ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Марочный лист от художника Уорхола

Поиск по статьям:

Марочный лист от художника Уорхола

2022-09-28 16:26:54, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Этот год стал годом 35-летия со дня смерти крупнейшего художника авангардиста ХХ века Энди Уорхола (1928 – 1987). Его жизнь – это увлекательный роман со множеством тайн и секретов. И среди этих секретов, конечно же, есть и почтово-филателистические.

Все кажется мистическим и загадочным в биографии этого человека. Его по праву считают самым феноменальным и таинственным среди современных живописцев и дизайнеров.

Интересно, что как только советская пропаганда начала ругать его, на ниспровергателей творчества художника словно навели порчу: авторы, которым было поручено разоблачать Уорхола, не умели правильно произнести имя выдающегося дизайнера. И как они только не пытались выговорить его фамилию – Варгал, Воргол, Хворал, Уалгар и даже Волгарь (словно он с берегов Волги). Это имя “не давалось” критикам, словно силы судьбы не хотели, чтобы имя знаменитого художника кто-то упоминал неуважительно.

Но после эпохи ненависти к великому дизайнеру началась его реабилитация. Первая выставка Уорхола состоялась в 1999 году в Эрмитаже. В 2005 году работы художника приняла у себя другая сокровищница искусства – Русский Музей в лице своего филиала – Мраморного дворца. Жаль, что на выставке не продавались филателистические материалы, ведь Уорхол с юности активно пробовал себя в почтовой графике. Открытки, оформленные в стиле ярчайшего представителя нью-йоркской школы дизайна, могли бы заполнить целую музейную витрину.

Имя Уорхола стало появляться в нашей литературе с начала 1970-х годов. Читатели старшего поколения помнят книги “Политиздата” о буржуазном искусстве. Через отрывочные упоминания в этих книгах и пришел к нам Энди Уорхол. Поначалу никто не вдумывался в разночтения, связанные с написанием его непростой для русского уха фамилии. Мало кто задавался вопросом, а зачем нам этот странноватый художник (хотя авторы брошюр в предисловиях четко указывали: это нужно советскому читателю для того, чтобы знать, с чем вести борьбу).

Может быть, это и хорошо, что работы Уорхола печатались в мизерных количествах и “на борьбу с ним” так почти никто и не поднялся. Немалую роль в популяризации его оригинального стиля сыграла книга журналиста В. Кукаркина “Буржуазная массовая культура”. Там анализировался портрет Мэрилин Монро, в котором художник применил ядовитые яркие цвета, словно перед нами негатив цветной фотографии (эта манера очень быстро укоренилась в почтовой графике многих стран). В пику пропагандистам советские любители искусства полюбили этот портрет, а специалисты по аномальным явлениям стали разлагать изображение Монро на энергетические поля и сгустки тонкого мира.

Официальная идеология обвиняла Уорхола в страсти к наживе. Из слов пропагандистов получалось, что маэстро просто-напросто является олицетворением "погони за денежным мешком", но порой в советских книгах давалось некоторое общее представление о творчестве художника. А это все же лучше, чем ничего.

Уорхол был талантливым экспериментатором. Сам факт, что он пробовал соединить вместе разные технические приемы, доказать самостоятельную ценность негатива, как выразительного изображения, помирить дизайн с кино и телевидением, так что картины стали походить на огромные кинокадры, проявляется во всем – в технике его работ, в выборе самых современных тем и в удивительных литературных текстах, которых он оставил немало.

Эндрю Вархола родился ровно 94 года назад – в 1928 году в городе Питтсбурге в семье эмигрантов из Чехословакии. Отец будущего художника был рабочим. Он рано проявил тягу к изобразительному искусству. В детстве он создавал рукописные книги – повести и сказки, которые иллюстрировал сам. Затем выбрал изобразительное искусство в качестве профессии и поступил в Институт Карнеги по специальности “художник-оформитель”.

Шли годы и Уорхол стал последователем знаменитой нью-йоркской школы дизайна. В семидесятые годы прошлого века титаны этой школы поразили мир свободой художественной мысли. Своими дизайнерскими открытиями они волновали умы многих фотографов, ювелиров и модельеров.

У Уорхола было несколько любимых тем и мотивов. Они варьируются на протяжении всего периода творчества художника, переливаясь разными гранями и претерпевая сложные эволюционные процессы. Так, например, Уорхол рано пришел к философскому освоению денежного мотива в искусстве. У этого пласта творчества художника очень интересная история. Одна журналистка как-то спросила к Уорхола, что он любит больше всего на свете. "Деньги", – не задумываясь сказал художник. "Вот и рисуйте деньги", – посоветовала журналистка. Он и стал это делать, причем добился в изображении купюр больших успехов. Панно Уорхола, имевшие в основе огромные американский купюры, стали в нашей критике одним из капиталистических символов.

Несмотря на то, что многие считали Уорхола “высоколобым” художником, он был прост и доступен в повседневном общении. Будучи сыном рабочего, он присвоил своей роскошной студии в Нью-Йорке название “Фабрика”. И Уорхол действительно создал фабрику по производству запоминающихся произведений искусства.

Вместе с тем круг знакомств художника был в высшей степени элитарным. Он много и с большим интересом изображал знаменитостей, группируя их портреты в графические циклы. Широчайшую известность приобрели портреты Мэрилин Монро и Элизабет Тэйлор. Есть у Уорхола и цикл "Знаменитые евреи ХХ века", в который вошел портрет Гертруды Стайн – основательницы знаменитого художественного кружка, в который входили Пикассо, Матисс, Жан Кокто, Илья Эренбург. Впоследствии у художника произошла размолвка с крупнейшим американским драматургом Артуром Миллером (его портрет входил в этот цикл, посвященный знаменитым евреям), но это не испортило его отношений с другими знаменитостями.

Уорхол продолжал быть звездой первой величины. Уорхола связывает с Россией хотя бы то, что он создал портреты Ленина, Брежнева и Рудольфа Нуриева. Составить относительно полную историю контактов Уорхола с русской культурой очень сложно – никто и никогда систематически не знакомил советских любителей искусства с творчеством художника. Упоминания о нем в брошюрах о массовой культуре порой носили случайный характер – пропагандистам было очень удобно лягнуть современного авангардиста, который находится более чем далеко и не сможет никому достойно ответить. Да он и не читал по-русски. Между тем во всем мире его творчество связывали с самыми смелыми открытиями в области цвета и композиции, почтовые дизайнеры искали в его работах энергетические поля и облака и переносили их на марки и конверты.

Однако несмотря на влияние Уорхола на почтовую графику многих стран мира пока что бесполезно искать упоминания о художнике в нашей филателистической литературе. Нет в русском языке и филателистического термина “вархолианская аранжировка марок”, а ведь именно так называют филателисты-хронологи такое явление, когда марки разных цветов с портретом того или иного монарха хочется расположить в коллекции не по номиналам и даже не в хронологическом порядке (по годам выпуска), а в соответствии с законами цветовой гармонии. Скажем, сначала светло-оранжевые, а потом тёмно-оранжевые. И мы позволим себе предположить, что у этого явления большое будущее.

Вспомним конец советской эпохи. В СССР по отношению к Уорхолу установился какой-то пренебрежительный "протокол упоминания" – в книгах вскользь говорилось о пристрастии мастеров поп-арта к денежному мешку. Создавалось впечатление, что крупнейшие художники США действительно сидят на этом мифическом мешке и мечтают туда “горсть золота накопленного всыпать“. И разве при этом было важно, как пишутся те или иные фамилии или названия? Главным для “Политиздата” и Агентства печати “Новости” было одно – осудить буржуазное искусство. Отсюда и многочисленные варианты написания фамилии художника.

  

Открытие советским рентгенотехником Семеном Кирлианом феномена электромагнитного фантома, который окружает все живое и даже наблюдается в течение некоторого времени после смерти человека, вызвал живейший интерес не только физиков, но и ученых-гуманитариев. Ведь это был прямой путь к утверждению, что существует бессмертная душа. И она действительно “отлетает” не сразу. Получалось, что С.Кирлиан – первый человек на Земле, которому удалось сфотографировать человеческую душу (правда, так говорят поэты и художники, а не физики). Это открытие стало мировой сенсацией. Оно оказало огромное влияние на изобразительное искусство, ведь теперь стало понятно, почему авангардисты так видоизменяют формы человеческого тела – ведь они изображают не физическое тело, а энергетическое облако.

Так поступал и Уорхол. Изображенные им знаменитости имеют контур переменной толщины, словно контуры изображенного человека или предмета источают какую-то особенную ауру – это своеобразная дань “кирлианову свечению”. Этот стиль повлиял на оформление множества портретных марок многих стран мира.

Американские дизайнеры использовали модную тогда технику шелкографии для печатания крупноформатных портретов. Манера Уорхола магическим образом соединилась с техникой шелкографии и быстро распространилась в странах Запада, породив некий интернациональный стиль. Этот стиль просто не мог не проявиться в почтовом дизайне. Уорхол быстро стал всемирно известным художником.

В 1968 году Уорхол стал жертвой жестокого покушения. Феминистка Валерия Соланос давно вынашивала план расправиться с художником. Она основало феминистское общество, которое носило грозное название “Общество по уничтожению мужчин” (сокращенно ОПУМ). В августе 1968 года Соланос разрядила в Уорхола револьвер. “Вы, мужчины, не должны существовать! Вас не должно быть!”, - кричала террористка.

Выстрелы оказались не смертельными, художник выжил. А вот грубая советская пропаганда была не менее ядовитым выстрелом в творца. От нашего читателя скрывали, что Уорхол создал свой художественный музей, в котором хранились отнюдь не его консервные банки и шелкографские оттиски, а произведения классического искусства разных эпох (коллекцию, собранную в этом музее, можно проиллюстрировать марками и в будущем филателисты обязательно сделают это). И кто не хотел восхищаться поп-артом, мог смотреть классику. Уорхол всю жизнь оставался самим собой, даже под пулями террористки и под прицельным огнем критики завистников.

Очень интересно, что приемы Уорхола узнаются при рассматривании марок и открыток Польши, Болгарии и некоторых африканских стран. Мы имеем в виду выпуски 1970-х годов на общественно-политическую тематику, в которых видны свойственные творчеству Уорхола резкие цветовые контрасты и несовпадение контуров предмета с цветовым пятном. Эти приемы встречаются и на современных марках Польши и других стран.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-10-03 11:38:46, Евгений
Спасибо автору за интересную, познавательную статью с хорошими иллюстрациями и написанную просто и доходчиво. Прочитал с удовольствием!
2022-10-04 09:31:41, А.П. Дьяченко
Евгений, спасибо Вам, что прочли. Я стараюсь для коллег-коллекционеров и радуюсь, когда что-то получается....
2022-10-04 22:07:44, Гость
Хорошая статья, спасибо! А я собираю книги самого Уорхола и о нём.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru