ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллеционерам

Любимый архитектор императрицы

По следам наших публикаций. Вносим ясность


Главная  /  Необычные открытки про Рождество

Поиск по статьям:

Необычные открытки про Рождество

2024-01-08 11:20:20, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Рождество — наверное, один из самых сложных праздников: все встречают его по-своему. Для кого-то обязательно посещение церкви, другие считают это поводом для тихого семейного застолья, а третьи ограничиваются поздравлениями или вовсе не отмечают. Открытки к этому дню такие же разные, как и семейные традиции.

Убедиться в этом помог филокартист Юрий Окишев, собравший удивительную коллекцию тематических карточек про Рождество.

Конечно, проще всего найти отсылки к Рождеству на карточках из религиозных серий. Такую открытку Юрий Константинович показывает нам в первую очередь. Сюжет знаком даже тем, кто плохо разбирается в религии: младенец Иисус Христос родился, на небе сияет ослепительная звезда, а на пороге уже стоят волхвы, которым явился ангел и сообщил о пришествии в мир Сына Божьего.

Эта открытка из дореволюционной коллекции. 31 — ее номер в серии. Скан-копия архива Юрия Окишева

Но у картинки есть несколько забавных особенностей. Самая яркая — интерьер. Согласно верованию, Христос родился в пещере, и вместо люльки его положили в овечьи ясли. Но на картинке — скорее, чистенький домик, животные заперты где-то в углу, и постель малыша вполне напоминает колыбельку.

— У меня есть только одна открытка, где изображена именно пещера. Обычно рисуют более домашние условия, — рассказывает коллекционер. — Все картинки красивые, но пещера появляется редко.

А внимание русского человека не может не привлечь зеленый пейзаж: для нас Рождество поневоле ассоциируется с зимой, холодом и снегом.

Еще одна открытка из той же серии изображает поклонение волхвов. Скан-копия архива Юрия Окишева

Из карточек такой коллекции можно по кусочкам составить историю. Правда, пользоваться для этого внутренней нумерацией лучше не стоит: поклонение волхвов здесь обозначено цифрой 17 и по порядку его пришлось бы ставить раньше Рождества.

— Это дореволюционная серия, 60 штук. Они пронумерованы, у меня все есть. Я думаю, серия выпускалась за рубежом, потому что она с золотой каймой, — объясняет филокартист. — У нас типографические возможности были хуже.

Возможно, открытки печатали все-таки по заказу из России — это объяснило бы, почему одна из подписей на русском языке.

На карточке написано: «Счастливого Рождества и удачного Нового года». Скан-копия архива Юрия Окишева

Сцены из Евангелия появляются и на поздравительных открытках. На этой карточке — вполне узнаваемая картина: на небе зажглась яркая звезда, и восточный волхв отправляется в путь, чтобы поклониться младенцу Иисусу. Но подпись-пожелание явно говорит о том, что карточку следовало дарить.

Плюсом к этому — небольшая вольность от художника. Вифлеемскую звезду обычно рисуют восьмиконечной или иногда с семью лучами, а здесь остались только четыре. Впрочем, это не самые неожиданные изменения, которые происходили со звездой на открытках.

Подпись по-итальянски: «Веселого Рождества и счастливого Нового года». Скан-копия архива Юрия Окишева

Какая картинка может быть естественнее в Рождество, чем Дева Мария с младенцем? Эта открытка больше похожа на репродукцию, и тем не менее она поздравительная. На это опять же намекает надпись-пожелание.

Юрий Окишев раскладывает по столу довольно много таких открыток. Но все они — зарубежные. В России эти карточки считаются редкими.

— Можно издать у нас, например, Мону Лизу на открытках, и они не будут редкими. Эти открытки особенные именно потому, что у нас они не издавались, только за рубежом, — подчеркивает коллекционер.

А это уже российская дореволюционная карточка. Скан-копия архива Юрия Окишева

Но рождественские Мадонны появлялись и на русской земле. Очень своеобразный пример: наряд Богоматери здесь скорее напоминает дворянское платье. Год на этой открытке не проставлен, но есть пометка «Петроград», так что речь о годах с 1914-го до 1924-й. Но в то, что открытку издали после революции, верится слабо.

Не все открытки с рождественским сюжетом — праздничные. Скан-копия архива Юрия Окишева

Иногда репродукции картин становятся поздравительными открытками на Рождество: к ним ведь только нужно добавить надпись. Но рождественские сюжеты — не всегда поздравительные. Поводом для выпуска карточки «Святое семейство» был явно не зимний праздник. Центр маленькой композиции — вообще не открытка, а марка на ней.

— Это называется «карточка первого дня», — объясняет Юрий Окишев. — Их очень много. Когда любая марка выходит, обязательно печатают карточку и иногда еще конверт.

— Это, наверное, считается особым шиком — урвать марку с такой же открыткой, да еще поставить штемпель? — предполагает журналист.

— Нет-нет, это совершенно рядовая вещь, — возражает коллекционер. — К тому же это картина Рафаэля, которая находится в Эрмитаже. А экспонаты Эрмитажа у нас издавали и переиздавали на открытках много раз.

Открытки с младенцем Иисусом не обязательно предназначены для поздравления: очень много рождественских открыток, которые говорят просто о зимнем празднике, без намека на Иисуса.

Дети или семья — частые темы для рождественских карточек. Скан-копия архива Юрия Окишева

На дореволюционной открытке — счастливая семья у рождественской елки. Но кроме самой елки и подписи ничто не намекает, о каком празднике речь. С тем же успехом эта открытка могла бы быть новогодней.

Еще один милый ребенок на рождественской открытке. Скан-копия архива Юрия Окишева

На этой и предыдущей карточках появляется шестиконечная звезда. Скан-копия архива Юрия Окишева

Некоторые открытки первой половины XX века сейчас вызывают удивление. Кроме семей или улыбчивых детей на них часто изображают влюбленных, хотя трудно представить, каким образом романтическая парочка должна символизировать Рождество. Вместо Вифлеемской на карточках появляется шестиконечная звезда Давида, которая к этому времени стала иудейским символом. Но не стоит винить российских художников за странный выбор атрибутов для православной страны: большинство карточек, даже те, на которых стоит подпись по-русски, на самом деле напечатаны за рубежом.

Если бы не подпись, открытку однозначно записали бы в новогодние. Скан-копия архива Юрия Окишева

Для нас рождественские открытки — зимние, со снежным пейзажем. А на этой карточке даже появился старик с белой бородой. Правда, заверяет Юрий Окишев, на Деда Мороза этот персонаж только похож. До революции он не появлялся даже на новогодних карточках: на них изображали тех же детей и счастливые семьи. Так кто же этот старик в зеленой шубе, явившийся на Рождество?

— У нас Дед Мороз на открытках появился только в 1936 году. До этого подарки дарил Николай Угодник, — подсказывает Юрий Окишев.

Нарядные дети и елка остаются на рождественских карточках и позже. Скан-копия архива Юрия Окишева

Мы увидели много рождественских открыток, в которых совсем мало рождественского. Но эта интересна подписью на двух языках.

— Открытка издана скорее всего за рубежом. В США или Израиле, где есть русские диаспоры. Для них или по их заказу издали с подписью на двух языках, — объясняет Юрий Окишев.

Эту открытку выпустили уже в 1991 году. Скан-копия архива Юрия Окишева

Неожиданно, но очень похожую нерелигиозную рождественскую открытку напечатали больше полувека спустя — в 1991 году. Стиль совсем иной, но герои похожи: это опять веселые дети. Забавно, что звезда, которую мальчик собирается надеть на верхушку елки, семиконечная и вполне может считаться Вифлеемской, хотя с виду больше похожа на улыбчивое солнышко. 

Правда, в изображении прячется несостыковка. Дети на карточке наряжают елку, а православное Рождество празднуют после Нового года, и елки во всех домах давно наряжены. Возможно, в рождественские эту открытку записали в последний момент, и изначально автор, Владимир Зарубин, рисовал ее к Новому году. У Зарубина действительно много новогодних открыток.

С первого взгляда трудно даже понять, что это именно открытка. Скан-копия архива Юрия Окишева

Последний экземпляр — не самый красивый в сегодняшней подборке, но несомненно самый трогательный. С первого взгляда даже трудно понять, что это почтовая карточка: с виду просто кусочек картона. На обратной стороне пропечатаны строчки для адреса — и всё. По сути, это не открытка, а просто открытое письмо, неиллюстрированный бланк, который можно отправить без конверта.

— Это открытка 1945 года. После войны мало прошло времени, ясно, что открыток выпускалось очень мало, — объясняет Юрий Окишев. — Всё шло на основную промышленность.

На обратной стороне должен был размещаться адрес, вместо картинки — место для письма. Но кто-то очень хотел порадовать близкого человека — и типографскую почтовую карточку превратили в самодельную открытку.

Открытки на Рождество очень разные, как и отношение к нему. Но если и отмечать праздник — хочется, чтобы он был наполнен светом и любовью к близким, как эта неброская послевоенная открытка. А карточки, независимо от наличия ярких красок, блесток и глянца, — только способ передать эмоции другим.

Надежда Медведкина

Источник: vecherka.su



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru