МУЛЬТИ-КАТАЛОГ МАРОК СССР и России
МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Как рождается "редкость" ?

Я часто слышал такой вопрос: Как почтовая марка становится редкой?

"Действительно ли чем марка старее, тем она дороже?" - такие полунаивные вопросы приходится слышать часто и сегодня. Я давно нашел для себя ответ. Марка становится редкой фактически в момент своего рождения. Или, если точнее, через достаточно короткое время после выхода в свет. И поверьте, совсем не важно, как давно "этот свет" происходил.

Чаще всего с маркой происходит что-то не предвиденное, и она становится редкой, т.е. очень желанной для коллекционеров. Что же это может быть? Первое, что приходит на ум, она напечатана ошибочно. Или с опечаткой, которую нужно немедленно исправить! Тираж ошибочной уничтожается. исправленная выходит из типографии. Все довольны! Особенно те, кто успел обнаружить и сохранить у себя ошибочный вариант.

Другие варианты подобного заключаются в том, что кто-то преднамеренно пропускает в печать "неправильный вариант". Как Вы понимаете, это законом наказуемое деяние. И есть немало примеров, когда подобные делалось безнаказанно. Но и известны случаи довольно строгих наказаний.

Еще возможным условием образования редкости может стать какая либо история. Такие потом очень любят перессказывать коллекционеры. Типа, "все листы с этой маркой замочило во время пожара". Или - "малые листы Менатеп почти все были распространены среди сотрудников этой компании во время памятного юбилея". Ну подобного рода истории про "токийский блок" и малые листы "белых медведей" известны всем. Правдоподобность многих таких событий редко подтверждены какими-то либо документальными свидетельствами, но люди верят в них.

Как видите, все эти случаи объединяет одно - они происходили сразу же после напечатывания выпусков. Трудно припомнить редкости, которые многие года были массовыми рядовыми экземплярами, а потом вдруг исчезли. И объяснение тому простое. Марки долгое время продавались и достались большому количеству людей. И если даже потом, через много лет, остатки, хранящиеся на складах в пачках и листах, вдруг исчезнут по какой либо причине, это не сильно отразится на спросе на эту марку. То есть она возможно подоражает, даже в несколько раз, но врядли превратится в тему: "А у Вас есть...?!"

Конечно в любом правиле есть исключение. Например, какой нибудь заурядный конверт, изданный миллионным тиражом, никого особо не интересовал, был погашен разнообразными официальными и не официальными штемпелями. Использовался по назначению в многочисленных почтовых отделениях. И вдруг, спустя годы, у кого-то появляется интерес найти его, то ли к теме, то ли для хронологии. А их, чистых, не тронутых, да еще в коллекционном состоянии - нет!! Не сохранилось. Но все таки признаемся, что это исключение. Ну прозевали дилеры и те коллекционеры, кто чутко за рынком следит. Не придали ему значения.

Итак, редкость не зависит от давности. Она рождается в короткий срок после того, как печатный станок отработал свое. И помимо непредвиденных обстоятельств, типа потопа, пожара, ошибки дизайнера, существует очень интересный фактор, называемый "человеческий".

Создание "редкости" происходит таким образом. Некто решает, что именно эта марка (блок, лист, конверт...) станет дефицитом. Далее все происходит почти по одинаковому сценарию. Через день после начала продаж, да чего там через день?! - через пару часов продаж марка "закончилась". Ну помните, как в советские времена многое на прилавках заканчивалось. Правильно! А под прилавком еще было, и достаточно много. Далее через каналы распространения, т.е. дилеров и просто хороших людей, тираж быстро расходится. Вам не приходилось наблюдать, как в единственном фирменном салоне кто-то покупает марок на 2 миллиона рублей? Последующие вопросы продавщицам: "а когда появится....?" вызывают лишь один ответ: "не знаю, скорее всего не появятся".

Так почему почти во всех отделениях связи не продается новогодняя марка 2012 года? И сколько она будет стоить через пару месяцев? Вот такие секреты и таинства и являются одной из интересных сторон современного коллекционирования....

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru