ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок

Вселенная Эдвина Хаббла


Главная  /  Юбилей великого художника. Жажда жизни

Поиск по статьям:

Юбилей великого художника. Жажда жизни

2022-08-30 09:36:33, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 160-летию со дня рождения Густава Климта

В этом году исполняется 160 лет со дня рождения Густава Климта (1862 – 1918) – выдающегося австрийского художника, снискавшего мировую славу. Ему посвящены почтовые эмиссии многих стран мира. Рассмотрим их поподробнее.

Марок и блоков, посвященных Густаву Климту, так много, что разбегаются глаза. Можно составить настоящую филателистическую летопись творчества художника, раскрыть разные грани его живописи. Очень хорошо, что марки не только знакомят нас с признанными шедеврами, но и отражают различные этапы творчества художника, в том числе ранний период.

Художник родился в 1862 году в предместье Вены в чешской семье. Глава семейства был золотых дел мастером, но это ремесло не давало больших доходов. В семье было семеро детей, и сыновья (Густав и Эрнст) с ранних лет должны были думать о заработке.

Итак, юность Климта была небогатой. Он не пошел по стопам отца в плане ювелирного искусства, но рано проявил тягу к живописи. Талантливый юноша поступил в Венское художественно-промышленное училище, причем делал там большие успехи и добился стипендии.

Одним из самых значительных учителей будущего реформатора живописи был знаменитый живописец Ганс Макарт (1840 – 1884). Этот талантливый венский живописец-академист не только обучал молодых людей живописи, но и давал им жизненные уроки, наставляя их в таком важном деле как получение заказов на живописные работы. У Макарта Климт перенял не только живописную манеру (которую он, впрочем, неоднократно менял), но и практическую смётку и умение находить богатых заказчиков. Макарт очень любил богатую предметную среду, на его картинах вещи часто бывают разбросаны в живописном беспорядке. Филателист, который захочет создать тематическую коллекцию о Климте, просто обязан начать с Макарта (благо ему посвящено несколько марок).

Важным этапом в творчестве Климта стало создание так называемых «факультетских картин» – тематических панно, посвященных философии, юриспруденции и медицине. Они вызывали сложные чувства у высокопоставленных чиновников. Не все понимали, что в Вене рождается совсем новый стиль, неведомая ранее эстетика… Самым известным из этих работ является декоративное панно «Медицина», которое мы видим на многоцветной марке Австрии.

Взглянем на марки, репродуцирующие картину Климта «Поцелуй». Она широко воспроизводится не только на марках, но и на изделиях из стекла и фарфора. На некоторых марках картина воспроизведена целиком, но есть и такие почтовые миниатюры, на которых мы видим фрагменты этой композиции.

В чём магия этой необыкновенной картины? К ней привлекают внимание необычный ракурс и растворение фигур в живописном фоне. Здесь есть явное влияние египетского искусства и в то же время мы видим отголоски искусства Японии. Таков уж Густав Климт. Как критики, так и зрители сразу же обратили внимание на оригинальную манеру Климта. У него не было отбоя от заказчиков, хотя выбирал он всегда самых богатых. Портреты жен промышленников и банкиров, отличительной чертой которых был декоративный фон и широкое использование золота, воспроизведены на многих марках и блоках.

В 1897 году Климт вместе с коллегами-художниками основал новаторское объединение «Венский сецессион». В него входили талантливые живописцы, архитекторы и мастера декоративно-прикладного искусства. Объединение имело самое прямое отношение к почтовому дизайну, так как один из его основателей – Коломан Мозер (1868 – 1918) создал немало запоминающихся почтовых миниатюр.

Манера Мозера получила название геометрический стиль, так как художник часто вписывал изображение в геометрические фигуры и снабжал декоративные рамки строгим геометрическим орнаментом. 

Художница Елена Маковская (1878 – 1967), дочь знаменитого живописца Константина Маковского активно участвовала в работе Венского сецессиона. Ею был создан цикл почтовых открыток на темы русских пословиц. Это удивительный пример соприкосновения Венского сецессиона» с русской культурой.

К 150-летию Климта, которое отмечалось ровно десять лет назад в разных странах мира вышли филателистические материалы, познакомившие филателистов с такими известными картинами художника как «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Портрет Сони Книпс», «Поцелуй», «Меза Примавези» и другими запоминающимися работами великого художника.

Можем ли мы надеяться, что в ближайшие годы в Австрии появятся, например, новейшие исследования о творчестве Елены Маковской (ведь в будущем году исполнится 145 лет со дня ее рождения)? Историки живописи хорошо помнят, что тема «Климт и русская живопись» ждёт своего исследователя.

Самыми талантливыми художниками, которые учились у Климта, по праву считаются О.Кокошка и Э.Шиле. Интересно, что как Э.Шиле, так и О.Кокошка отметились в почтовой графике, создав оригинальные открытки для новаторского объединения «Венские мастерские», в которое вошли некоторые известные представители Венского сецессиона. Членом Венских мастерских была и Елена Маковская. Выйдя замуж за скульптора Рихарда Лукша, она стала носить двойную фамилию Лукш-Маковская. После развода с мужем она не вернулась в Россию, так как не знала, что её ждёт на родине. Очень жаль, что работ Е.К.Лукш-Маковской нет на марках и репродукционных открытках России, вследствие чего хочется выразить надежду, что когда-нибудь такие коллекционные материалы появятся.

Так сложилось, что 1918 год стал годом трагических утрат для искусства Австрии. Эпидемия испанки стала настоящей трагедией для Европы. Ушел из жизни талантливый архитектор Отто Вагнер, получивший европейскую известность. Скончался знаменитый дизайнер Коломан Мозер, реформировавший декоративно-прикладное искусство Европы, в том числе и эстетику почтовых отправлений. Ушел талантливейший ученик Климта Эгон Шиле (1890 – 1918), которому было всего 27 лет. Ушёл и сам Климт. Существует памятный блок из четырёх марок, который посвящен памяти этих четырёх жертв испанки.

Важно отметить, что этот блок может быть интересен не только тем филателистам, кто отражает в своих собраниях искусствоведческую тематику, но и тем, кто разрабатывает медицинскую тему. Все четверо умерли от испанки. Климт создал панно «Медицина». Мозер спроектировал уникальное кресло для инвалидов. Шиле разрабатывал тему смерти. А приемы Вагнера использовались при проектировании водолечебниц. Получается, что все четверо имели отношение к медицине.

А как можно раскрыть тему «Климт и русская культура»? Оказывается, в распоряжении филателистов есть соответствующие материалы. Ведь в России Климта знали и любили многие художники. Первым назовем А.Я.Головина (1863 – 1930), в пейзажах которого ощущается влияние композиционных приёмов сецессионистских картин. У Климта и Головина есть похожие квадратные полотна с изображением деревьев. Они имеют квадратный формат. Оба художника с особым лирическим чувством изображали берёзы.

А.Я.Головину посвящена почтовая карточка с оригинальной маркой. Знаменитого цикла пейзажей, созданных Головиным, пока нет на марках, но будем надеяться, что они появятся в будущем, и тогда перекличка со стилем Климта будет ещё нагляднее.

Нельзя не назвать и М.А.Врубеля (особенно его работы на мифологическую тему) с характерной для его манеры свободной компоновкой объёмов. Специалисты подробно изучили общие черты манер двух художников и выявили интересные закономерности. В горизонтальных композициях художники словно прижимают своих персонажей к нижней кромке картины, на них давит груз впечатлений или каких-то загадочных энергетических облаков.

И Климт, и Врубель хотели отразить в своих работах бесконечность Вселенной, выйти в астральный мир. Обоих по праву можно считать гениальными мифотворцами. И как хорошо, что марки и открытки помогают нам постичь эти мифы, глубже их понять. Итак, основателя Венского сецессиона знали и очень уважали в России. И хотя о нем не выходили книги, но, тем не менее, появлялись статьи авторитетных критиков. Например, И.Э.Грабарь написал обстоятельную статью «Сецессион в Вене». Игорю Эммануиловичу посвящён блок РФ 2020 года.

Климта обсуждали, упоминали, его манеру анализировали… Но у него были и ненавистники, среди которых мы находим, как это ни странно, И.Е.Репина. Он не соглашался с композиционными принципами Климта. Не одобрял их и Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856 – 1933), который не без злой иронии отмечал, что вокруг картины надо ходить, чтобы найти удобную точку обозрения. И это очень раздражало знаменитого художника…

А ведь с развитием, например, космической темы в изобразительном искусстве (в том числе и в почтовой графике) для дизайнеров марок (да и вообще для художников) стало проблемой изображение невесомости. И постепенно становилось обычным делом смещать оптический центр композиции в разные стороны, создавая иллюзию, что зритель наблюдает за изображённым объектом чуть ли не в состоянии невесомости. Иногда возникает впечатление, что художник приглашает зрителя взлететь и посмотреть на изображаемых людей сверху…

Современные любители живописи и искусствоведы давно привыкли к этим эффектам. А во времена А.Васнецова это казалось чудачеством, вот Аполлинарий Михайлович и пришел в негодование. Но при этом всё равно мы при филателистической фиксации темы «Климт и русская культура» обязаны поместить в эту тематическую подборку как минимум один знак почтовой оплаты, посвящённый А.М.Васнецову.

Но мы не можем оставить без внимания и архитектурную тему. В России знали о появлении в Вене нового выставочного зала, и новаторский стиль Сецессион-гауза не мог не вызывать восхищения. Отголоски этого стиля мы находим в некоторых памятниках отечественной архитектуры, поэтому соответствующие марки и конверты помогут нам зафиксировать эту тему.

Например, на одном из почтовых конвертов, выпущенных в СССР, можно видеть здание Театра Ленинского Комсомола (г.Москва). Это здание бывшего купеческого клуба на Малой Дмитровке. В здании сохранились росписи, которые выполнил российский архитектор Иванов-Шиц (1865 – 1937). В этих талантливых композициях, выполненных по канонам русского символизма, чувствуется явное влияние климтовских приемов.

Здание особняка М.Кшесинской (ныне – Музей политической истории России, архитектор А.И. фон Гоген) напоминает нам здание Венского сецессиона как своими очертаниями, так и некоторыми элементами внутреннего убранства, о которых можно судить по сохранившимся фотографиям.

Перейдём к почтовым выпускам, посвящённым Климту. Можно ли обобщить какие-то структурные особенности почтовых блоков, воспроизводящих живопись интересующего нас художника? Наверное, уже пора это сделать. И вот что бросается в глаза.

Во-первых, маркоиздатели впечатлены тем образом Климта, который создал на экране Джон Малкович (здесь и портретное сходство, и глубокая проработка образа). И на нескольких блоках мы видим не самого художника, а исполняющего его роль Дж.Малковича, поэтому климтовские марки интересны и тем филателистам, которые разрабатывают тему «Киноискусство».

Во-вторых, дизайнеры блоков стали стремиться к максимальной информативности композиции. Некоторые блоки можно читать как книги. Ведь мы видим на полях этих филателистических объектов не только кадры уже упомянутого фильма, но и архивные фотографии художника. Например, его фотопортрет в греческой тунике и с кошкой на руках. Здесь у художника очень открытое и доброе лицо. Он очень любил кошек и прощал им, когда они свободно разгуливали по его рисункам, разбросанным по полу мастерской, оставляли на гениальных набросках следы когтей...

Климт ходил по мастерской в греческой тунике. И так же стилизовал себя под художника эпохи античности выдающийся русский поэт Максимилиан Волошин (1877 – 1932), который тоже заслуживает упоминания в связи с Климтом. Оба художника тонко чувствовали образ волн, разрабатывали тему единения человека с природой и с древними культурами.

Интересно, что Климт, скончавшийся 104 года назад, приобретает сегодня в России (и в мире) множество последователей. Сегодня число апологетов климтовской манеры в России становится всё больше. Появляются и открытки с символистскими композициями, созданными современными живописцами (не называем имен, потому что молодые авторы могут и не признавать, что у них перед глазами был венский модерн). Но отметим с радостью, что эти открытки – уникальные примеры диалога истории с современностью. Художник, родившийся 160 лет назад, вдохновляет современных мастеров кисти и резца, подвигает их на создание новых, оригинальных произведений.

Мастера декоративно-прикладного искусства не устают украшать шкатулки, пеналы и разные изделия из дерева и керамики композициями, навеянными произведениями Климта. Поэтому мы поместим в нашу подборку ещё и филателистические материалы, посвященные знаменитому храму Спас-на-Крови (архитектор Парланд, Санкт-Петербург). Но почему?

Дело в том, что небольшой рынок сувениров, на прилавках которого можно было увидеть десятки авторских парафразов климтовских композиций, несколько лет работал почти что рядом с собором. А одним из мастеров, работы которых украшали интерьер собора, был М.В.Нестеров, художник, выставлявшийся в венском сецессионе. Кроме М.В.Нестерова там выставлялись Б.М.Кустодиев, Ф.А.Малявин, Л.С. Бакст (он даже создал афишу одной из выставок Сецессиона) и другие прославленные художники.

Хочется верить, что со временем наши филателисты обобщат климтовские марки и блоки. Может появиться даже каталог, который имел бы вид книги по изобразительному искусству. А в предисловии к такому каталогу можно поместить марки СССР и России, отражающие упомянутые нами выше явления русской культуры (портреты М.Врубеля, И.Грабаря, А.Васнецова и даже художника, не любившего Климта, – И.Е.Репина). Представить себе художественную жизнь России не только двадцатого, но и двадцать первого века без влияния Венского сецессиона уже невозможно.

Статья опубликована в сокращенном варианте.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-09-01 11:50:49, Владимир
Интересно и познавательно! Спасибо автору!
2022-09-06 12:08:43, Андрей Дьяченко
Владимир, я рад, что Вам понравилось. Скоро выйдет серия АРХИТЕКТУРА САМАРЫ, и там будет марка ДОМ СО СЛОНАМИ. Архитектура этого дома имеет непосредственное отношение к теме ВЕНСКИЙ СЕЦЕССИОН.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru