МУЛЬТИ-КАТАЛОГ МАРОК СССР и России
МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Почему марки России такие дорогие? Или - как "убить марку"?


06 июля 2015 г.

Филателистов не становится больше, а марки - дорожают! Вышедшие совсем недавно марки через год-два вырастают в цене в 3-5 раз и даже больше! Что за парадокс? В чем причина?

Одно объяснение - на поверхности. Филателисты всегда в первую очередь собирают марки своей страны. И сегодня у нас в России достаточно много "богатых" людей, способных скупить марки в огромном количестве.

Но тут возникает следующий вопрос - а зачем им это? Для начала давайте разделим этих "богатых" людей на несколько групп. Одна группа - крупные филателистические салоны. Другая - дилеры, кто обладает финансовыми возможностями. Ну и третья, скажем - "инвесторы".

Я специально не упоминал слово "коллекционеры", так как трудно представить такого, кто накупит себе одну марку в листах в количестве несколько тысяч. Хотя следует отметить, что листы, как уменьшенного формата, так и просто большие, сейчас покупают для себя многие из коллекционеров.

Итак. Филателистические салоны работают на обороте, и им нет особого резона "замораживать" средства в марках какого-то отдельного очередного нового выпуска. В соответствии со своим опытом и интуицией, они могут приобрести для последующего распространения какую-то марку (блок, малый лист) в несколько большем количестве, чем обычно. И врядли будут ее придерживать, даже если отметят повышенный спрос на нее.

"Инвестор" может решиться на большую закупку, особенно если обстоятельства "благоволят" на приобретение сразу существенной части тиража. Но он при этом должен уметь просчитать реакцию рынка и самих многочисленных коллекционеров на такое исчезновение выпуска. А то ведь может произойти "всеобщее" игнорирование такой "искусственно" созданной редкости, как это произошло, например, с буклетами мультфильмов.

Все же главные игроки на рынке - это дилеры (пусть коллекционеров не коробят такие слова как "рынок", "игроки" - действительность нужно называть своими именами). И вот как раз в их силах добиться того, что совсем вроде недавно выпущенные большим тиражом марки исчезают из продажи для коллекционеров. Как это они осуществляют? Бывает ли среди них сговор?

Врядли они поделятся своими секретами. Думаю, что скорее всего здесь срабатывает их интуиция, "на какую лошадь поставить". Реальность же такова, что когда "вдруг" запасы в ИТЦ "Марка" снижаются ниже только им ведомой критической цифры, появляется сообщение "отсутствуют в наличии" и слышится фраза в салонах ИТЦ: "врядли появятся", то вот с этого момента новоявленная редкость начинает свою жизнь.

Можно конечно пробовать анализировать на их правдоподобность возможные причины появления редкости. Например, эту марку в большом количестве запросило такое-то ведомство для своего торжественного мероприятия, и там марки попали в случайные руки сотрудников (считай - пропали для коллекционеров). Или эта марка оказалась очень востребованной на почте ввиду номинала или другого фактора, а потому в огромном количестве ушла в многочисленные отделения связи всея Россия выполнять свое основное предназначение.

На худой конец хорошо всеми воспринимается версия, что у такой-то марки этой серии все листы оказались слегка подмоченными (слипшимися, ну или просто механически испорченными), поэтому листа именно этой марки "больше в природе" не существует, "все разорваны".

Меня здесь интересует другое. Мы же знаем, что у дилеров эти редкости есть в наличии и именно они теперь начинают диктовать нам цену. Не важно, как они к ним попали? Интересно, как они ими распоряжаются?! Представьте, что именно Вам одному "посчастливилось" прикупить большую часть тиража. Разберем этот случай, скажем на примере марки, посвященной Черномырдину.

ЛИСТ с купоном - Черномырдин

Все основания "сыграть" на ней были, вот и сыграли. Выпускалась в листе 14 марок плюс один купон, номинал 15 рублей. Номинал удобный для почты, хотя на тот момент тариф был как все последние годы - "кривой" (14 руб. 20 копеек). Ясно, что все коллекционеры захотят иметь марку с купоном и /или весь лист. Тираж же листов - 28 тысяч.

"Счастливчик" рассуждает так. Тысяч 10, а может и более уйдет на почту, будут разорваны, значит станут недоступны для коллекционеров. Тысячи 3-4 все же коллекционеры приобретут по абонементам или в салонах, до того как "счастливчик" приобретет весь тираж. При этом еще 1-2 тысячи будут разорваны на марки, ведь они же тоже нужны филателистам. К сожалению, мы не имеем данных ни по количеству абонементов в стране, ни вообще о количестве коллекционеров. Поэтому цифры здесь условно приблизительные и только для того, чтобы раскрыть суть рождения новоявленной редкости. Итак, пусть будет суммарно 5 тысяч. Ну и остальные 28 минус 15 тысяч приобрел дилер - "счастливчик". На сумму 13 тысяч помноженную на 15 рублей и 14 марок. Итого: 2 730 000 рублей. Сумма не ахти какая. Если не у одного, то у нескольких дилеров счастливчиков точно в наличии имеющаяся.

И расчет таков. Что уже по прошествии всего нескольких месяцев марка и лист будут продаваться в 2 раза дороже, через год - в 2,5 раза, а дальше еще круче! Неплохое вложение капитала! Вот только меня заботит один вопрос: когда же они начнут получать прибыль, отобьют свои немалые вложения, если столько коллекционеров у нас нет в стране? И на ум приходит первое и очевидное - марку нужно "убить". Ну - чтобы она исчезла и не появлялась на рынке. И тут вспоминается главное ее предназначение - оплата почтовых отправлений. Достаточно из 13 тысяч листов оставить одну-две тысячи для продажи, да еще у одной тысячи оторвать только марку с купоном, а все остальное пустить на наклейку на конверты. И оборотные деньги возвращены, и дилерские дивиденты маячат не плохие.

Понятно, что цифры я привел условно правдоподобные. То, что прямо в салоне человек может покупать на сумму миллион рублей и более, я и многие другие могли наблюдать не один раз. Как наклеивают тысячи марок на почтовые отправления? Не знаю. Хотя знаю, что существует очень много корпоративных рассылок в тысячи и даже десятки тысяч адресатов. Не это главное. А то, что если марки служат по своему основному назначению, то естественно, что у них есть не плохой шанс исчезнуть, оставшись только в коллекциях тех филателистов, кто их вовремя купил. И желаю, чтобы не по десятикратной цене…..






Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru