ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ

Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года

Бонжур, месье Mушон!

От Камчатки до Калининграда


Главная  /  Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба

Поиск по статьям:

Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба

2023-09-29 14:13:44, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В 1936 году мой отец Севастьянов Михаил Иванович работал слесарем на заводе «Краснолит» и учился летать в Краснодарском аэроклубе. В комитете комсомола завода он отвечал за спортивную работу и с гордостью носил знак «Ворошиловский стрелок».

В ноябре 1936 года отец закончил учебу в Краснодарском аэроклубе и на родном заводе был премирован книгой В.Паже «Авиация и воздухоплавание» (Москва-Ленинград, 1934). В ней говорилось: «Книга "Авиация и воздухоплавание в вопросах и ответах"  представляет собой переработанный и значительно дополнительный перевод известного труда майора Воздушного корпуса США В. Паже. В результате переработки и дополнений книга не только знакомит советского читателя с одним из лучших образцов иностранной авиатехнической литературы, но и отвечает запросам широких кругов трудящейся молодежи Советского Союза, давая в живой и понятной форме основные сведения по авиации и воздухоплаванию и знакомя с достижениями нашей страны в этих отраслях техники...».

23 июня 1941 года мой отец был призван в Красную Армию, в учебный авиаполк, где вспоминал свою учебу в аэроклубе...

Служил в эскадрилье связи Зак.Фронта, после ранения в 1942-1943 гг. перегонял американские «Аэрокобры» из Тегерана в Баку, затем служил в 15-й перегонной эскадрильи, перегонял самолеты с Казанского авиазавода на фронт...

В июле-августе 1945 года участвовал в подготовке воздушного Парада Победы, который должен был состоятся 19 августа. Он летал в лозунге «СЛАВА СТАЛИНУ» в развилке буквы «У». Это был самый сложный групповой полет (94 самолёта в воздухе) в истории мировой авиации, но из-за непогоды Парад так и не состоялся...

Его мама, моя бабушка, Клавдия Семеновна, во время немецкой оккупации, с августа 1942 по февраль 1943 года, жила в Краснодаре. Она смогла спрятать вещи отца, в том числе и его книги. Сегодня одна из них —  «Авиация и воздухоплавание», стоит у меня на книжной полке.

Один из разделов — был посвящен дирижаблям. О них в книге сказано: «В конце первой пятилетки дирижаблестроения: уже созданы четыре мягких корабля (В-1, В-2, В-3 и В-4) и первый полужесткий корабля В-5».

Читаем в книге:

Вопрос. Назовите основные типы дирижаблей?

Ответ. Дирижабли делятся на три главные группы: мягкие, полужесткие и жесткие.

Вопрос. Что такое мягкий дирижабль?

Ответ. Это матерчатый мешок обтекаемой формы, наполненный газом. Мягкий дирижабль сохраняет свою форму лишь благодаря совместному давлению воздуха и газа внутри мешка. Пассажиры и моторы размещены в гондоле, подвешенной к дирижаблю на тросах...

Вопрос. Что такое полужесткий дирижабль?

Ответ. Это дирижабль, в котором корпус крепится к дюралюминиевой раме; к этой же раме крепятся пассажирские и моторные кабины. Носовая часть полужестких дирижаблей часто покрывается листовым дуралюмином для лучшего сохранения обтекаемой формы. Сохранение формы у этих дирижаблей так же зависит от давления газа и воздуха внутри оболочки.

Вопрос. Что такое жесткий дирижабль?

Ответ. В жестком дирижаблей форма корпуса определяется жестким остовом из легкого металла. Таким образом форма сохраняется независимо от давления газа. Газ содержится в ряде отдельных камер и мешков (отсеков); рама покрыта тканью. Кабины — моторные, пассажирские и управления прикреплены к остову дирижабля, а не к газовым мешкам, как в мягком дирижабле.

Внутри дирижабля имеются проходы, обеспечивающие свободный доступ ко всем частям корпуса и к отдельным газовым отсекам.

Жесткая конструкция, являющаяся наиболее сложной и дорогой, выгодна лишь в применении к большим дирижаблям.

Вопрос. Что такое цельно-металлический дирижабль?

Ответ. Это дирижабль, полностью выполненный из металла. Впервые идея цельно-металлического дирижабля была выдвинута советским учёным К.Э. Циолковским и Дирижаблестрой приступил к практическому осуществлению идеи т. Циолковского.

Вопрос. Каковы транспортные возможности дирижабля?

Ответ. О них можно судить хотя бы по следующим примерам:

а) в 1926 г. итальянский дирижабль «Норвегия» совершил перелет через Северный полюс, покорив участок Шпицберген — Северный полюс — Теллер (Аляска), общим расстоянием в 5700 км без посадки в 71 час;

б) в 1929 г. дирижабль «Граф Цеппелин» - ЛЦ — 127 совершил кругосветный перелёт, проведя в самом перелёте 12 суток и покорив с тремя остановками расстояние в 35000 км. Этот дирижабль в нормальных рейсах свыше 20 раз пересек океан и покорил около 600 000 км.

Вопрос. Является ли дирижабль и самолёт конкурентами?

Ответ. Нет, ни в какой мере. Дирижабль не конкурент самолёта. Дирижабль и самолёт не заменяют, а лишь дополняют друг друга.

Если сравнить дирижабль определенной мощности и кубатуры с соответствующим самолётом, то станут совершенно ясными выгодные и невыгодные стороны эксплуатации дирижабля и самолёта. Так, самолёт, имеющий винтомоторную группу мощностью в 2400 л.с., способен поднять около 8 т полезной нагрузки и находится в беспрерывном полёте в течение 10 часов. При этом радиус действия такого самолёта равен 1800 км.

Дирижабль кубатурой в 70 000 м3, винтомоторная группа которого даёт общую мощность в 1600 л.с., может поднять 38 т. полезного груза и провезти в беспрерывном полёте 118 часов. Радиус действия такого дирижабля составляет около 7000 км. Единственное в чём такой дирижабль уступает самолёту, - это в скорости: в то время как скорость самолёта достигает нескольких сот километров в час, в зависимости от типа, дирижабль способен дать не больше 100-120 км/час…

Дирижабль жёсткого типа имеют громадные объемы и очень большие размеры: от 100 до 240 м в длину при объёме от 25000 до 200000 м3.. Радиус действия их очень велик; есть дирижабли, способные совершить полёт вокруг земли без посадки… Английский жесткий дирижабль конструкции цеппелина совершил полёт из Англии до Минеолы (Техас) и обратно.

Дирижабль «Лос-Анжелес», построенный в Германии и приобретенный США, совершил успешный полёт из Германии в Америку через Атлантический океан (путь в 8000 км был пройден в 80 ч. 45 м.).

Вопрос. Какова область будущего применения дирижаблей?

Ответ. Дирижабли, особенно жёсткого типа, будут применятся для перевозки пассажиров, почты и грузов на дальние расстояния… Дирижабль, который имеет большую грузоподъёмность по сравнению с его собственным весом, чем самолёт, явится в будущем, по мнению многих авторитетов, туристическим воздушным кораблём.

Вопрос. Какое применение имеют дирижабли в СССР?

Ответ. У нас в СССР это дело является молодым. Мы ещё несколько лет назад не имели ни дирижаблей, ни верфей для их постройки, ни необходимых кадров специалистов: конструкторов и водителей.

В чрезвычайно короткий срок (2-3 года) под напором советской общественности были собраны кадры старых воздухоплавателей, к которым прикрепили советскую молодежь: развернулось проектирование и постройка с начало нескольких мягких, а затем и полужестких дирижаблей. Испытания первого советского полужесткого дирижабля В-5 показали, что техника этого сложнейшего дела нами освоена. В скором времени мы будем свидетелями постройки жестких дирижаблей, этих колоссальных воздушных кораблей.

Использование дирижаблей – удобного в условиях огромной территории Союза транспортного средства – намечается у нас в СССР чрезвычайно всесторонне. Благодаря тому, что дирижабль может покрывать без посадки громадные расстояния и удаляется от базы на тысячи километров, чрезвычайно ценно его использовать для исследовательских работ в условиях трудно-проходимых местностей, каковыми являются, например, все побережье Северного Ледовитого океана и земли, лежащие к северу от этого побережья».

Ещё немного истории

Крестным отцом больших дирижаблей был граф Фердинанд фон Цеппелин (1838-1917) который в начале XX века начал строить в Германии огромные жесткие дирижабли, которые в честь графа стали называть «цеппелинами».

За период с 1900 по 1916 гг. в Германии было построено 176 дирижаблей, которые активно использовали в годы Первой мировой войны.

Так один из самых больших боевых цеппелинов L-70 имел следующие данные: длина – 211,5 м, объём 62200 м3, потолок – 7000 м, скорость – до 131 км/ч, грузоподъемность – 39200 кг, экипаж – 25 человек, бомбовая нагрузка – 3650 кг.

Для сравнения самый большой самолет Великой войны «Илья Муромец» имел максимальную скорость – 120 км/ч, потолок – 3500 м, экипаж – 5-7 чел. боевую нагрузку – 490 кг, то есть в 7 раз меньшую чем L-70.

После поражения Германии в войне в стране сохранилась мощная база по строительству дирижаблей. И в 20-е-30 годы на ней строились дирижабли как для Германии, так и для других стран.

Самый знаменитый из них был дирижабль LZ-127 «Граф Цеппелин» построенный в 1928 году.

«Граф Цеппелин» совершил много уникальных полётов. В том числе на Северный полюс, вокруг Земного шара, трансатлантические перелёты из Европы в Северную и Южную Америку …

В 1930 году «Граф Цеппелин» прилетал в СССР, и в 1931 году, по пути к Северному полюсу, в Арктике произошла встреча дирижабля с ледоколом «Малыгин».

В июле 1931 года в СССР вышли четыре марки, посвященные этой встрече.

Еще в 1928 году в Германии вышли три первые марки, посвященные дирижаблю. А затем на этих марках в 1930, 1931 и 1933 годах были сделаны надпечатки, посвященные полётам дирижабля «Граф Цеппелин».

Марки, посвящённые полётам LZ-127, вышли во многих странах мира и ныне представляют большую ценность для коллекционеров.

В 1936 году отправился в свой первый рейс через Атлантику другой знаменитый дирижабль LZ-129 «Гандербург», полёты которого, в отличие от «Графа Цеппелина», окончились трагически. В 1937 году в Нью-Джерси США он был уничтожен пожаром…

После гибели «Гандербурга» эра цеппелинов в конце 30-х годов стала заканчиваться и их окончательно вытеснили с неба самолёты.

Вторая жизнь дирижаблей?!

С момента гибели «Гинденбурга» прошло более 85 лет. Ныне самолёты и их младшие братья вертолёты заняли все ниши в воздушном пространстве.

Действительно, если во время Первой мировой скорость цеппелинов была сопоставима со скоростью самолётов, а грузоподъёмность и дальность полётов во много раз больше, то сейчас скорость самолетов во много раз больше скорости дирижаблей, а дальность полёта и грузоподъемность сопоставима или даже больше, чем у цеппелинов.

Возможно, дирижабли могли бы занять свою нишу в грузовых и пассажирских воздушных перевозках, особенно, в пустынных районах Сибири, Дальнего Востока, побережья Северного Ледовитого океана… Можно достаточно быстро наладить массовое производство малых (мягких) и средних (полужестких) дирижаблей производство которых значительно дешевле и проще строительства самолётов. И возможно, тогда мы вновь увидим плывущие в небе воздушные корабли?!

Михаил Севастьянов. г.Краснодар

 

Другие статьи автора:

История на марках. Герб Советского Союза

Первые Герои Советского Союза на почтовых марках

Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа

Стратостаты и стратонавты на почтовых марках  

 

Статьи по теме

Гиганты неба: история отечественного дирижаблестроения в советских почтовых марках

Гиганты неба. Курс на Арктику

Гиганты неба. «5 в 4», или Энтузиазм в «экспортном варианте»



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти
  • Не трожь марку!
  • Юморист Джек Фоллоуз и почта
  • Лев Толстой и другие великие…
  • Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков
  • Обнаружено в Музее почты

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru