1942 год - Летчик-истребитель В.В. Талалихин
2021-10-28 15:13:46, Рубрики:
Филателия Победы
Эта марка вышла в самый разгар Сталинградской битвы – 28 ноября 1942 года. Шел 525-й день войны.
На развороченные доты
Легли прожектора лучи,
И эти темные высоты
Вдруг стали светлыми в ночи.
А мы в снегу, на склонах голых
Лежали молча, как легли,
Не подымали век тяжелых,
И их увидеть не могли.
Но, утверждая наше право,
За нами вслед, на горы те
Всходила воинская слава
И нас искала в темноте.
В. Занадворов, автор этих строк, погиб в ноябрьских боях 1942 года под Сталинградом.
В сводках Совинформбюро за 28 ноября 1942 года говорилось: «В течение ночи на 28 ноября под Сталинградом наши войска продолжали наступление на прежних направлениях. В северной части города Сталинграда наши подразделения в ночном бою истребили до роты немецких солдат и офицеров и очистили от противника ряд зданий. Северо-западнее Сталинграда наши войска, преодолевая сопротивление противника, продвигались вперёд».
В это время выходит серия «Герои Советского Союза», открывает которую марка, посвященная летчику-истребителю Виктору Талалихину (1918-1941), совершившему первый ночной таран во время боев за Москву.
Виктор Васильевич Талалихин родился в рабочей семье. После школы работал на Московском мясокомбинате, затем поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в которой проходил обучение Валерий Чкалов. Принимал участие в советско-финской войне.
В 1941 году Виктор Талалихин снимался в фильме «Боевой киносборник № 4», съемки которого проходили на московской киностудии «Союздетфильм».
Виктор Талалихин (в центре) и Любовь Орлова в августе 1941 года на съёмках «Боевого киносборника № 4»
Начало Великой Отечественной войны Талалихин встретил в подмосковном Клину, где служил в составе 177-го истребительного авиаполка ПВО. 7 августа 1941 года он одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран.
Вот как он сам рассказывал о тех событиях: «В ночь на 7 августа, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел «хейкель-111». Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно… Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы… Оставалось одно — таранить. - Если я погибну, так один, — подумал я, — а фашистов в бомбардировщике четверо.
Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета. В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом».
Обломки его самолета были найдены только в 2014 году. То, что это истребитель отважного летчика - подтвердил сохранившийся номер на двигателе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР Виктору Талалихину присвоено звания Героя Советского Союза. Ему было всего 22 года.
27 октября 1941 года, во время воздушного боя над подмосковным Подольском, Талалихин был тяжело ранен в голову и не смог вывести самолет из штопора.
В 1948 году, приказом Министра Вооруженных сил СССР, герой В.В.Талаллихин был навечно зачислен в списки своего родного 177-го истребительного авиаполка.
Автор марки, художник В. Бибиков, при работе над миниатюрой, допустил одну неточность: он нарисовал истребитель «МиГ-3», а согласно документам, Талалихин совершил свой ночной таран на истребителе «И-16». На «МиГ-3» он летал позже.
В 1943 году марка была выпущена в измененном цвете и с новым номиналом.
Затем, на этом выпуске была сделана надпечатка.