ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии

Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов

По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета

Фестиваль молодежи — фестиваль мира


Главная  /  Художественный авангард в филателии

Поиск по статьям:

Художественный авангард в филателии

2023-09-15 08:59:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века». 

В этой статье Андрей Петрович расскажет, почему без знания основ авангардного искусства трудно заниматься филателией, следить за новыми тенденциями в оформлении знаков почтовой оплаты. 

*  *  *

Филателистическая литература по этому вопросу пока что не отличается богатством, но зато характеризуется определенной глубиной. В 1969 году вышла в свет книга Б.М. Кисина «Страна филателия», которой было суждено стать этапной в истории популяризации художественного авангарда.

Впервые в советской научно-популярной литературе зашла речь не только об авангарде в филателии, но и о закономерностях авангардного искусства в целом и об особенностях восприятия марок, посвященных искусству ХХ века.

Не менее важна монография В.Я. Бродского «Искусство почтовой марки» (1968). Это прекрасно исполненное подарочное издание также было призвано дать филателистам определенные искусствоведческие ориентиры. В этой серьезнейшей книге научным, профессиональным языком было рассказано о том, какими эстетическими свойствами обладают знаки почтовой оплаты, репродуцирующие произведения художников-авангардистов. Эти рассуждения читаются и сегодня на одном дыхании.

Рискнем предположить, что в случае переиздания этой книги в ХХI веке, она ни в коей мере не показалась бы устаревшей, поскольку в полном смысле слова опередила время.

В 1968 году советская филателия еще была массовой, коллекционеры «гонялись» за редкими и «модными» марками, и мы позволим себе утверждать, что эстетический облик в ту эпоху был отнюдь не самым важным свойством марок и блоков. И, несмотря на это, В.Я. Бродский разворачивает читателя к художественной стороне марки, свободно манипулирует именами художников-авангардистов и увлекательно рассказывает об эволюции знака почтовой оплаты как произведения искусства.

Почему без знания основ авангардного искусства трудно заниматься филателией, следить за новыми тенденциями в оформлении знаков почтовой оплаты?

Прежде всего, потому, что современное искусство активно влияет на язык почтовых марок, оно даже во многом определяет принципы графического оформления современных почтовых миниатюр. Без определенного минимума знаний о современном искусстве можно легко пройти мимо многих значительных художественных открытий. Пиком дискуссий об авангарде была эпоха «оттепели».

После выставки П. Пикассо, которая была организована в СССР в 1956 году, споры о современном искусстве стали неотъемлемой частью нашей жизни. При этом они захватили людей самых разных возрастов.

Дискуссии о сущности кубизма и абстракционизма были отличительной чертой жизни поколения стиляг. Эти споры носили поверхностный характер, ученые-гуманитарии знали больше, чем модники-студенты, и могли больше сказать о современном искусстве.

Стиляги яростно ниспровергали прошлое. Но государство не очень поддерживало интерес к авангарду. Счастливым исключением был Пикассо, которого нельзя было критиковать из-за его членства в компартии Франции. Он стал первым художником-авангардистом, которому в СССР была посвящена памятная марка.

Искусство Пикассо всегда было в центре жарких дискуссий об авангарде. Марок, посвященных кубистическим работам художника, тогда еще не было, хотя почта Китая несколько раз воспроизводила «Голубя мира», но мы все же говорим об авангардистских работах, вызывавших споры, поэтому отметим, что источником знакомства с кубистическими полотнами в те годы были не марки, а популярные брошюры и недорогие книги бывшей ЧССР и бывшей ГДР.

Стиляги избрали кубизм своим знаменем. Они всегда с большим уважением произносили имена П. Пикассо, Ж. Брака и Джексона Поллока, считая их своеобразными символами эпохи. Если бы тогда были марки с репродукциями абстрактных полотен, шестидесятники (даже при равнодушном отношении к филателии) охотно наклеивали бы их на письма.

В последние годы не утихают споры вокруг Казимира Малевича. Этому художнику в настоящей работе будет посвящена отдельная глава, а еще в одной главе будет рассказано о Василии Кандинском.

В мире уже накопилось немало почтовых миниатюр, использующих эстетику как Малевича, так и Кандинского, и раскупаются такие марки довольно быстро.

У каждой эпохи свои особенности, и сегодня мы уже не наблюдаем жарких дискуссий о сущности современного искусства. Однако в этом есть и свои положительные стороны, особенно для филателистов.

Пришло время беспристрастным и даже несколько холодным взором взглянуть на выпущенные в разных странах филателистические материалы, сделать некоторые обобщения.

В цикле статей про авангард, я старался описать особенности каждого из рассматриваемых направлений, уделяя внимание главным образом тем специфическим чертам, которые нашли отражение на филателистических объектах. И если изложенные факты помогут читателям ориентироваться в непростом мире филателистических материалов, посвященных авангарду, автор будет считать, что прикоснулся к этой теме не напрасно.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru