ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллеционерам

Любимый архитектор императрицы

По следам наших публикаций. Вносим ясность


Главная  /  Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

Поиск по статьям:

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

2023-10-05 09:42:55, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века». 

В этой статье Андрей Петрович рассказывает о творчестве художника-авангардиста, педагога, теоретика искусства, философа, основоположника супрематизма —  Казимира Малевича.

*  *  *

Филателисты имеют право на особое мнение о Казимире Малевиче (1878 - 1935), ведь авангардные построения художника широчайше используются в мировой почтовой графике. Во многих странах мира отправители писем наклеивают на конверты марки с геометрическими построениями и даже не знают, что держат в руках образцы стиля Казимира Малевича – супрематизма.

Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году на Киевщине в польской семье. Он учился в сельскохозяйственном училище, но рано проявил интерес к рисованию. В юном возрасте будущий футурист прошел через период увлечения И. Репиным и И. Шишкиным.

Он вполне профессионально работал в области реалистической живописи, а во время первой мировой войны создавал блестящие агитационные карикатуры. Но художник рано решил, что в реализме все уже создано, и надо идти дальше. Необходимость монтажного, конструируемого художником искусства (отсюда слово «конструктивизм») буквально витала в воздухе.

Сама эпоха, насыщенная техническими и политическими преобразованиями, властно диктовала появление нового отношения к прекрасному. Авангардисты воспевали скорость, быстрое движение. Железнодорожный бум заставлял взглянуть на мир из окна вагона или едущего наперегонки с поездом автомобиля. Еще один бум – авиационный – привел к необходимости взглянуть на землю с небес.

Имя Малевича тесно связано с понятием «супрематизм» – направлением в искусстве, предполагающем изображение форм в виде простых геометрических фигур. Эти построения уже давно полюбились дизайнерам: в духе Малевича оформлены интерьеры зданий, обложки книг, тара и упаковка некоторых товаров и даже игральные карты…

Малевич создал «параллельный мир», но не в том смысле, как его трактуют фантасты. Мир геометрических построений – это особая символика многомерного пространства, бесконечно простирающегося во всех направлениях Космоса. Жаль, что марки с репродукциями работ Малевича ни разу не включались в космические коллекции. Но обнаружение новых произведений художника привело к новому витку бума Малевича. Даже сам факт научной экспертизы «Черного квадрата» (1913) вызвал к жизни такие горячие споры о творчестве художника, что стало ясно: нерешенных вопросов еще очень много.

Чаще всего представители обыденного сознания говорят, что для создания такого произведения совсем не нужно никаких умений. Есть мнение, что это полотно является не познанным до конца чудесным прорывом в бездну, в бесконечность и в четвертое измерение. Говорят также, что сама картина способна провоцировать споры, жаркие дискуссии. Уж не значит ли это, что любая репродукция «Черного квадрата» может неким биоэнергетическим образом воздействовать на наши умы и души?

Живопись способна по-разному воздействовать на чувства человека. Хорошо, когда эти эмоции описаны правдиво и искренне. А ведь противники Малевича не раз прибегали к провокациям. Недобросовестные люди распространяют слухи о том, что сама могила художника способна генерировать некую энергию, не говоря уже о репродукциях его работ, излучающих… особенный свет.

Уже сегодня ясно одно: супрематизм был новым видением мира, своего рода прорывом в особенное – космическое сознание. Получается, что Вселенная может представать как бездонный колодец слепящего света, и геометрические фигуры становятся своего рода «дорожными знаками» на пути в космическую бесконечность. Ученые расшифровывают эти знаки, словно древние письмена и постепенно конструируют ход творческого процесса художника, сравнивают его построения с тайнописью. К. Малевич по праву назван легендарной фигурой столетия. Существуют школы – художественные объединения творцов-единомышленников, имеющие в основе супрематистскую доктрину Малевича.

Но не только интерпретация картин и литературных текстов Малевича ставит в тупик его биографов. Множество тайн связано с ненайденными и вообще неизвестными работами Малевича.

Несколько лет назад был обнаружен один из вариантов всемирно известного «Черного квадрата». Это настоящая детективная история. В Самарское отделение Инкомбанка обратился молодой человек с просьбой купить у него одну из версий «Черного квадрата». Картина оказалась подлинной. Искусствовед Г. Никич, приглашенный для идентификации картины, вспоминал потом, что «всем сразу стало ясно, что картина подлинная – от нее исходила какая-то специфическая энергия». А продавец картины после заключения сделки надолго исчез и вернулся домой в состоянии глубокой депрессии. Тогда и было высказано мнение, что энергетика картины долго «не отпускает» владельца.

К. Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 год, Третьяковская галерея

Семья, продавшая Инкомбанку картину, владела также частью архива Малевича и фрагментами его скульптурных работ. Биографы художника не теряют надежды найти новые фото- и даже кинодокументы, рассказывающие об основателе супрематизма. Противники Малевича, похоже, даже рады, что его работы утрачены. Чего (или что?) только не писали в последние годы о картине «Черный квадрат». Это, мол, и сатанинская картина, и основание иудейского храма, и отражение полной бездуховности большевизма, и живописное воплощение той пропасти, в которую ввергал Россию коммунистический строй.

Не остались в стороне даже молодежные журналы, которые не преминули пренебрежительно высказаться о революционном искусстве. Противники художника ведут себя смело, не жалеют громких слов.

«Чёрный квадрат». Рубеж 1920—1930-х годов Государственный Эрмитаж  

А ведь в тридцатые годы Малевича не предавали анафеме. Создатель «Черного квадрата» всегда вызывал у людей глубокое почтение. В зрелые годы он походил скорее на основателя новой религии, чем на художника-педагога. Он требовал от учеников беспрекословного подчинения принципам супрематизма, но это окупалось тем поистине безграничным идейным багажом, который приобретали ученики. Многие иностранные гости Петербурга (а в прошлом – Ленинграда), сойдя с трапа самолета, сразу же просили гидов отвезти их в ГИНХУК – давно не существующий Институт художественной культуры, основанный Малевичем, и удивлялись, узнав, что этой школы давно уже нет. Излишне говорить, как хорошо бы распродавались марки с картинами Малевича, как охотно гасили бы их иностранцы в почтовых отделениях современных музеев.

«Чёрный квадрат». 1929 год. Государственная Третьяковская галерея  

В 1935 году Казимира Севериновича не стало. Он готовился к смерти и спроектировал себе особый супрематический гроб сложной формы. В этом гробу тело художника перевезли в Москву. Перед отправкой с Московского вокзала гроб пронесли по Невскому проспекту в сопровождении большого количества людей. Усопший считался революционным художником, и Ленсовет без колебаний оплатил эти не совсем обычные похороны. Но не было ни посмертной выставки, ни желания вернуть в СССР работы Малевича, оставшиеся за рубежом. Впереди были годы забвения. Марки появились лишь в 1990-е годы. Среди стран, посвятивших художнику почтовые миниатюры, мы находим Россию, Белоруссию и Бельгию.

Урну с прахом похоронили в деревне Немчиновка под Москвой. Но первый памятник на могиле Малевича, созданный по эскизу художника Николая Суетина, недолго простоял на месте. Монумент представлял собой деревянный куб с черным квадратом, и вандалам не составило особого труда разбить его. Памятник из дерева был утрачен. А восстанавливать могилу чиновники от культуры не спешили, к тому же начались гонения на авангардное искусство.

Отметим, что люди, не понимающие абстрактного искусства, есть во многих странах, но нигде в мире споры с абстракционистами не имели такого агрессивного характера, как в СССР. Еще в конце семидесятых вокруг имени Малевича начались странные виражи судьбы. Его имя вдруг стали упоминать в связи с предстоящей Олимпиадой–80.

Не секрет, что многие зарубежные поклонники русского искусства попытались использовать Олимпиаду для того, чтобы познакомиться с русским авангардом, побывать в местах, связанных с именами М. Шагала, К. Малевича и В. Кандинского. Началась негласная подготовка к этим событиям.

К 1980 году в нескольких странах мира прошли выставки работ художника, но если устроители выставок присылали в СССР каталоги, то почтовая цензура нещадно изымала эти издания. Возникло предложение обустроить могилу, но тут выяснилось, что в Немчиновке она даже не зарегистрирована. Пришлось отложить установку надгробья, которое воссоздано лишь недавно.

Теперь картина «Черный квадрат» висит в Эрмитаже, и каждый может прийти на свидание с этим многострадальным произведением. Оно многозначно и таинственно, поэтому и встреча с ним обещает быть интересной. А почтовые администрации стран мира дарят нам все новые и новые возможности пополнить разделы коллекции по искусству марками, посвященными творчеству Казимира Севериновича.  

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

 

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru