, который мог выглядеть несколько необычно рядом с динамичными сценами воздушного боя. Но эта инициатива не была внедрена, хотя в истории остался проект марки с силуэтами самолѐтов, но без профиля Елизаветы Второй.

При рассмотрении проектов художнику было указано на то, что на одной из марок виден хвост немецкого бомбардировщика с довольно крупной свастикой. Художник пояснил свой замысел, подчеркнув, что синяя полоса на марке означает падение самолѐта в Ла-Манш. Марки вышли в свет и имели большой успех.

Продолжение следует...

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru