1941 год - «Будь героем»
2021-10-25 15:28:28, Рубрики:
Филателия Победы
Марка «Будь героем» была выпущена 12 августа 1941 года и стала первой почтовой маркой СССР, посвящённой Великой Отечественной войне.
Шел 52-й день войны.
12 августа 1941 года Гитлер подписал дополнение к директиве №34, выпущенной в конце июля, в которой «повелевал» «занять Москву до наступления зимы».
В сводках Совинформбюро за 12 августа 1941 года говорилось, что «советские войска ведут бои с противником на Кексгольмском, Сольцском, Смоленском, Коростенском и Уманском направлениях. Наша авиация во взаимодействии с наземными войсками продолжает наносить удары по мотомехчастям и пехоте противника на поле боя и атакует его авиацию на аэродромах».
Генерал Гюнтер Блюментрит написал: «Теперь политическим руководителям Германии важно было понять, что дни блицкрига канули в прошлое. Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя».
Почтовая марка «Будь героем» была создана по мотивам первого военного фотоплаката Виктора Корецкого, выпущенного спустя неделю после начала войны и развешанного по всей Москве. Колонны добровольцев проходили мимо и слова: «Будь героем!», становились напутственными.
Художник рассказывал, что героями плаката были конкретные люди: солдат Московского гарнизона и одна из жительниц столицы. Имена их не сохранились… только облик. Сюжет плаката родился у художника после посещения им спектакля «Мать», по роману Максима Горького. Корецкого, как он вспоминал впоследствии, очень сильно потрясла сцена прощания Ниловны с сыном.
А идею сделать марку именно по этому фотоплакату, подал Виктору Корецкому первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов. Правда, сюжет пришлось чуть-чуть изменить...
На плакате было очень много темных делатей, которые на марке выглядели бы как сплошное черное пятно. Поэтому, было решено разложить изображение на штрихи и применить метод глубокой печати, который сделал их более четкими и насыщенными. Также Корецкий изменил наклон головы красноармейца, что придало его лицу более суровое выражение.
Образ матери и Родины воплощен в облике женщины, провожающей на фронт своего сына. «Будь героем!», - говорит она ему и мысленно добавляет: «Возвращайся с Победой!». «Возвращайся живым!».
На утверждение было представлено три эскиза, наклеенных на картон - зеленый, красный и лиловый. Марка была напечатана тиражом 3 миллиона экземпляров. Но, несмотря на это, она считается одной из самых редких, так как часть тиража погибла во время одной из бомбежек, когда бомба попала в склад, где хранились марки.
Марки поступили в обращение двумя выпусками, которые отличаются не только тоном краски, но и перфорацией: первый с линейной, второй - с гребенчатой. Беззубцовые марки в обращение не поступали.
Доподлинно неизвестно, кто именно рисовал эту марку - Корецкий или Дубасов. Разные источники выдвигают свои версии. Что можно сказать точно, так это то, что в сюжете допущено две ошибки.
- У солдата на голове каска старого образца.
- В августе 1941 года было очень жарко, а боец стоит в шинели, которую должен был нести «скаткой» - скрученной и переброшенной через плечо.
Но, несмотря, на эти неточности (да кто, в принципе, их тогда замечал) эта марка стала символом эпохи и маленьким памятником солдатам, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины.
В честь Международной филателистической выставки, посвящённой 30-летию Победы, которая проходила в Москве, в мае 1975 года, был выпущен сувенирный лист с изображением марки «Будь героем!».
Данная марка, Приказом Министерства культуры СССР № 120 от 23 марта 1987 года, внесена в список редких почтовых марок и блоков, которые запрещено вывозить и пересылать из страны.