Клод Моне. От карикатур до шедевров
2020-02-06 12:31:56, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Оскар долго готовился к этому разговору с родителями – несколько раз репетировал перед зеркалом фразы, которые подготовил для убедительности. Он знал, что его решение уехать в Париж не будет принято с восторгом. Но, к его великому удивлению, отец Адольф Моне, под давлением жены, согласился. Мать, как никто другой понимала желание сына. Она сама была человеком творческим, любила живопись и очень хорошо пела.
Семья несколько лет назад переехала из Парижа в Гавр. Их семейный бизнес, небольшая лавка, в которой они торговали корабельной остасткой и бакалеей, не приносил баснословных денег. Отец мечтал, что его сын Оскар Клод, продолжит семейное дело или, что еще лучше, выучится на юриста и обеспечит родителям безбедную старость.
Возможно, так бы и случилось, если бы однажды, Клод, от скуки, не взял в руки карандаш.
Рисовать он не любил. Как и учиться. Школа казалась ему тюрьмой, а уроки живописи – каторгой. И ради смеха мальчик разрисовывал обложки тетрадей и учебников, но чаще всего убегал к морю. Ему нравилось ощущение свободы, которую давала гладь воды и теплый соленый ветер. Он бродил вдоль берега, бросал в набегающие волны камни. Все остальное нагоняло на него тоску.
Так же тоскливо было и в этот день, когда придя из школы, Клод сменил в лавке своего отца. Солнце палило нещадно. И один из посетителей так смешно махал на себя платком и вытирал им пот со лба, что мальчик не удержался, взял карандаш и быстро набросал портрет в стиле карикатуры. Рисунок покупателю очень понравился и он купил его за 20 франков.
Клод воодушевился, у него появился интерес к рисованию, а в лавке отца не было отбоя от посетителей. Все хотели заполучить свою карикатуру и готовы были за это платить. Так, незаметно для себя и к удивлению родителей, будущий художник накопил 2000 франков.
Несмотря на то, что карикатуры принесли ему известность городского масштаба, Клод не любил живопись маслом. Однажды, зайдя в художественную лавку, где висели его работы, юноша увидел рядом картины, с изображением морских пейзажей. Он, было, начал возмущаться этим фактом, но хозяин лавки сказал:
- Хочу вас познакомить с автором этих прекрасных работ.
- Не надо меня ни с кем знакомить,- вспылил Клод.
- Нет, нет. Не отказывайтесь, - не сдавался владелец и подвел к молодому художнику мужчину. Это был Эжен Буден.
Моне, спустя много лет, вот так описывал эту, поистине судьбоносную, встречу: «Буден похвалил меня своим мягким голосом и сказал: я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы — это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окружённые воздухом и светом».
Они сдружились. Буден писал только на натуре. И несколько раз пытался вытащить Моне на пленэр. Наконец, Клод нехотя согласился. Он, конечно, любил море, но не до такой степени, чтобы рисовать его. Но пошел с товарищем за компанию. Неожиданно для себя, Клод так вошел во вкус, что уже не мог больше ни о чем думать, кроме как о рисовании. «Глаза мои наконец раскрылись, — вспоминал Моне, — я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её».
Тетка Клода Моне, жившая в Гавре, хорошо рисовала и имела художественную мастерскую, в которой разрешала работать племяннику. Но ему этого было уже мало. Отец, поняв, что сын не хочет продолжать семейное дело, отпускает его в Париж.
В мае 1859 года, с рекомендательными письмами от Будена и его друзей-художников, Моне приезжает в столицу учиться живописи в Академии Сюиса. Он заводит знакомства с известными художниками, посещает салоны, часто бывает в Лувре. И практически через день пишет Будену письма о своей жизни в Париже, о новых знакомствах и планах на будущее. Многим из которых не суждено было сбыться... Осенью 1860 года Моне призывают в армию.
Вместе со своей частью он попадает в Алжир, где спустя некоторое время заболевает тифом. Вмешательство тетки, ее обширные связи и деньги, помогли Клоду комиссоваться и он возвращается в Париж. Отец на радостях оплачивает сыну дальнейшее обучение. В 1862 году, в мастерской Шарля Глеера, Клод знакомится с Эдуардом Мане, картина которого «Завтрак на траве» наделала много шума и споров, в коих и зародилось новое направление в живописи - импрессионизм.
К слову сказать, этих художников часто путают. Однажды, на одной из выставок, Мане услышал обсуждение, как ему показалось, его работы. Молодые люди восторгались талантом художника, сочными красками и реалистичностью изображенного моря. Услышав это Эдуард был просто взбешен. Он понял, что хвалили не его картину, так как море он никогда не рисовал.
Мы отвлеклись...
Картина, которая принесла Клоду Моне первый успех, называлась «Женщина в зеленом платье». На ней была изображена Камила Донсье, жена художника, его муза и любовь.
С Камилой он познакомился случайно. После того, как его морские пейзажи, выставленные в 1865 году на Парижском художественном салоне, не принесли успеха, Моне селится в местечке Ший, где начинает рисовать картину, по мотивам работы Мане, «Завтрак на траве». Ему позирует друг Фредерик Бази и его подруга Камила Донсье. Именно тогда между Клодом и Камилой возникает симпатия, которая со временем переросла в любовь. Отныне на всех своих полотнах он рисует только ее.
Они поженились и прожили вместе 15 лет. Камила долго болела и после рождения второго сына умерла от рака матки. Моне нарисовал её на смертном одре. Эта картина считается одной из самых выразительных портретов покойников.
Серию Моне «Нимфеи» или «Водяные лилии» называют «Сикстинской капеллой импрессионизма». Она состоит из 250 картин написанных маслом. Удивителен тот факт, что многие из них художник рисовал практически слепым. У него была катарката и он видел мир только в синих красках. Это объясняет то, что в его полотнах последних лет, преобладают все оттенки синего.
Клод Моне считается одним из самых дорогих художников мира. Его картина «Пруд с водяными лилиями», в 2017 году была продана за 24 миллиона долларов.
Еще один интересный момент. Живя в деревне Клод нашел холм, на котором росло несколько тополей. Пейзаж ему понравился и он принялся рисовать. Через какое-то время администрация округа решает вырубить деревья. А картина еще не закончена. Тогда Моне занимает деньги у друзей, выкупает этот участок земли и спокойно заканчивает работу.
Картины Клода Моне не раз похищались из музеев. Одно из полотен «Пляж в Пурвилле», было вырезано из рамы. Вместо него похититель вставил репродукцию. Заметили подмену не сразу. Украденную картину нашли у преступника дома.
В 2012 году произошло крупнейшее за последние 20 лет ограбление музея Кунстель. Среди похищенных шедевров была картина Моне «Мост Ватерлоо». Украденные ценности до сих пор не нашли. Есть предполоджение, что они были сожжены.
5 декабря 1926 года Моне умер от рака легких. Ему было 86 лет.
На нашем сайте, в разделе Живопись, вы можете увидеть марки-картины великих мировых художников.