ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Памяти выдающейся писательницы

Рисунки на почтовых конвертах

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллеционерам


Главная  /  Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II

Поиск по статьям:

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II

2019-12-12 13:06:53, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Итак, началась подготовка к перелету. Помимо самолета тщательно готовили экипировку и продпаек. Мех белки, шелк, колбаса салями, копченая грудинка, язык, куриное филе... что еще должно было потребоваться летчикам, отправляющимся в дальний путь?

*  *  *

Перелет был назначен на 12 августа 1937 года через Северный полюс в Фербенкс, штат Аляска, США. Бортовой номер самолета Н-209. Экипаж состоял из 6 человек. Командир - С. Леваневский, штурман В. Левченко, механики Н. Годовиков и Г. Побежимов. Они были опытными пилотами, не раз летавшими в Арктику. Радист Николай Галковский летел на север впервые. Второй пилот Николай Кастанаев, был испытателем этого самолета и знал его, что говорится, «до последнего шурупа».

Маршрут разрабатывали тщательно. До полюса через Архангельск, потом Баренцево море — остров Рудольфа — географический полюс. Таким же путем летали Чкалов и Громов. Затем, вдоль 148-го меридиана, пролететь над полюсом и приземлиться в конечном пункте назначения.

Первым делом, конечно, нужно было подготовить самолет. Вот что писал в газете «Правда» главный конструктор авиационного завода имени Сергея Горбунова (ныне Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева) В.Ф. Болховитинов (к слову сказать, он был не в восторге от идеи использовать для перелета бомбардировщик): «Четыре величины определяет мощь авиации – дальность, быстрота, грузоподъемность и высотность. В отношении дальности и грузоподъемности Советская авиация имела бесспорно огромные победы. Нам надо было также успешно завоевать высоты и скорости. Мы принялись за работу, хорошо понимая отвественность возложенной на нас задачи…

В.Ф. Болховитинов

…. Чтобы перенести на такого типа самолет опыт, накопленный в других областях авиации, требовался труд не одного, а многих людей, настоящее коллективное творчество, содружество конструкторов, объединенных одной идеей… Весь завод, вся его партийная организация, весь мощный пролетарский коллектив были подлинными создателями машины. Коллектив поддерживал нас в трудные минуты, окружая атмосферой бодрости, помогая преодолевать препятствия в процессе работы. А трудностей было немало. Чтобы улучшить управление самолета и его аэродинамические качества, мы впервые на такого рода машинах, применили полуубирающиеся шасси, щитки, гладкую обшивку, особой системы фюзеляж, специальный обтекатель для радиатора и много другое. Все эти нововведения давали самолету лучшие летные свойства, позволяли увеличить скорость в полете и сократить ее при посадке...

...Чтобы осуществить такое... предстояло рассчитать все детали, вополотить замысел в реальность чертеже... Прочность, просторность, прекрасная управляемость. Немудрено, что мы напряженно работали над решением этой задачи. Пришлось сделать целый ряд опытов, разработать механику расчетов и только тогда, накопив необходимые данные, перейти к проектированию… Проектирование самолета отняло у нас около пяти месяцев…».

Кстати, при подготовке материала, в одном из источников удалось найти такую историю. Якобы, когда в Монино шла подготовка самолета, встал вопрос - в какие цвета его красить? Запросили у Леваневского, на что тот ответил: «В мои».

Ответ был странным и непонятным. Но, после разговора с родственниками, выяснилось, что у Сигизмунда Александровича был свой фамильный герб в красно-синем цвете.

Самолет был перекрашен. Новая краска легла на старую, заводскую, что утяжелило машину примерно на двести килограмм. По неподтвержденным данным, перед самым вылетом, Леваневский, чтобы хоть как-то облегчить вес Н-209, не стал брать аварийную радиостанцию и приспособление для ручного (ножного) вращения генератора аварийной радиостанции. В простонародье - «солдат-мотор». Но, опять-таки, по неподтвержденным данным, этой системы в самолете по каким-то причинам вообще не было.

Параллельно шла подготовка и экипажа, точнее, его экипировки.

Особое внимание уделялось обмундированию.

Подкладка комбинезонов была сшита из шелка, который по спецзаказу поставили из скорняжной мастерской Мосмехторга.

Были заказаны репсовые комбинезоны, в количестве 6 штук. Шлемы были сшиты из натуральной кожи.

Для летнего обмундирования был заказан мех белки.  

И гагачий пух.

Было куплено два кожаных планшета для документов и резиновые матрацы. Помимо этого было сшито 8 курток и брюк из кожи и беличьего меха, 6 пар сапог на собачьем меху и рукавицы.

Тщательно подошли и к составлению рациона летчиков.

Норма суточного пайка для экипажа Н-209 была такой...

Несмотря на такую усиленную подготовку, все делалось в режиме цейтнота. Самолет был «сырым», недоработанным. Да и экипаж не успел притереться друг к другу.

Практически накануне вылета призошла замена радиста. Вместо Л.Л.Кербера был назначен Н.Я.Галковский. Несомненно, он был опытным и высококлассным специалистом и входил в список лучших авиационных радистов Союза, но, по утверждениям людей, которые готовили Н-209 к полету, у Николая Яковлевича, впрочем как и у других членов экипажа, не хватило времени должным образом изучить самолет.

Из воспоминаний Л.Л. Кербера: «Я должен был передать новому бортрадисту свой костюм, сшитый персонально по моим меркам, в ателье Наркоминдела. Но мы с Галковским были разного размера и роста, а шить заново уже не было времени. Чувствовалась какая-то незавершенность и тревожная неуверенность».

Исходя из этого возникает версия, что одной из причин крушения самолета стал, как сейчас любят говорить, человеческий фактор. И вторая - множественные технические недоделки при подготовке машины, что подтвержадается радиограммой, отправленной экипажем, спустя несколько часов после взлета, в которой сообщалось, что из строя вышел крайний правый мотор.

Маршрут Н-209

Вернемся к подготовке. 

Самолет был загуржен по полной программе. Предполагалось, что Америка встретит экипаж, как героев. И не спустыми же руками лететь. В самолет был погружен запас аварийных лодок, почтовые марки, почта, множество разных сувениров.

Также на борту была большая коробка с подарками для президента США и его жены - икра, меха и, по некоторым данным, золото. Его было много. Почти пять тонн. Это были слитки и предназначались они еще и для оплаты каких-то поставок. 

То, что самолет повезет очень ценный груз, говорила и вдова Леваневского. Она рассказывала о переживаниях мужа перед полетом по этому поводу.

Золото породило еще одну версию. Самолет аварийно сел на поверхность озера Сегян-Кюэль. Он не утонул, так как баки его были практически пустые. В то время в тех местах отсиживались бывшие белогвардейцы, которые и нашли самолет. Дальнейшие их действия описывать не стоит. О них не трудно догадаться. 

Итак, 12 августа 1937 года «Правда» написала: «... Наши славные соколы - Громовы, Чкаловы, Водопьяновы, Молоковы, Леваневские, - показывая всему миру красоту духа советских людей, открывают новые земли, побеждают огромные, доселе неизведанные простанства, несут на крыльях своих машин осуществление великих замыслов великого народа».

В этот же день, в 18 часов 15 минут, с аэродрома подмосковного Щелково взмыл в небо самолет...

Первые радиограммы с борта поступали по графику ...

Фрагмент газеты «Правда», 1937 год

В 17.53, в районе мыса Шмидта, экипаж протелеграфировал: «Как меня слышите? Ждите...», после чего наступила ТИШИНА...

Продолжение следует...

Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского

Выражаем благодарность Музею при Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева за помощь в подготовке статей и предоставленные материалы.




Комментарии к статье:
2019-12-12 17:46:21, Наталья
Какое чудо - эти старые снимки. Люди жили, любили, трудились. А сейчас их нет. Остались только фотографии.
2019-12-19 23:04:16, Valeri Ivashkevich
Согласен с Натальей,тоже люблю смотреть старые фотографии. Это как путешествие в прошлое на машине времени.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru