Так начиналось метро. Вредно ли оно для деревни?
2020-05-15 14:34:45, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
К 85-летию московского метрополитена
В 1901 году, общественности был представлен амбициозный и фантастический по тем временам проект, авторы которого очень надеялись на понимание и одобрение. По их задумке электрическая железная дорога должна была соединить участок от Сокольников до Павелецкого вокзала. Да, на первом этапе потребуются затраты, но и прибыль потом можно будет получать неслыханную.
Началось все в 1814 году, когда английский инженер Марк Брюнель отдыхал на море. Там он обратил внимание на корабельных червей, которые бурили отверстия в останках корабля, выброшенных на берег во время шторма.
Домой Брюнель вернулся с чертежами нового аппарата и кучей идей. Одной из которых был туннель под Темзой. Английские инженеры ломали голову над сооружением дополнительной переправы между двумя районами Лондона - Ротерхит и Ваппинг. Строительство моста было отклонено сразу – он занял бы много места. Идею Брюнеля приняли без особого восторга.
- Как это прорыть туннель под рекой? Чем рыть? Кто будет рыть? Да и пробовали уже проделать нечто подобное, помните, чем все это закончилось? Вот то-то же!
Тогда Марку Брюнелу стоило больших трудов обосновать и уговорить начать работы именно по его чертежам. И рабочим удалось сделать невероятное! Туннель был вырыт. А спустя 30 лет этот метод применили при строительстве первого метрополитена.
Вернемся в Россию...
Идея появления метрополитена в Москве восторга не вызвала. Еще в 1875 году, когда впервые зашла речь о строительстве подземной дороги в «белокаменной», против этого проекта выступила Русская православная церковь.
В 1901 году противниками приводилась масса доводов, одним из которых было то, что метрополитен вреден деревне. На что И.П. Манус, ярый защитник строительства, написал в одной из московских газет: «…а дворцы в Эртемьевском переулке, кареты, миллионные затраты на Малый театр, дачи на всех русских и иностранных курортах полезны для деревни?».
Согласно плану метрополитен будет смешанным – часть дороги должна пройти под землей, часть надземная и на эстакадах. Общая протяженность пути – 54 километра, сумма затрат – 155 миллионов рублей.
Проект Городской Железной Дороги 1902 года
Год ушел на согласования во всевозможных инстанциях. В сентябре 1902 года план был вынесен на обсуждение.
В Большом зале Московской Городской думы собрались чиновники всех рангов, ведущие инженеры, корреспонденты газет. Очевидцы вспоминали, что вход в зал был только по пригласительным билетам, все стены были увешаны чертежами, планами и рисунками Москвы будущего, на которых, помимо причудливых домов, был изображен метрополитен.
Балинский говорил долго. Он с жаром рассказывал о перспективах, как транспортных, так и финансовых, показывал чертежы, схемы, рисунки, приводил цифры, рисовал графики.
По результатам его пламенной речи, Городской Думой был вынесен вердикт: «Господину Балинскому в его домогательствах отказать. Выдать из казны 100 тысяч рублей за труды, прекрасно составленный проект и за понесенные им по этому делу расходы».
Итогом обсуждений стал доклад Московской Городской Управы и Железнодорожной комиссии, в которой проект метрополитена был раскритикован, как говорится «в пух и прах», а его авторов обвинили в «дерзком посягательстве на ... дорогие всем русским людям святыням, историческим памятникам и глубоко чтимым древним сооружениям, находящимся в Москве».
Спустя какое-то время Балинский уехал за границу, и там, при строительстве метрополитена в Лондоне и Америке его трудам нашли достойное применение.
В Москве же, к вопросу метро, вернулись только через 10 лет. В 1912 году инженер Кнорре, соавтор Балинского, представил собственный проект, согласно которому в Москве, под землей будут проложены три железнодорожные линии. Проект был принят, но начавшиеся революционные и военные события помешали его осуществлению.
О метро вспомнили только в начале 30-х годов. В то время Москва была уже большим городом – быстро развивающейся столицей, с остро стоявшим транспортным вопросом. В связи с этим, на июльском Пленуме ЦК ВКП(б), было принято очень важное решение: «Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метро в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок». Случилось это в 1931 году, а уже в октябре 1934 года от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники» прошел первый пробный поезд.