МУЛЬТИ-КАТАЛОГ МАРОК СССР и России
МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Кто покупает марки с наклейками в * ? Как их оценивать?

В последнее время мне довелось просмотреть и оценивать много коллекций. Собирались они разными людьми, в разное время и при разных обстоятельствах. Разумеется, самые интересные и дорогие марки периода 20-х - 50-х годов попадались и с наклейками. В том числе, и с аккуратно снятыми наклейками и затертым местом ее присутствия, а также и с наведенным клеем. Что говорит о том, что тема "восстановления состояния марок" корнями уходит в далекое прошлое.

Почему многие марки тех лет в состоянии люкс (**) оцениваются в каталогах дорого, а чаще встречаются именно с наклейками - понятно! Такова была у нас культура коллекционирования, кляссеров не было, широко продавались специальные альбомы для наклеивания марок. А кто жалел деньги или не мог купить и такой альбом, готовил свои альбомы из подручных средств, используя листы миллиметровки и т.п.

Марки с наклейками или их следами относят к состоянию (*) и оценивают в каталогах в отдельной колонке. Цена на них существенно ниже чем на (**). Вроде бы логично. Но такая логика мне кажется слегка упрощенной. Поясню на многочисленных ситуациях (экспериментах), которые проводил с отдельными коллекционерами и специально выбранными марками из разных коллекций. Беру 6 марок, 3 - в состоянии (*) , т.е. со следами наклеек, и 3 - без таковых и со своим клеем, которые должны относиться по всем понятиям к (**) и соответственно стоить в 2,5 - 4 раза дороже, о чем сообщает каталог. Кладу на стол, и перемешиваю, раскладываю перед коллекционером. Какую выберете для своей коллекции?

Суть и улыбка этих экспериментов в том, что всегда выбирают марки в (*) ! Потому что с лица они выглядят лучше. Да, я специально выбираю для эксперимента марки (*) в лучшем виде, а (**) - скажем так, не самые идеальные. Где-то центровка смещена, зубцы не идеально ровно отрывались, может трещинка на рисунке, блеклость краски…ведь маркам то по 60-80 лет! Попробуй найди абсолютно идеальную?! А это марки из коллекций, они могли переходить из рук в руки, особенно если их в советское время долго носили по разным Клубам с целью продать. Много людей вынимала, осматривала, обратно укладывала (т.е. мусолили) марку.

Итак. Кто же сегодня покупает марки в состоянии (*) ? Очевидно те, кто располагает средствами и возможностями покупать такие марки. Именно из этих же соображений в Европе и Америке охотно собирают гашеные марки. Да потому что они дешевле! Только гашения должны быть аккуратные, а марочки - как с иголочки.

Но у нас марки (*) активно скупают еще и дилеры. И причины здесь две. "Хорошие" дилеры покупают марки в хорошем состоянии, потому что они понимают их недооцененность (а может прознали про мои эксперименты?!). Но есть "нехорошие дилеры", которые покупают эти марки для того, чтобы после реставрации, т.е. снятия наклеек и наведения нового клея, существенно поднять стоимость этих марок.

И вот я подошел к главному вопросу: как оценивать марки в состоянии (*)? Сегодня есть только цифра в колонке в каталоге. И между этой цифрой и цифрой (**) - целая пропасть! И именно эта огромная разница в цене вводит в искушение людей нести эти марки в реставрацию (кстати - не верное слово, мне предложили другое, более подходящее - "имитация"). Тем самым почти все эти марки проходят водяную и механическую обработку, точно НЕ улучшающие состояние марок. И это - только для того, чтобы НЕ видеть следа наклейки на обороте марки! А давайте марки в своих альбомах сразу укладывать клеем наверх?!....и любоваться на ровность нанесения клея….

Я возьму на себя смелость заявить, что марки в состоянии (*) имеют полное право оцениваться во всем диапазоне от колонки (*) вплоть до колонки (**). Тем самым понимая, что самая низкая цена (колонка *) - это у марки с грубой наклейкой, с частично поврежденным клеем, может быть даже со смытым (если это не повлияло на рисунок). А марочка "с иголочки", сохранившаяся должным образом, и у которой на обороте еле заметный след от снятой фирменной наклейки - может стоить почти как (**).

Конечно, для этого не нужно менять принципы построения цен в каталогах. Не будем рекомендовать плодить дополнительные колонки цен и описывать промежуточные состояния сохранности. Но хорошо бы поменять принципы в своих головах. Что марку нужно оценивать по состоянию ее "с лица". Может тем самым мы сохраним какое-то количество достойных марок, которые "умирают" в процессе неумелой имитации.




Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru