ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Почтовые призраки. Свободное государство Акри

К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце

Обзор почтовых марок за февраль 2024 года

История открытки. Двухсторонние маркированные карточки


Главная  /  Современные труженики Арктических морей

Поиск по статьям:

Современные труженики Арктических морей

2023-10-27 08:37:37, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Для проводки судов по северным морям в России существует самый большой в мире ледокольный флот. Но мало провести караваны через арктические льды, их еще нужно доставить к месту разгрузки. И здесь уже мощные ледоколы, с их большой осадкой, не помощники.

Для поддержания в судоходном состоянии акваторий портов используются «облегченные» ледоколы, осадка которых позволяет осуществлять навигацию в устьях рек и мелководных морских заливах.

В мае 2005 года на «Балтийском заводе» было начато строительство дизель-электрического ледокола «Москва».

Рис. 1. Ледокол «Москва» - первый построенный ледокол в современной России

До этого, почти 40 лет наша страна самостоятельно не строила ледоколы, предпочитая заказывать их у иностранных производителей. В декабре 2008 года судно было принято в эксплуатацию. Через год государственный флаг был поднят на однотипном ледоколе «Санкт-Петербург». Эти суда являются многопрофильными. Они предназначены для проводки во льдах судов шириной до 50 метров, борьбы с разливами нефти и химических продуктов, проведения аварийно-спасательных и водолазных работ.

Жители и гости Санкт-Петербурга могут наблюдать за их работой в устье Невы. Также они часто стоят пришвартованными на набережной Лейтенанта Шмидта, не далеко от легендарного ледокола-музея «Красин».

В давнем споре между парадной и подъездом, поребриком и бордюром, шавермой и шаурмой, люди, давшие имена этим двум ледоколам, выступили на стороне северной столицы. На корме ледокола «Москва», под названием обозначен порт приписки (место жительства) – Санкт-Петербург.

Рис. 2. Ледокол «Санкт-Петербург» на ХМК 2011 г.в.

Ни для кого не секрет, что нефть и газ являются главными статьями экспорта России. Основные их месторождения на суше уже частично выработаны, а некоторые и полностью истощены. В настоящее время идет активная разведка и добыча углеводородного сырья в Арктике, в Беринговом и Охотском морях, где оборудуются специальные платформы. Для вывоза сырья строятся специальные танкеры, способные самостоятельно преодолевать ледовые преграды без сопровождения ледоколов. Одним из таких является танкер «Штурман Альбанов» (рис. 3), построенный в Южной Корее на верфи «Samsung Heavy Industries».

Рис. 3. Танкер «Штурман Альбанов» во льдах Обской губы в Карском море

Судно носит имя Валериана Ивановича Альбанова, который являлся штурманом на шхуне «Святая Анна», на которой в 1912-1914 годах состоялась полярная экспедиция под руководством Г.Л. Брусилова (рис. 4).

Рис. 4. Шхуна «Св.Анна», штурманом которой являлся В.И. Альбанов

С ноября 1914 года В.И. Альбанов работал в должности второго помощника на купленном у Канады ледорезе «Earl Grey», переименованном в «Канаду», позднее в «III Интернационал», затем в «Федор Литке» (рис. 5).

Рис. 5. Ледорез «Федор Литке» - 45 лет на службе в Арктических морях

На той-же южно-корейской верфи был построен и арктический челночный танкер «Тимофей Гуженко», названный в честь Героя Социалистического труда, министра морского флота СССР (1970-1986 гг.) Тимофея Борисовича Гуженко.

Т. Б. Гуженко уделял особое внимание развитию экономики Арктики и арктического судоходства. Его заслугой стало создание мощного атомного ледокольного флота СССР. Под его руководством в 1977 году была организована, и удачно осуществлена экспедиция атомохода «Арктика» к Северному полюсу (рис. 6).

Рис. 6. Покорение Северного полюса атомоходом «Арктика»

После этого знаменитого похода началась системная работа по расширению временных рамок арктической навигации, а в районах максимальных грузопотоков (порты Дудинка, Игарка, Анадырь) она стала круглогодичной.

На купоне к марке 2013 года (рис. 7) показано, как идет заливка нефти в танкер «Тимофей Гуженко» со стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала (СМЛОП) «Варандей», который расположен за полярным кругом в Баренцевом море и занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый северный круглогодично действующий нефтяной терминал в мире.

Рис. 7. Перекачка нефти с СМЛОП «Варандей» на танкер «Тимофей Гуженко»

В 2009 году российский ледокольный флот пополнится уникальным арктическим танкером «Михаил Ульянов», который был специально спроектирован для морской транспортировки нефти с арктических шельфовых месторождений. Построенное на «Адмиралтейских верфях», в Санкт-Петербурге судно стало крупнейшим когда-либо построенным на отечественных верфях. При длине 263 метра оно может перевозить до 70 тысяч тонн нефти. Танкер построен специально для перевозки нефти с месторождения Приразломное в Печорском море на терминалы в Мурманской области.

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» (рис. 8) - единственная платформа, ведущая добычу нефти на арктическом шельфе находится всего в 19 км от (СМЛОП) «Варандей».

Рис. 8. Танкер «Михаил Ульянов» во льдах Баренцева моря

Для перевозки сжиженного природного газа используются газовозы ледового класса. В том числе СПГ-танкеры класса «Ямалмакс», которые могут осуществлять самостоятельное плавание в арктических льдах при их толщине до 1,4 метра. В настоящее время ПАО «Совкомфлот», являющееся крупнейшей судоходной компанией России и одним из мировых лидеров в области морской транспортировки сжиженного газа, сырой нефти и нефтепродуктов эксплуатирует пятнадцать танкеров класса «Ямалмакс» (рис. 9).

Рис. 9. СПГ-танкер класса «Ямалмакс»

Все они были построены на верфи «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Company» в Сеуле, Южная Корея. По конструкции газовозы класса «Ямалмакс» относятся к судам двойного действия (англ. Double acting ship) – носовая часть приспособлена для навигации в открытой воде и в условиях тонкого льда, а кормовая оптимизирована для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях.

Все эти суда служат для транспортировки нефти и газа от места добычи, до места переработки. Но для обеспечения жизнедеятельности нефтегазодобывающих платформ нужны совсем другие специализированные ледоколы. Да и небольшим поселкам и научным станциям требуются самые разнообразные товары, но небольшими партиями. До определенного момента эти функции выполняли суда типа «Амгуема» (рис. 10).

Рис. 10. Таинственное имя –«Амгуема»

Но ресурс этих ледоколов уже был выработан, им требовалась замена. Учитывая все эти потребности, российскими инженерами было спроектировано судно, приспособленное для транспортировки разных грузов и оснащенное несколькими устройствами для их быстрой переброски с корабля на берег или даже на дрейфующий лед.

В декабре 2010 года финская верфь «Arctech Helsinki» получила заказ на два многоцелевых ледокольных судна снабжения от российской государственной судоходной компании «Совкомфлот».

Хотя суда были собраны на верфи в Хельсинки, большая часть стальных блоков была изготовлена Выборгским судостроительным заводом. Только пять из 42 корпусных блоков были изготовлены на месте в Финляндии, в то время как остальные блоки были изготовлены и частично оснащены в Выборге, а затем доставлены в Хельсинки на барже для окончательной доукомплектовки, покраски и сборки корпуса.

Через два года, в декабре 2012 года, суда были переданы заказчику. Головное судно было названо в честь датского исследователя Витуса Ионассена Беринга (рис. 11), который с 1703 года и до самой смерти в 1741 году находился на русской службе. В 1725 – 1730 и 1733 – 1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Азией и Северной Америкой, став первым европейцем, открывшим Аляску, открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Рис. 11. Витус Ионассен Беринг

Суда серии «Витус Беринг» (рис. 12) на сегодняшний день – одни из лучших в своем классе. Корпус специально спроектирован для плавания в сложных ледовых условиях. Конструкция и оборудование позволяет осуществлять круглогодичную доставку на нефтяные добывающие платформы персонала, необходимого снабжения и расходных материалов.

Рис. 12. Многофункциональное ледокольное судно «Витус Беринг»

Суда эксплуатируются в акватории Дальневосточных морей России – регионе активного развития нефтегазодобычи на континентальном шельфе. Ледоколы-снабженцы обеспечивают бесперебойную работу нефтедобывающих платформ в Охотском море. Второе судно было этой серии названо в честь помощника Витуса Беринга в обоих Камчатских экспедициях, капитан-командора Алексея Ильича Чирикова (рис. 13).

Рис. 13. Плавание В.Беринга и А.Чирикова

Арктика слишком долго копила свою мощь и не готова сдаваться слишком быстро. Сегодня на судостроительном комплексе «Звезда» (рис. 14), в городе Большой Камень Приморского края уже начал обретать реальные черты атомный ледокол, который является головным в проекте 10510 (ЛК-120Я) - «Лидер».

Рис. 14. Судостроительный комплекс «Звезда» - будущее российских ледоколов

За ним последуют еще два. Для проекта 10510 заявлена способность прохода через 4-метровые льды.

Но помимо столь мощных атомоходов в России разрабатываются и строятся небольшие ледоколы и суда ледокольного типа (включая танкеры и газовозы) для самостоятельного плавания во льдах толщиной до 1,2 метра. Для защиты северных границ для ВМФ МО РФ создаются ледоколы военного назначения. Для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов Арктических районов строятся грузо-пассажирские суда с ледовым усилением.

Прав был М.В. Ломоносов, который еще в середине XVIII века сказал, что «Российское могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном»!

По прежнему жду Ваши пожелания на своей почте amur203@yandex.ru

В.Н. Агарков

 

Другие статьи автора

Ледоколы в океане филателии

Ледоколы в океане филателии. Часть II  

Атомные ледоколы в океане филателии

Миллион разных, разных роз...

Ордена Российской империи

Государственные награды Российской Федерации

Государственные награды СССР

Антарктида. Сюжеты на марках

Исследование Антарктиды

Фауна Антарктиды

День Советской пожарной охраны

Северный полюс. Они были первыми  

Салют, пионерия!!!!  

Итог работы — первая книга!  

Обучая – изучаем!  

Новый год в советской филателии

Новогодние марки в России!  

Россия-Гвинея  

Китайский новый год в филателии

Профессия - пожарный  

Пожарная техника в филателии  

Спорт в пожарной охране  

Интервью с В. Агарковым

Любовь к маркам осталась с детства




Комментарии к статье:
2023-11-02 10:22:15, Максим Грошев
Спасибо за отличную статью! Емко скомпонована информация - я взял статью как образец иллюстрации темы соответствующими ЗПО.
2023-11-02 20:30:59, Андрей
Спасибо за статью!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru