МУЛЬТИ-КАТАЛОГ МАРОК СССР и России
МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Реставрация марок

....В одном углу стоял особый котел, где отваривались и отклеивались старые марки. Посередине комнаты был стол с чертежными досками, на которых высушивались и заново обмазывались клеем марки. Но что интереснее всего – это то, что в наши руки попало несколько тысяч марок целыми листами. Тут же лежал один лист в работе, еще не законченный, и по нему мы имели возможность восстановить картину и способ его выделки. Оказывается, брались вычищенные и еще несколько влажные марки, раскладывались на чертежной доске клеевой стороной вниз по десять и двадцать штук в каждой стороне, в зависимости от желаемого размера квадрата. Укладывались эти марки чрезвычайно тщательно, а именно так, чтобы краевые зубчики одной входили в промежутки зубчиков другой и образовывали этим самым как бы непрерывную общую массу. После этого бралась узенькая (не шире миллиметра, а может, и менее) ленточка тончайшей папиросной бумаги длиной во весь лист и осторожно наклеивалась по сошедшимся зубчикам между рядами марок. Затем брался особый инструмент (тут же лежавший), напоминающий собой колесико для разрезания сырого теста, но отличавшийся от кухонного инструмента тем, что по краям этого колесика (перпендикулярно периферии) торчали частые и острые иголочки. Если взять этот инструмент за ручку и прокатить колесико по обклеенному междумарочному пространству, то на нем опять пробьются дырочки, но ряды марок, благодаря оставшейся папиросной бумаге, окажутся плотно связанными друг с другом, и разве с помощью чуть ли не микроскопа вы различите эту поистине ювелирную работу. ..... За 6 месяцев своей работы они успели раскинуть широкую сеть по всей России. В каждом крупном городе имелись и агенты, вербовавшие сбытчиков, и "коллекционеры", снабжавшие их старыми марками. Организация была настолько многолюдна, что перед Варшавской судебной палатой, где слушалось это дело, предстало несколько сот обвиняемых. ....

А. Ф. Кошко «Очерки уголовного мира царской России. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции и заведывающего всем уголовным розыском Империи».

Я привел отрывок из дела более столетней давности в подтверждение фразы "старо как мир". Но недавно перечитывая журналы "Филателии" 70-х годов вдруг наткнулся на такой опус, что советский коллекционер должен бережно относиться к маркам как к культурно-историческому наследию, для чего обязан заниматься "восстановлением состояния марок до коллекционного".

Писал уважаемый коллекционер. Может быть он имел в виду нечто другое? А именно, что молодые собиратели марок должны бережно относиться к маркам. И уж тем более - к редким и старым маркам, вдруг попавшим им в руки. Не буду развивать тему, как часто особенно в советские времена старые редкие марки могли попасть в случайные руки начинающих филателистов. Меня заставила задуматься эта фраза потому, что и в те времена, и значительно раньше, да и сейчас тема восстановление марок до лучшего (желательно идеального состояния), тоже была актуальной.

Итак. Восстановление марок - это реставрация или имитация? Имеет ли это деяние право на жизнь? Или оно - запретно, уголовно преследуемо? А может быть почетно? И люди, занимающиеся этим делом - должны быть самыми уважаемыми?

Столько вопросов! А ответ на них я нашел в Мадриде, в музее Прадо. Но перед тем, как озвучить свой ответ, я поясню, почему я его искал так долго? Потому что сейчас в 98% случаях занимаются не реставрацией, а имитацией с единственной целью продать после этой процедуры марки существенно дороже. Что понимать под имитацией? Это - относительно не дорогая и не трудоемкая процедура восстановления похожести исходного состояния марок. Это - снятие наклеек, удаление следов наклеек, наведение клея, перебивка зубцовок. Иногда - это и удаление микротрещин, надрывов, восстановление зубцов, удаление следов штемпеля.

Я написал "относительно не дорогая..." - потому что следуя цели имитации, нужно потратить на нее столько усилий и средств, чтобы результат после продажи был положительным. Я слышал, что есть минимальная расценка на наведение клея: 1 доллар за марку. Ну это - нанести ровно клей без подбора его состава. В 99 случаях из 100 Вы сразу дагадаетесь, что клей наведен. Но даже при таких расценках на серию скажем из 5 марок эта услуга стоит 150 рублей. Стоит ли это делать для серий, где разница между (*) и (**) составляет всего 200-250 рублей ? Абсурд. Также абсурдно для достаточно дорогих серий делать наведение клея по таким дешевым расценкам. Значит там цена работы возрастает. При чем без всяких гарантий, что "комар носа не подточит"

Вы рискнете отдать свой очень дорогой экземпляр (например стоимостью в 100 тыс. рублей) на реставрацию "без гарантий"? Сомневаюсь. А я видел редчайшую марку, которую крутил вертел в руках, смотрел под лупой, и не мог ни к чему придраться. И потом мне сказали, что она склеена из двух половинок разных экземпляров. Неиспользованные половинки догадываетесь в каком были состоянии, если пошли на такую процедуру. Но зато - как это было сделано?! остается загадкой! Вот это и называется "реставрацией". Когда нельзя всеми доступными способами отличить отреставрированный экземпляр от подлинниками. И скорее всего, даже уважаемый эксперт этого не сделает.

Реставрация - очень кропотливый процесс. Требущий знаний, технологической оснастки, материалов (бумаги, краски) и ..."легкой руки", потому что риск все равно остается. Вот это я и увидел в специальной помещении в музее Прадо, где был показан процесс реставрации известной картины, которая и была выставлена в основном зале.

Если Вы спросите, явялется ли имитация и реставрация фальсификацией? С формальной точки зрения наверное - да. Как к этому относиться? - решайте сами. Заодно также определитесь, как относиться к неофициальному допечатыванию тиражей, не уничтожению штемпелей. И постарайтесь не попасться на удочку к тем, кто распространяет новоявленные редкости, только что напечатанные с пропусками цвета, перфорации, без зубцов или другими несуразностями. Ведь возможности современной полиграфии выросли настолько, что махинаторов 100-летней давности сейчас бы хватил удар....

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru