ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО

Итальянский футуризм

Тульские открытки 150 лет назад

Чайковский в филателии


Главная  /  Филателия со знаком качества


Местом проведения Всероссийской филателистической выставки "Россия - Пушкин-99" стал самый оживленный центр столицы. По соседству с Пушкинской площадью, в залах Государственного центрального музея современной истории России, нашлось место для более чем 60 коллекций, не считая экспонатов литературного класса.

"Последняя в этом тысячелетии" - особенность выставки, о которой подчеркнуто говорили организаторы, - не единственная ее отличительная черта. Сразу не поймешь, гордиться тут надо или печалиться... Об этом позже. А пока отметим, что пригласили на этот крупнейший за последнее время смотр творческих достижений не только Российский и Московский союзы филателистов и не только главный энтузиаст под скромным названием - фирма Квадра-А"... Назовем и спонсоров: "Московский центр жилья", туристическую фирму "Группа НВ", зарубежные фирмы "Lindner" (Германия), "Corinphila auctions Ltd" (Швейцария), "Cherrystone" (США), "Loral stamps" (США).

Замечу сразу: таких масштабных экспозиций, к тому же удачно аккумулирующих опыт эксклюзивных коллекций, не доводилось встречать, посещая наши  российские выставки. Здесь, на московском вернисаже, вобравшем в себя действительно почти всю филателистическую супер-элиту, были представлены с десяток экспозиций, которые или уже побывали на многих всемирных выставках, или достойны быть на них делегированы. Впрочем, это уже доказали некоторые экспоненты, отмеченные высокими наградами на престижных выставках в Германии, Франции и Австралии в этом году. К сожалению, до понимания всей объемности и уникальности ниши, прочно занимаемой нынче филателией в культурной жизни страны, по-видимому, еще не доросли некоторые редакции наших электронных средств массовой информации. Несмотря на настойчивые приглашения, они не захотели или не нашли времени выбраться на выставку. (Зато находят время для поисков дешевых сенсаций.) Бог им судья... А вот телезрителей, особенно пятого канала, просто жаль - лишили их еще одной возможности приобщиться к прекрасному.

Но пройдемся по залам выставки. Таблички на экспонатах уже сообщают об итогах.

Помимо двух медалей в ранге золотой жюри присудило три большие позолоченные и восемь позолоченных медалей. Разница в количестве набранных экспонатами баллов, что вполне естественно, свидетельствует и об определенных претензиях со стороны жюри. Дело каждого экспонента - прислушаться, доделать, доработать, "дооформить" соответственно современным требованиям. Но есть и общее замечание, которое, по-моему, следует адресовать большинству участников этой выставки - в том числе и самому себе: "Зациклившись" на поисках первоклассного материала, но при этом недооценивая важность его логичной подачи, его оригинального оформления с использованием современной компьютерной графики, нам придется мириться с потерей баллов. И в этом отношении, если учесть конкуренцию на всемирных выставках, соотечественники пока еще в массе своей уступают зарубежным партнерам, особенно в ведущих конкурсных классах: тематическом и истории почты. В принципе же критерии нашим известны. Генеральный и Специальный регламенты ФИЛ (Международной филателистической федерации", которые, увы, неумолимы, соблюдаются.

Сполна отвечали критериям и регламентам, конечно, не только две "золотые" коллекции. О них скажем подробнее.

Вводная аннотация экспоната Валерия Глушук (Москва) "Земские марки России" напоминает, что почтовые выпуски русской земской почты - это более 3000 основных номеров с разновидностями. А общее количество уездов - первичных административных территорий, на которых имели хождение в период 1865-1917 гг. эти марки, - составляло 163. И все это богатство надо было разыскать, осмыслить и представить...

Итог: Заработав наивысшую сумму баллов от судейской коллегии, экспонат по всем мировым меркам может быть признан уже теперь одним из сильнейших собраний марок русского земства среди сегодня предъявляемых на всемирный конкурс. Другими словами - мог бы посоперничать даже с гремевшими в прошлом аналогичными коллекциями Фаберже или Люпшица.

Знатоки земской почты превыше всего ценят сами почтовые отправления, оплаченные земскими мерками. Ведь сохранилось их буквально мизерное количество. В этом экспонате их более 80 экземпляров! Мне посчастливилось за последние два года увидеть в зарубежье прекрасные собрания земских марок. В частности, на специализированном салоне в Гамбурге. Убедился, какое благовейное отношение там к романтике земской почты, как любят и умеют ее ценить иностранцы. Вряд ли случайно именно на немецком языке существует по этой теме обширная исследовательская литература. Так что отдадим должное соотечественнику, сказавшему свое слово исследователя.

На восьми стендах (вместо положенных пяти) посетители, проявившие большой интерес к земским маркам, смогли впервые увидеть более 200 интересных экземпляров, которые котируются по степени редкости в пределах от одного до четырех "R" (Raritat". И среди них - 11 безупречных экземпляров, помеченных четырьмя "R". На эту исключительную степень редкости волею судьбы оказались обречеными выпуски Арзамасского, Аткарского, Ржевского и других уездов. Это означает, что экземпляров такой категории остались единицы, и уж никак не более пяти. Заметим: они находятся преимущественно не в частных руках, а в государственных собраниях - как предмет национальной гордости. Есть они в почтовых музеях Берлина, Лондона, в нашем Государственном музее связи в Санкт-Петербурге.

Упомяну одну деталь. Еще не "обстрелянный" прежде на престижных экспонат был уже с первых попыток замечен, причем дважды в этом году: на Всемирных выставках в Мельбурне ("Австралия-99") и Нюрнберге ("ИБРА-99") его удостоили Больших позолоченных медалей. Глущук старательно поработал над коллекцией, довел оформление до совершенства, и вот - третья медаль в "Копилке", теперь уже золотая. Успех, обеспечивший лидерство по показателям за 1999 год...

Другое "Золото" досталось новичку на наших выставках - Игорю Горскому (Москва). Такой неожиданный триумф обеспечил ему экспонат "Почтовые марки РСФСР 1918-1923 гг.". Этот короткий отрезок в истории отечественной почты, вдохновлявший уже многих серьезных коллекционеров, нашел отныне новое "прочтение. Стартовав с солидным набором редкостей, которые, говорят, могли бы поспорить и с коллекцией упоминавшегося Государственного музея связи, автор собрания поверг в смущение даже знатоков.

Вот первый российский выпуск, поступивший в почтовое обращение 7 ноября 1918 года. На стенде пробные экземпляры - варианты так называемых "революционных марок". Тогда были официально выпущены и вошли в каталоги две марки с одним рисунком - изображением руки с мечом, разрубающим цепь, с номиналами 35 коп. (синяя) и 70 коп. (коричневая). А номинал пробных, неузаконенных марок - 7, 10, 14, 15 и 20 коп. Рядом представлены и письма (конверты), имевшие реальное почтовое хождение в ноябре-декабре 1918 года. (Марки использовались до 1921 года.) Много ли могло сохраниться этой почты в те бурные годы!

Почти полный стенд, одиннадцать листов, заняла детальная разработка другого выпуска - "Стандартной серии" РСФСР августа-сентября 1921 г. Но, пожалуй, самая яркая "изюминка" собрания И.Горского - знаменитый "консульский полтинник". В июле 1922 г. посольство РСФСР в Берлине выпустило для оплаты служебной корреспонденции Наркомата иностранных дел и других учреждений за границей, отправляемой воздушной почтой в Москву, серию из восьми марок. Фактически то были остатки старых марок консульской пошлины Российской империи, использовавшихся в качестве фиксальных (гербовых) на документах. На них произвели надпечатку текста "Воздушная почта РСФСР" и цифр новых номиналов в германских марках. Вся серия давно отнесена к раритетам, а редкостью первой величины считается марка номиналом 50 коп. Это и есть тот самый "консульский полтинник", количество которого в частных коллекциях не превышает 10 экземпляров.

Второй раз в этом году поражает любителей почтовой марки известный у нас и за рубежом Арнольд Рысс (Ростов-на-Дону). Каждый раз впечатляет новизна его разработки и оригинальность материала, к какому бы разделу истории почты он ни обратился. Только недавно коллекционер удостоен "золота" на Всемирной выставке "Австрия-99" за экспонат "Благотворительные письма с объявлениями Общества Св. Евгении", а в Москве им же впервые выставлены просто уникальные вещи, знакомые даже бывалой публике только по иллюстрациям. Новый экспонат - "Специальные выпуски российской почты (1920-193 гг.)" - удостоен Большой позолоченной медали. Мы увидели благотворительные выпуски, а также контрольные марки заграничного обмена филателистов, контрольные доплатные марки.

За приведенными примерами видится еще одна особенность выставки: осваивается неподнятая целина. С этой мыслью согласился и председатель жюри, один из самых авторитетных отечественных филателистов Леонид Мельников. ""За счет этих экспонатов уровень нашей выставки тянет на мировой, - считает он. - Примечательно, что первооткрывателями в своих разработках стали дебютанты. Это говорит об их большом потенциале. Мы увидели набор редкостей, в таком объеме еще не выставлявшийся".

Было бы несправедливо не коснуться в обзоре и экспонатов тематического класса. Наряду с популярными темами (космос, полярные исследования, спорт) разрабатываются и весьма оригинальные. Высшей награды в этом классе - Большой позолоченной медали - удостоен экспонат Александра Мраморнова "Русские в Арктике и Антарктике". Позолоченная присуждена "отставшему" на 5 баллов Олегу Полякову за "СССР - США: гонка в космосе". С такой оценкой трудно согласиться: если первая вышеназванная коллекция наполнена уникальными полярными конвертами и редчайшими вариантами марок, то вариации на космическую тему, хотим мы того или нет, отдают какой-то искусственностью. Посмотрим правде в глаза и спросим себя: а вправе ли мы называть всю эту внешне эффектную продукцию торгово-филателистических фирм "космической почтой"? Вот известное по разным выставкам письмо, названное по имени владельца знаменитой фирмы ФРГ "лунным письмом Зигера". Изготовленное фирмой в количестве 120 экземпляров, из которых 100 перешло в ее собственность, оно действительно побывало на Луне. Но это не значит, что автору коллекции следовало указывать в подписи, что выпуск марок предназначался для "обращения на Луне"...

Нет, до истинной почты здесь очень и очень далеко - так же далеко, как и до пыльных тропинок далеких планет. Так же, как далеко и отечественным "бортовым гашениям"! Отдавая должное стараниям "коллекционеров-космистов", надо бы всегда оглядываться на почту. Филателия - это почта.

"Обратный адрес - ГУЛАГ". Так называется тема экспоната, представленного А.Батаршиным (г. Железнодорожный Московской обл.). Разработка, отмеченная лишь посеребренной медалью, оставляет большое впечатление благодаря подлинным оригинальным материалам. Удивительно, как удалось собрать 147 конвертов от писем и почтовых карточек с такими "обратными адресами". Это эпистолярное наследие по-своему очерчивает историю ГУЛАГа, его структуру: Дальстрой, Особая инспекция, Комиссия по помилованиям, пересыльная тюрьма, колымские лагеря и прочая "ссыльная география"... У этого специфического почтового клина характерные адресаты: Сталин, Молотов, Булганин, Ворошилов, Хрущев, Микоян, Калинин, Шверник. И еще: обращения к Ягоде, Ежову, Берия, Вышинскому и т.д. Вот случай, когда филателистическая коллекция становится документом эпохи, ее свидетелем.

Впрочем, разве не к документам эпохи, документам неповторимым, следует отнести материалы, выстроившиеся рядами на коллекционных стендах? И тут хочется особо отметить "титульные" экспонаты - те, что посвящены пушкинской теме. Семь коллекций демонстрировали обилие материала начиная с первых юбилейных выпусков 1937 года: марки, блоки, конверты и карточки, спецгашения. Наша почта всегда благоволила к великому усскому поэту. Но фактически лишь в одном из семи экспонатов выделялись истинные документы эпохи - в коллекции москвички В.Пугачевой "А.С. Пушкин. Поэзия и судьба". Разработку украшали письма прошлого века, создавали настроение, желание, "вчитаться" в эпоху, в которую жил и творил наш гений.

Кажется, выявлены все особенности последней Всероссийской филвыставки. Была еще одна - ее называют соседством опыта и молодости". На этот раз оно появилось с особым размахом - два зала в музее были отведены юношескому классу. Непросто было собрать 30 экспонатов, авторам которых от 9 до 19 лет. Да еще с такой географией: 10 городов. Высшую награду в юношеском классе - позолоченную медаль - присудили москвичу Алеше Давыдову за экспонат "Баскетбол". Помогли любовь к филателии и любовь к спорту. И, конечно, пример отца - известного судьи международной категории по баскетболу.

...Итак, согласимся же, что филателистические смотры нам нужны. Просто чтобы не кануло в Лету достояние, которого добились своим трудом энтузиасты. Выставки всегда будут по-своему неповторимо прекрасны, ценны, поучительны. А если эта выставка, по словам организаторов, "последняя в этом тысячелетии"? Тут почему-то приходят "несвоевременные мысли"...

Например: а во что обходится красота, чего стоит подобное мероприятие? Помнится, два года назад на Всемирную филателистическую выставку "Москва-97" было истрачено, по свидетельству генерального директора Издатцентра "Марка" Левона Манукяна, около 10 млрд. руб. А участникам нынешней выставки - впервые в практике таких всероссийских смотров - пришлось оплачивать свое желание "выставляться". Плата была отнюдь не символическая.

Что это значит? Это значит, что благородное увлечение, которое с некоторых пор стало обходиться в копеечку, стремительно дорожает, а "визитная карточка страны" становится самым обыкновенным субъектом на рыночном поле. Климат, что ли, меняется? Говорят, от неблагоприятного изменения климата вымерли даже гиганты каменного века - мамонты.

Евгений Сашенков



Архив записей

 на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


общий КАТАЛОГ всех марок
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru