ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Авторская открытка тамбовского художника

Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны

Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини

Пограничная служба России на почтовых марках


Главная  /  Что считать разновидностью?

Поиск по статьям:

Что считать разновидностью?

2023-02-08 15:22:16, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Мы затрагиваем очень спорную тему. Но идем на это осмысленно. Коль существуют разные мнения, значит, каждое имеет право хотя бы быть озвученным. Да и в спорах, порой горячих, как говорится, «рождается истина». В нашем вопросе на окончательную истину мы не надеемся, но рассчитываем услышать веские аргументы, доводы в защиту той или иной позиции. Только господа-коллекционеры, просьба не бросаться помидорами...

Так что же считать разновидностью? Экземпляром, достойным как минимум - внимания, а лучше - вожделенным для своей коллекции.

Существует формальное определение разновидности согласно «Большого филателистического словаря». Под ними понимаются марки, отличающиеся от остальных экземпляров данного выпуска бумагой (сортом), рисунком (деталями, ретушью и др.), цветом, водяным знаком (наличием или его отсутствием, положением), зубцовкой или просечкой (размерами, формой), клеем (сортом, рифлением, цветом и др.), печатью, надпечатками.

Вы действительно все из этого хотели бы собирать? Все эти малые и немалые различия достойны внимания вообще?...

парашют в небе

трещина в стене

Разновидности почтового блока СССР (1949) к 70-летию со дня рождения И. В. Сталина

На белой бумаге  (кстати со временем она темнеет и становится похожей на кремовую)

На кремовой бумаге с золотистой рамкой

Есть коллекционеры, которые любят и собирают огрехи печати (сдвиг краски), и чем больше сдвига какого-либо цвета, тем лучше.

Но, кстати, не всегда такие разновидности включают  в каталоги.  Авторы Соловьев и Загорский практически перестали выпускать такие специализированные каталоги, а основные редакции своих каталогов не «перегружают» такого рода «отклонениями».

Есть еще несколько авторов, специализирующихся на разновидностях, кто-то даже выпускает каталог, вплоть до самиздатовского варианта. У этих полезных каталогов есть обратная отрицательная сторона. Там отмечается слишком много несущественных отклонений, вплоть до единичных замарашек. Так что бывает, что для одного рядового выпуска там может присутствовать до 10-20 и более таких ляпов типографского производства.

Нам понравилось одно частное определение разновидностей, сформулированное филателистом со стажем: «Когда я открываю альбом и начинаю разглядывать марки на расстоянии полусогнутой руки, если я вижу отличие на марке от обычной распространенной, то ее называю разновидностью. То есть маркой, достойной размещения в моей коллекции».

Ой-ой!!! Мы видим, как полетели помидоры...

Но давайте уважать мнения других. И спокойно разберемся, что здесь не так? А что - возможно, разумно.

Не является разновидностью:

- Марки, напечатанные разными способами в разное время. Это разные основные марки, с одинаковым рисунком.

- Марки, имеющие типографский брак, который является случайным отклонением и не повторяется в остальной части тиража.  

Как мы знаем, упрощенно разновидности делятся по:

- бумаге,

- зубцовке,

- печати (рисунку).

С зубцовкой все проще и понятнее. Ее и на расстоянии отличишь, в том числе и для большинства марок, напечатанных с применением как линейной, так и гребенчатой перфорации, если  глаз у Вас уже наметан.

С бумагой сложнее. Волокнистость, ее толщину и даже водяные знаки, не перевернув марку, совсем не разберешь.

С печатью, рисунком, то есть тем что «на лице», то же все не просто так. Типографскую от литографской, и тем более растры без лупы с хорошим увеличением не отличить. Если на расстоянии полусогнутой руки.

«Да ладно Вам морочиться!, - воскликнет бывалый филателист. - Разновидности - это то, что уже давно отмечено в каталогах. И каждый сам решает, что ему собирать или не собирать».

Хорошо! А как же относиться к различным временами появляющимся изданиям типа: «Неучтенные разновидности. Специализированный справочник». Саратов 2018.

Или к формулировкам в описаниях лотов на серьезных аукционах: «Не описанная в каталогах разновидность». Да и к современным выпускаемым маркам, где процесс исследования и выявления «разновидностей» еще в самом разгаре?

Мы же подняли эту тему и для простых филателистов, часто задающих вопрос: «А это интересно? Это мне надо?». А не только для филателистов-исследователей, имеющих доступ к маркам в листах, к архивам, к большим запасам еще сохранившихся экземпляров. Они-то уже ответ на подобные вопросы для себя нашли.

И вот тут мы задаем еще один сверх спорный вопрос. А что такое Филателия вообще? Это в первую очередь - кусочек бумаги с оригинальным рисунком, который является знаком почтовой оплаты. Или же - целая история от задумки и рисунка художника, печати в типографии (выбор способа, бумаги, перфорации), распространения, и дальнейшего путешествия марки на конверте до «счастливого адресата»?

Про филателистов-собирателей и филателистов-исследователей мы уже писали. По статистике их соотношение 95:5. Значит, для большинства марка - это экземпляр для собирания, для пополнения в свою коллекцию. И должна быть очень весомая причина ставить  вторую, третью и более на вид совсем одинаковых марок рядом в альбом. Даже если какой-то каталог (правильнее - автор этого каталога) отмечает, что было выпущено или обнаружено много вариантов разновидностей этой марки.

Давайте на время отвлечемся от понятия цены и предположим, что цены на 3 разновидности одной марки совершенно одинаковые и вполне доступные. Но даже в этом случае придется заплатить трижды. А что и говорить, если разновидность в 10 раз дороже?!

Есть понятие «генеральная коллекция». Это когда собирают хронологию страны. Все марки по номерам как выходили. Под генеральные коллекции выпускались и продолжают выпускаться иллюстрированные листы и альбомы. Нашел место с изображением своей марки, вложил в прозрачный клеммташ. Удобно, здорово! Правда, не дешево...

И в таких альбомах часто просто нет места всяким разновидностях, что по зубцовке, по оттенкам и т.п., если таковые не имеют своего уникального порядкого каталожного номера. А разновидности обычно помечают в каталогах буквенным дополнением к основному цифровому номеру.

Но оговорюсь еще раз, «чаще всего», но не всегда! Сейчас популярны иллюстрированные альбомы немецких фирм-производителей. Так в них для хронологии марок СССР периода до 1957 года включаются места для разновидностей, отмеченных в большинстве как отечественных каталогов, так и зарубежных. Кто имеет такие альбомы? Как Вам такой подход? Много у Вас там зияющих дырок в местах дорогих разновидностей? Радость это для Вас и цель для поиска и будущего приобретения? Или это - чертова заноза в одном месте.

Меня же лично совсем «расстроила» английская фирма Stanley Gibbons, что всегда славилась своей продукцией. А марки Содружества, английских колоний всегда были модной и популярной темой коллекционирования. В приобретенной последней версии их иллюстрированных красивых альбомов как для периода Елизаветы, так и Георгов, практически все серии скомплетованы с включением всех видов разновидностей. Причем эти разновидности не сгруппированы на дополнительных листах, которые обычно нумеруют с буквенным дополнением, а прямо по порядку каталожных номеров. 

Альбомы для марок  фирмы «Stanley Gibbons»  

Итак, господа филателисты. Если Вы собрали полную генеральную коллекцию всех колоний по всем сериям (разумеется, металлографии) и теперь захотите уложить Ваш гигантский труд в 12 или 18 фирменных альбомов с вензелем, то дополнительно купите пистолет и стреляйтесь. Все Ваши серии в их альбомах встанут в дырах буквально на всех листах!...

С англичанами понятно. Фирма заинтерсована, чтобы филателисты подольше собирали марки и тратились на них все больше. А что же делать нам? Возвращаемся к вопросу: «Какие разновидности Вы посоветуете иметь в своих коллекциях?». И чем ограничиться?

Я вижу следующие варианты рекомендаций:

- все отмеченные каталогами,

- легко отличимые и имеющие смысловую значимость,

- ограничиться разновидностями одного типа,

- полностью игнорировать все,

- только очень редко встречаемые.

А другие варианты мы ждем и желаем услышать от Вас. Поделитесь своим опытом «общения» с разновидностями.




Комментарии к статье:
2023-02-08 21:30:51, Борис
Самый запутанный вопрос в филателии - как неоднократно слышал от своего деда (от которого и унаследовал большую часть своей сегодняшней коллекции) разновидность появляется тогда, когда отличие от каталожного вида создает иную марку. Тоже расплывчато во многом, но стараюсь придерживаться этого определения - часто помогает, но не во всех случаях По сути - если марки рассматривать под микроскопом Х 1000, то в тираже 5 миллионов можно будет насчитать 5 миллионов разновидностей. Где то должен быть ограничитель. С каталогами тоже полной ясности нет - то, что у Соловьева считается разновидностью, у Загорского и Зверева к таковым не относится, и наоборот. С бумагой более менее понятно - просто разные тиражи. Печатный станок намеренно не загружают бумагой разных артикулов. Чтобы загрузить другой сорт бумаги, станок надо останавливать, и отлаживать заново на новый сорт бумаги. Бумагу полагаю беспрекословным критерием разновидности. Зубцовку тоже, но бывают исключения. Отцу несколько беззубцовых листов первого стандарта РФ подарил главный технолог Пермской фабрики, то есть, гознаковское происхождение не вызывает сомнений - отец сказал: если увижу акт выбраковки и утилизации с печатями Гознака, станет разновидностью, пока это макулатура. Клей - для меня неочевидная разновидность, он может быть разным даже от условий хранения. Лак - аналогично. Клише - имеет значение насколько существенно отличие от основного тиража. Ловить марашки с увеличительным стеклом затея бесперспективная. Ну и имеет значение повторяемость отличия в разных листах на одной и той же позиции. И так далее и так далее. В общем - здесь каждый филателист в праве сформулировать собственные критерии. У меня нет готового рецепта.
2023-02-09 11:21:09, от редакции
Благодарим Бориса за развернутую позицию. И особенно - за пример принципиальности отца (на счет выбраковки!). Хотелось бы развить тему специального (спекулятивного) появления всяких "особых" марок, которые потом называются "разновидностями", "пробами", "проектами" и т.д.
2023-02-09 12:55:27, Дмитрий
Для меня разновидность, это прежде всего повторяющийся какой либо отличный элемент марки (перфорация, рисунок, цвет, сдвиг цвета, перевернутые надпечатки, абклячи, тет-беши) в тираже или части тиража. Бумага или клей, это, как правило признак повторного выпуска, которым редко присваивают отдельный каталожный номер, хотя и у повторных выпусков бывают различия в рисунках марки. Какие-то одиночные марашки, которые присутствуют практически в любом тираже за разновидность не считаю. Но есть еще такой тип разновидностей, которые я называю "не каталогизируемые". Они сами по себе достаточно эффектны для помещения в коллекцию, но какой-то каталогизации не поддаются из за самого своего характера. Пример - это заломы бумаги при печати и перфорации листов, когда печать рисунка или надпечатки оказывается целиком или частично на клеевой стороне. Встречаются еще и такие вещи, как смазанный рисунок или жирная печать, или изношенное клише. Огрехов при печати миллионными тиражами можно найти множество.
2023-02-09 13:55:24, Сухарев А.И.
Что посоветовать сотоварищам по собиранию почтовых марок? Автор прав, коллекционер должен сам считать, какие марки (знаки почтовой оплаты - ЗПО) он будет считать разновидностями. Мой опыт коллекционирования «подсказал» мне, что не стоит на этом слишком заморочиваться. Своё собрание ЗПО храню в фабричных альбомах (на фабричных листах). Над марками в типографии напечатано их название. Под ними указан номер по государственному каталогу. Марки (блоки, листы) размещаю в клеммташи и последние приклеиваю на лист. Получается своего рода кармашки. Так что всегда можно заменить миниатюру из этих карманов. Что касается разновидностей, то их размещаю на дополнительных листах. Оформляю их как на фабричных листах. В альбомах всегда бывают дополнительные чистые листы. На них размещаю ЗПО с ошибками в текстах, различием в размерах рисунка, другой перфорацией, с существенным отличием в цветах, другим способом печати, другого года эмиссии и подобное. Разновидности специально не ищу. Они попадаются в процессе подбора своих собраний. К тому же, ныне столько «умельцев» предлагают свои разновидности, что диву даёшься. Даже если отличие почтового знака подлинное, цена за него тоже «подлинная». Замечу также, что ценность коллекции определяется её полнотой, наличием редких вещей, культурой её оформления. «Присутствие» разновидностей марок (блоков) в собрании является своеобразной изюминкой, говорит о высоком уровне квалификации филателиста.
2023-02-09 14:37:40, Никитин Александр Сергеевич
Интересная тема. От слова интерес. Если разновидность вызывает интерес, то она желанна для коллекционера, если не трогает, ее можно пропустить - так поступаю лично я, собирая раннюю авиацию. Всех волнует уникат, коллекционеры вообще тщеславные люди. Это есть у меня, только у меня, мало у кого, это редкость - императив. Но к счастью, моя область сплошные уникаты - тут и полетное время и текст на карточке и штемпели и полетные марки, много всего, комбинации всего делает мои объекты в принципе уникатами. Поэтому, имея дело с уникатами, меня не трогают слезы, жемчужины, полоски... я шучу, называю их собирателями типографского брака, но не со зла, тех, кому это нравится я уважаю как стоит уважать каждого, кто смотрит с интересом на филателию. Но иногда мне нравится украсить коллекцию какой то разновидностью, нравится сражаться за них на аукционах, получать их, а иногда со словами - о, этому парню так она нужна... он ставит и дрожит, ну возьми ее, уступить тоже приятно. Так что разновидности желанны, они дают нам эмоции Это к вопросу - как вы относитесь Согласен с коллекционерами по вопросу формализма. Разновидность разновидности рознь. Другая бумага, краска, клей, зубцовка это просто другая марка, достойная номера. Слезки, рамки, невнятные кружочки - по желанию. На вопрос редактора есть ли преднамеренная разновидность легитивной, ответ - да.
2023-02-09 14:42:27, Никитин Александр Сергеевич
Да, я забыл в своем комментарии подчеркнуть. Коллекционеры правы, разновидность обязательно должна повторяться, иметь свой понимаемый тираж. Это важный момент.
2023-02-09 19:57:25, Валерий
Я согласен, что каждый коллекционер должен для себя сам, решать что такое разновидность. Но я не считаю попадание пыли и других частиц при печатании марок-разновидностью. А вот растровую сетку да. В 50-х годах марки печатались -основные тиражи. А потом 56,57,58 год допечатывались тиражи. Многие из них можно отличить от основного выпуска растровой сеткой. Кстати, у меня есть каталог разновидностей,которые выпускала Филателия СССР. А вот у Загорского многих разновидностей нет. Скорее всего потому, что у него их нет. Я не помню фамилию гл редактора журнала филателия СССР. Я ему в своё время писал, что у меня есть марка "Рожь" Шишкина без красного цвета. Он мне написал: Такой марки у меня в коллекции нет-Значит она не существует. Получается если у него есть марка в коллекции-хорошо, а нет значит не существует. Из этого следует. У кого марка с разновидностью есть- для него она существует, а если нет-значит её нет.
2023-02-10 12:16:04, от редакции
Валерий! не защищая авторов каталогов поясню их позицию. Они готовят и выпускают свои каталоги многие годы, общаясь с сотнями коллекционеров, дилерами, собирая информацию. Если марка выпуска 1949 года не обнаружена была ни разу в таком необычном виде за столько лет, то это как минимум удивительно! Требует изучения. Ну а как умельцы удаляют краску с марок или меняют цвет химическим способом мы знаем, имели возможность просмотреть несколько тысяч таких экземпляров. Кстати, и просвечивание в ультрафиолете. Существуют в свободном доступе составы, которую любую марку "научат" светиться. А Вам - спасибо за озвученную Вами позицию.
2023-02-10 19:21:04, Валерий И .
Как разволновался народ! А тема действительно актуальна и интересна своей туманностью Полностью согласен с тов. Сухарёвым А.И. и моим тёзкой - каждый сам решает,что считать разновидностью. Для меня это цвет, надпечатки, цена, бумага, размер зубцов,ну и пожалуй, ошибки в надписях, при условии, что их впоследствии исправляют. Могу добавить сюда и перевёрнутый рисунок.
2023-02-12 11:37:59, Александр
С сарказмом о разновидностях новых марок. Плашка такая, плашка сякая, микротекст норма, норма, бац!, не норма. Современная печать – это область векторной графики. Как бы художник не рисовал, все равно, дойдя до печатного станка, произойдут изменения в зависимости от применяемого печатного оборудования. Порой так и хочется воскликнуть: “Филателисты, когда же вы разберете все до последнего пикселя?!” У всех марка с разрешением в 300 dpi, а у меня разновидность, потому что 1024 dpi.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Авторская открытка тамбовского художника
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Мир литературы и почтовых марок
  • …И пермяком он тоже стал!
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Образец для филателистов
  • Серебряный юбилей правления Елизаветы II
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VIII
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • Участники филателистической выставки «Литфила 2023»
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Открытки для ветеранов
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Надо ли продавать коллекцию?
  • Победа на советских открытках
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Умеют ли почтовики гасить марку?
  • Апрельский обзор почтовых марок
  • По горячим следам. К юбилею А.Н. Островского
  • Тайна Королевской филателистической коллекции
  • К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского. Этапы создания почтовой марки
  • Филателистическая столица России
  • Галатея – бабочка с очень ярким контрастным рисунком на крыльях
  • «Космический» Ульяновск
  • «История открытки». Почтовые карточки для заказа железнодорожных билетов и грузового такси
  • … Забыв даже побриться, помчался на выставку
  • К вопросу о подготовке к юбилею Карла Брюллова
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • Космос глазами юных филателистов
  • День Советской пожарной охраны
  • Светлый праздник Пасхи
  • Мир Сурикова
  • Раритетная открытка с автографом Юрия Гагарина
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VII
  • Шахматы по переписке
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • История создания одной исторической картины
  • Истории с провенансом. Уголовное дело за гашеную марку
  • Открытки из прошлого: как уроженец Большой Глушицы попал в Книгу рекордов Гиннеса
  • Почему Космос черный
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Моя первая марка. Новый год
  • Мартовский обзор выпуска почтовых марок
  • Моя первая марка. Апостолы и остолоп
  • Итоги конкурса историй «Моя первая марка»!
  • Из истории изобретения автомобиля
  • Прикладное искусство Узбекистана
  • Уникальные экспонаты Челябинского архива
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Увлечение марками приносит душевное наслаждение
  • Лучшая марка Аландских островов
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Столетие филателии России
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Бабочка червонец непарный - это вспышка огня среди разнотравья
  • Консерватория искусств и ремесел
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Алхимики и Хранитель казны
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI
  • Подвиг женщин на почтовых открытках
  • Каким Александра Бородина мы помним, а каким забываем
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Афон - место силы и молитв
  • Красота и привлекательность Фибоначчи
  • Миллион разных, разных роз...
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • Филатуризм и марки из бивней
  • Февральский обзор выпусков почтовых марок
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Отсюдова и дотудова. Почему мы так измеряем
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Архитектурные религиозные памятники Российской империи
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Мятежный «Баунти». По следам золотоносного «Оскара»
  • В. Завирохин. Народная экспертиза
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Все гениальное просто. Или нет?
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Что считать разновидностью?
  • Замедляющие время: чем ставропольские посткроссеры занимаются по вечерам
  • Исследование Антарктиды
  • Смысловые тройки. Ответы
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • Дорога знаний в филателию и филокартию
  • С радиацией по жизни
  • Родина-мать зовёт!
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • Январский обзор выпусков почтовых марок
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Путь к Победе! К 80-летию освобождения Воронежа
  • Исаак Ньютон и его яблоко
  • Хранители истории: из Анапы – с любовью!
  • Леонард Эйлер, или Сколько весит комета Галлея
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • Куба далека? Куба – рядом!
  • Как полезно пролистывать старые газеты
  • Из истории мореплавания
  • Экспозиция "Надпечатки"
  • Первая энциклопедия математических знаний России
  • Стиль Беггарстафф в наших альбомах
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Марки и литература
  • Самая неудачная марка 2022 года. Итоги
  • Непокоренный Ленинград
  • Почтовые карточки целевого назначения
  • Новогодняя тема - самая любимая
  • Дайте мне марки Израиля. И побольше....
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • Посткроссеры Омска
  • Созвездие кактусов
  • По следам наших публикаций. Наивное искусство
  • Рождественские открытки Серпухова
  • Что в имени моем тебе…
  • Лучшей маркой 2022 года стала...
  • На марках – наивное искусство
  • Эпоха на ладони
  • Самая неудачная марка 2022 года
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Рождественские открытки от обер-почтмейстера
  • Тематика почтовых марок 2022 года
  • Чем запомнился 2022 год в Филателии?
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Декабрьский обзор выпусков почтовых марок

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru