ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?

Катар 2022

Вечер в петербургской библиотеке

Филателистическая экспозиция в ЦАГИ


Главная  /  Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II

Поиск по статьям:

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II

2019-12-12 13:06:53, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак, началась подготовка к перелету. Помимо самолета тщательно готовили экипировку и продпаек. Мех белки, шелк, колбаса салями, копченая грудинка, язык, куриное филе... что еще должно было потребоваться летчикам, отправляющимся в дальний путь?

*  *  *

Перелет был назначен на 12 августа 1937 года через Северный полюс в Фербенкс, штат Аляска, США. Бортовой номер самолета Н-209. Экипаж состоял из 6 человек. Командир - С. Леваневский, штурман В. Левченко, механики Н. Годовиков и Г. Побежимов. Они были опытными пилотами, не раз летавшими в Арктику. Радист Николай Галковский летел на север впервые. Второй пилот Николай Кастанаев, был испытателем этого самолета и знал его, что говорится, «до последнего шурупа».

Маршрут разрабатывали тщательно. До полюса через Архангельск, потом Баренцево море — остров Рудольфа — географический полюс. Таким же путем летали Чкалов и Громов. Затем, вдоль 148-го меридиана, пролететь над полюсом и приземлиться в конечном пункте назначения.

Первым делом, конечно, нужно было подготовить самолет. Вот что писал в газете «Правда» главный конструктор авиационного завода имени Сергея Горбунова (ныне Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева) В.Ф. Болховитинов (к слову сказать, он был не в восторге от идеи использовать для перелета бомбардировщик): «Четыре величины определяет мощь авиации – дальность, быстрота, грузоподъемность и высотность. В отношении дальности и грузоподъемности Советская авиация имела бесспорно огромные победы. Нам надо было также успешно завоевать высоты и скорости. Мы принялись за работу, хорошо понимая отвественность возложенной на нас задачи…

В.Ф. Болховитинов

…. Чтобы перенести на такого типа самолет опыт, накопленный в других областях авиации, требовался труд не одного, а многих людей, настоящее коллективное творчество, содружество конструкторов, объединенных одной идеей… Весь завод, вся его партийная организация, весь мощный пролетарский коллектив были подлинными создателями машины. Коллектив поддерживал нас в трудные минуты, окружая атмосферой бодрости, помогая преодолевать препятствия в процессе работы. А трудностей было немало. Чтобы улучшить управление самолета и его аэродинамические качества, мы впервые на такого рода машинах, применили полуубирающиеся шасси, щитки, гладкую обшивку, особой системы фюзеляж, специальный обтекатель для радиатора и много другое. Все эти нововведения давали самолету лучшие летные свойства, позволяли увеличить скорость в полете и сократить ее при посадке...

...Чтобы осуществить такое... предстояло рассчитать все детали, вополотить замысел в реальность чертеже... Прочность, просторность, прекрасная управляемость. Немудрено, что мы напряженно работали над решением этой задачи. Пришлось сделать целый ряд опытов, разработать механику расчетов и только тогда, накопив необходимые данные, перейти к проектированию… Проектирование самолета отняло у нас около пяти месяцев…».

Кстати, при подготовке материала, в одном из источников удалось найти такую историю. Якобы, когда в Монино шла подготовка самолета, встал вопрос - в какие цвета его красить? Запросили у Леваневского, на что тот ответил: «В мои».

Ответ был странным и непонятным. Но, после разговора с родственниками, выяснилось, что у Сигизмунда Александровича был свой фамильный герб в красно-синем цвете.

Самолет был перекрашен. Новая краска легла на старую, заводскую, что утяжелило машину примерно на двести килограмм. По неподтвержденным данным, перед самым вылетом, Леваневский, чтобы хоть как-то облегчить вес Н-209, не стал брать аварийную радиостанцию и приспособление для ручного (ножного) вращения генератора аварийной радиостанции. В простонародье - «солдат-мотор». Но, опять-таки, по неподтвержденным данным, этой системы в самолете по каким-то причинам вообще не было.

Параллельно шла подготовка и экипажа, точнее, его экипировки.

Особое внимание уделялось обмундированию.

Подкладка комбинезонов была сшита из шелка, который по спецзаказу поставили из скорняжной мастерской Мосмехторга.

Были заказаны репсовые комбинезоны, в количестве 6 штук. Шлемы были сшиты из натуральной кожи.

Для летнего обмундирования был заказан мех белки.  

И гагачий пух.

Было куплено два кожаных планшета для документов и резиновые матрацы. Помимо этого было сшито 8 курток и брюк из кожи и беличьего меха, 6 пар сапог на собачьем меху и рукавицы.

Тщательно подошли и к составлению рациона летчиков.

Норма суточного пайка для экипажа Н-209 была такой...

Несмотря на такую усиленную подготовку, все делалось в режиме цейтнота. Самолет был «сырым», недоработанным. Да и экипаж не успел притереться друг к другу.

Практически накануне вылета призошла замена радиста. Вместо Л.Л.Кербера был назначен Н.Я.Галковский. Несомненно, он был опытным и высококлассным специалистом и входил в список лучших авиационных радистов Союза, но, по утверждениям людей, которые готовили Н-209 к полету, у Николая Яковлевича, впрочем как и у других членов экипажа, не хватило времени должным образом изучить самолет.

Из воспоминаний Л.Л. Кербера: «Я должен был передать новому бортрадисту свой костюм, сшитый персонально по моим меркам, в ателье Наркоминдела. Но мы с Галковским были разного размера и роста, а шить заново уже не было времени. Чувствовалась какая-то незавершенность и тревожная неуверенность».

Исходя из этого возникает версия, что одной из причин крушения самолета стал, как сейчас любят говорить, человеческий фактор. И вторая - множественные технические недоделки при подготовке машины, что подтвержадается радиограммой, отправленной экипажем, спустя несколько часов после взлета, в которой сообщалось, что из строя вышел крайний правый мотор.

Маршрут Н-209

Вернемся к подготовке. 

Самолет был загуржен по полной программе. Предполагалось, что Америка встретит экипаж, как героев. И не спустыми же руками лететь. В самолет был погружен запас аварийных лодок, почтовые марки, почта, множество разных сувениров.

Также на борту была большая коробка с подарками для президента США и его жены - икра, меха и, по некоторым данным, золото. Его было много. Почти пять тонн. Это были слитки и предназначались они еще и для оплаты каких-то поставок. 

То, что самолет повезет очень ценный груз, говорила и вдова Леваневского. Она рассказывала о переживаниях мужа перед полетом по этому поводу.

Золото породило еще одну версию. Самолет аварийно сел на поверхность озера Сегян-Кюэль. Он не утонул, так как баки его были практически пустые. В то время в тех местах отсиживались бывшие белогвардейцы, которые и нашли самолет. Дальнейшие их действия описывать не стоит. О них не трудно догадаться. 

Итак, 12 августа 1937 года «Правда» написала: «... Наши славные соколы - Громовы, Чкаловы, Водопьяновы, Молоковы, Леваневские, - показывая всему миру красоту духа советских людей, открывают новые земли, побеждают огромные, доселе неизведанные простанства, несут на крыльях своих машин осуществление великих замыслов великого народа».

В этот же день, в 18 часов 15 минут, с аэродрома подмосковного Щелково взмыл в небо самолет...

Первые радиограммы с борта поступали по графику ...

Фрагмент газеты «Правда», 1937 год

В 17.53, в районе мыса Шмидта, экипаж протелеграфировал: «Как меня слышите? Ждите...», после чего наступила ТИШИНА...

Продолжение следует...

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского

Выражаем благодарность Музею при Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева за помощь в подготовке статей и предоставленные материалы.




Комментарии к статье:
2019-12-12 17:46:21, Наталья
Какое чудо - эти старые снимки. Люди жили, любили, трудились. А сейчас их нет. Остались только фотографии.
2019-12-19 23:04:16, Valeri Ivashkevich
Согласен с Натальей,тоже люблю смотреть старые фотографии. Это как путешествие в прошлое на машине времени.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Катар 2022
  • Вечер в петербургской библиотеке
  • Филателистическая экспозиция в ЦАГИ
  • Экскурсия в Третьяковку. История мировых шедевров на почтовых марках
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru