Страсть к коллекционированию проснулась у Николая ещё в дошкольном возрасте. Начинал с этикеток от спичечных коробков и конфетных фантиков. В школе всерьёз увлёкся филателией. Как и многие, покупал и обменивал марки, отклеивал их с конвертов. Раз в неделю собирался клуб филателистов, где всегда можно было поменяться или купить нужную марку, а при желании – достать иностранные. Общался по почте с коллекционерами из других стран, адреса которых находил в журнале «Филателия».
Поначалу это были разные марки, но уже тогда Николай раскладывал их в кляссере по темам. Со временем его стала интересовать железнодорожная тематика, так как родители и многие родственники были железнодорожниками.
«Если видел марку с изображением транспорта, а у меня такой не было, то всегда старался её приобрести. Ведь и самому интересно, чтобы был и Эквадор, и Кипр, и Чили, – рассказывает Николай Анатольевич. – Советские локомотивы посылались на экспорт в Корею, Китай, на Кубу. Поэтому найти зарубежную марку с отечественным паровозом или тепловозом было особенной радостью».
Сейчас филателистическая коллекция Николая Фоминцева насчитывает 1500 марок, в том числе из стран Азии, Европы, Латинской Америки, США и Африки.
После окончания железнодорожного техникума Николай пошёл в армию, откуда привёз свой первый значок – «50 лет Железнодорожным войскам», добавив его к нескольким железнодорожным наградам отца. С этого и началось новое увлечение – фалеристика. За годы он собрал более 3,5 тыс. значков, связанных со стальными магистралями. Всего в каталоге более 50 тем, которые отражают историю отечественного железнодорожного транспорта.
Особенный раздел – награды. Среди них восьмёрка «отличников» образца 43-го года, эти значки выдавались передовикам в военное и послевоенное время по основным железнодорожным профессиям. У коллекционера также есть шесть из восьми знаков главной награды на всей сети – «Почётный железнодорожник», последний из которых – его собственный.
Некоторые значки подарены друзьями и знакомыми. Ветеран дороги, зная об увлечении Николая, отдал ему знак «Почётный работник СКЖД».
«Начальник лаборатории подарил мне все свои значки, кроме «почётника» и выше, – рассказывает Николай Анатольевич. – Например, в 1962 году прошла электрификация нашего участка, отличившихся награждали знаком. Он отдал мне его без сожаления».
Больше всего значков, если не считать БАМа, относится к истории родной СКЖД – таких у Фоминцева больше двух сотен. Среди них есть созданные по задумке самого коллекционера, например наградной знак «За труд, достоинство и честь», придуманный по аналогии со старым знаком «Почётному железнодорожнику». А первый значок по эскизу Николая Анатольевича выпустили к 135-летнему юбилею СКЖД.
Со своей филателистической коллекцией Фоминцев участвовал в трёх межзональных и областных выставках. За две из них по истории железнодорожного транспорта он получил серебряную и бронзовую медали.
Источник: www.gudok.ru