ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллеционерам

Любимый архитектор императрицы

По следам наших публикаций. Вносим ясность


Главная  /  Ледоколы в океане филателии. Часть II

Поиск по статьям:

Ледоколы в океане филателии. Часть II

2023-03-17 07:17:24, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Закончилась Великая Отечественная война. Ледокольный флот СССР потерял часть кораблей, часть в силу своего возраста не справлялась с поставленными задачами.

В 50-х годах прошлого века Советский Союз, восстанавливающийся после войны, крайне нуждался в транспортном сообщении. Для транспортировки грузов строились всё новые и новые транспортные суда, в том числе и усиленного ледового класса, но даже им требовалась ледокольная проводка. Для этих целей Советский Союз заказал на верфях г.Хельсинки серию ледоколов. Решено было использовать проект недавно построенного финского ледокола «Voima» и внести в него незначительные изменения.

Первым ледоколом серии, построенным по советскому заказу, стал «Капитан Белоусов», названный в честь того самого капитана ледокола «Иосиф Сталин», спасшего из ледового плена «Георгия Седова».

С 1954 до 1975 года «Капитан Белоусов» трудился в Арктике, после чего отправился в более теплые края. На Азовском море возникла необходимость в мощном ледоколе. Дело в том, что из-за своей мелководности Азов, по сложности ледокольных проводок, может сравниться с арктическими морями. В 1992 году, после распада СССР, ледокол отошел Украине. До недавних пор «Капитан Белоусов» принадлежал Мариупольскому морскому порту и оставался единственным ледоколом Украины. В настоящее время проследить его судьбу тяжело, но можно с уверенностью сказать, что это самый возрастной ледокол. В декабре 2023 года он отметит 80-летний юбилей. Хотя «Красину» более 100 лет, но функцию ледокола он перестал выполнять в возрасте 56 лет.

В те же годы, когда на финских верфях строился «Капитан Белоусов», на голландской верфи «De Schelde», по проекту советских ученых был построен дизель-электроход ледового класса «Лена», который был введен в эксплуатацию в марте 1954 года.

Это был первый корабль серии транспортных судов для автономного арктического плавания. Более широкую известность получило второе судно этой серии, носившего имя еще одной великой реки России – «Обь». Именно дизель-электроход «Обь» доставил участников первой Советской Антарктической экспедиции на шестой континент, что положило начало советских изучений в Антарктиде.

Дизель-электроход «Лена» также участвовал в первых двух советских Антарктических экспедиция. Но до того, как отправиться в декабре 1954 года к берегам Антарктиды, «Лена» успела совершить первый в истории Севморпути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов. Судно продолжало трудиться для освоения и поддержания жизнедеятельности в Арктике и Антарктике до своего списания в 1983 году.

В ходе успешной эксплуатации ледоколов, построенных на финской верфи «Wärtsilä Hietalahti», в конце 50-х годов там вновь разметили заказ на изготовление новых ледоколов. И в 1960 году был введен в эксплуатацию ледокол «Москва», головное судно серии из пяти дизель-электрических ледоколов, названных в честь крупных советских городов.

Позже там же были построены «Ленинград», «Киев», «Мурманск» и «Владивосток». Последний из перечисленных можно увидеть на почтовой марке 1986 г.в., посвященной вызволению из ледового плена научного судна «Михаил Сомов».

Остальные ледоколы серии на почтовых марках не изображались, поэтому вернемся к описанию «Москвы». На момент сдачи это был самый большой и самый мощный неатомный ледокол в мире. В феврале 1985 года «Москва» была в центре международного внимания, когда стадо белух оказалось в ледяной ловушке, недалеко от Чукотки. Ледокол пробил канал в паковом льду и сумел вывести более 2000 китов в открытое море. В октябре 1961 года, «Москва» всего за 10 дней совершила переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. А это почти 11 000 км. В 1992 году судно постигла участь большинства кораблей морского флота СССР. Оно было списано и продано на металлолом.

В канун нового 1962 года, а именно 30 декабря 1961 года, на «Адмиралтейских верфях» в Ленинграде, был сдан в эксплуатацию ледокол «Василий Прончищев», который назвали в честь исследователя Арктики XVIII в. Судно использовалось в устье Северной Двины и на Белом море, поддерживая деятельность порта Архангельск, как фактически незамерзающего порта.

Позже входило в состав Экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъёмных и подводно-технических работ Северного морского пароходства. В 1988 году ледокол был задействован для исследований прибрежной зоны Ледовитого океана на маршруте Архангельск – Диксон – Тикси. Списан в 1989 году.

В 1962 году на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола, в городе с самым комсомольским именем – Комсомольске-на-Амуре, был введен в эксплуатацию дизель-электроход ледового типа «Амгуема».

Столь интересное для логопедов название взято по имени реки, которая протянулась на 498 км по полуострову Чукотка.

Всего было построено 15 ледоколов этого типа. Десять в Комсомольске-на-Амуре, а последние пять на Херсонском судостроительном заводе. Последним, из этой серии, в 1975 году, был построен «Михаил Сомов». И если про него полно информации, и про три дрейфа, и про Антарктические экспедиции, то, про судьбу первого из серии, ледокола «Амгуема», известно немного.

Можно сказать неизвестно НИЧЕГО. После ввода в эксплуатацию в 1962 году трудился в Дальневосточном морском пароходстве, списан в 1987 году. История ледоколов в филателии повторила их историю в жизни.

«Михаилу Сомову» посвящено несколько марок и блоков, а «Амгуема» отражена однажды, на марке 1977 г.в.

Продолжая успешное сотрудничество с Хельсинкской верфью «Wärtsilä», в 1975 году там был построен дизельный полярный ледокол «Адмирал Макаров».

Это был второй в серии из трех ледоколов, построенных в Финляндии по заказу СССР. Все три получили имена ранее существовавших ледоколов. Годом ранее был заложен «Ермак», а годом позже «Красин». Все три и сегодня продолжают трудовую вахту в Арктике. Изображенный на марке 1978 г.в. ледокол был назван в честь талантливого полководца, одного из разработчиков первого арктического ледокола «Ермак» - Степана Осиповича Макарова.

С момента ввода в эксплуатацию и до 2017 года «Адмирал Макаров» был приписан к порту Владивостока, после чего был переведен в Мурманск, где и продолжает свою трудовую вахту. До 1966 года под таким именем в Арктике работал пароход-ледокол, который до 1958 года назывался «Вячеслав Молотов».

Это были все НЕ атомные ледоколы, которых своим вниманием удостоила почта СССР и РФ. Им на смену стали приходить более мощные и современные ледоколы – атомные. Речь про них пойдет в следующей статье.

Иллюстрации автора

В.Н. Агарков

Продолжение следует...

 

Другие статьи автора

День Советской пожарной охраны

Ледоколы в океане филателии

Ледоколы в океане филателии. Часть II  

Атомные ледоколы в океане филателии 

Миллион разных, разных роз...

Ордена Российской империи

Государственные награды Российской Федерации

Государственные награды СССР

Антарктида. Сюжеты на марках

Исследование Антарктиды

Фауна Антарктиды

Северный полюс. Они были первыми  

Салют, пионерия!!!

Итог работы — первая книга! 

Современные труженики Арктических морей  

Обучая – изучаем!  

Новый год в советской филателии

Новогодние марки в России! 

Россия-Гвинея  

Китайский новый год в филателии

Профессия - пожарный  

Пожарная техника в филателии  

Спорт в пожарной охране  

Филателистический букет из орхидей  

 

Интервью с В. Агарковым

Любовь к маркам осталась с детства




Комментарии к статье:
2023-12-27 08:28:55, Владимир Александрович
Прочитал обе части с большим удовольствием. Спасибо! Всегда привлекали марки на тему полярных исследований.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru