ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Памяти выдающейся писательницы

Рисунки на почтовых конвертах

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллеционерам


Главная  /  Это мир Тарковского

Поиск по статьям:

Это мир Тарковского

2022-01-21 10:27:58, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В апреле этого года исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского (1932 – 1986). Ему посвящена всего одна российская марка. Но филателистические материалы позволяют отразить многое из духовного мира этого замечательного человека, из его творческой Вселенной. Его художественные интересы и устремления были настолько разнообразными, что их легко можно описать с помощью почтовых конвертов и марок.

Блок из двух марок, посвященных отцу и сыну Тарковским, вышел в 2007 году. Номинал каждой марки 8 рублей. В нижней части блока размещена цитата из поэта Арсения Тарковского, отца Андрея Арсеньевича. На конверте первого дня мы видим композицию из двух фотографий: отца и сына.

Андрей Тарковский стал легендой еще при жизни. Его фильмы снискали множество наград, а его уникальная личность привлекала философов и психологов, да и тысячи любителей кино и киноведов своими загадками и противоречиями. В период, когда советская космическая кинофантастика приближалась чуть ли не к легкому жанру, Тарковский смело заговорил о Космосе языком фантаста-философа. Даже образы птиц и животных, которые зритель встречает в его фильмах, наделены сложной символикой и поражают зрителя глубиной обобщения.

Трудно поверить, что Тарковского вот уже 36 лет нет на свете. Современникам он запомнился полным сил и творческих устремлений. Жизнь уготовила художнику множество испытаний, которые он с честью выдержал. Он постоянно строил творческие планы, непрестанно думал о будущем. Биографы Тарковского считают, что в его фильмах имеется целая россыпь интереснейших предсказаний, которые впоследствии сбылись.

Многие справедливо видят в этом проявление особой гениальности, одаренности. Режиссер-дебютант снимал свой первый фильм в год полета Гагарина, когда публицисты смело говорили о еще не познанной Вселенной, обживании космоса. Впрочем, если бы первые космонавты даже и видели во время полетов что-либо аномальное, разве могущественная советская цензура разрешила бы им сделать это достоянием гласности? А молодой Тарковский верил в чудеса и активно включал божественное начало во все свои фильмы. Без него он не был бы самим собой.

Сразу же после выхода в свет картины «Иваново детство» (1962) вокруг фильма возникла острейшая дискуссия. Образ ребенка, чье детство искалечено войной, юного партизана-разведчика, мучимого снами о мирной жизни, резко контрастировал с парадными советскими легендами о «сыновьях полка». В фильме прослеживались религиозные мотивы, тема злого рока и беспощадной судьбы. Темный лес подан как царство смерти, путь юного разведчика через болото – как путь через реку Стикс. Мифологическая основа ленты была очень богатой. Жаль, что фильму «Иваново детство» не посвящено ни одной марки.

Показательно, что в связи с этим гениальным фильмом сразу же хочется вспомнить марки, посвящённые известному философу Жану-Полю Сартру. Ему посвящено несколько почтовых миниатюр, и в рамках нашей темы Сартр интересен нам как почитатель и рецензент фильма «Иваново детство». Он очень высоко ценил эту картину. Мнение французского философа косвенно повлияло на прокат фильма в СССР.

У молодого режиссера рано появились биографы, тщательно взвешивавшие влияние на него земных и космических сил. Его жизнь является рекордной по числу необъяснимых и таинственных эпизодов, и принято считать (а с этим мнением соглашаются тысячи людей), что он был неземным человеком, пусть и не в буквальном, а в образном смысле этого слова.

В 1966 году Тарковский снял свою самую известную картину «Андрей Рублёв» (сразу же вспоминается марка СССР с миниатюрой «Андрей Рублёв пишет образ Спаса»). Фильм положили на полку, и тут произошла удивительная вещь: после нескольких закрытых показов содержание картины стало передаваться зрителями из уст в уста, словно устное предание. В кратчайший срок о существовании фильма и о его содержании узнали тысячи людей. А самого Рублёва – великого русского иконописца – многие стали воспринимать прежде всего через фильм Тарковского. Этого цензоры из Комитета по кинематографии не ожидали. За ленту вступились многие деятели культуры, и в 1971 году фильм в значительно урезанном виде все же вышел на экраны.

На марках и конвертах мы находим не только произведения Рублева, показанные в картине, но и портреты актеров, участвовавших в фильме. Это Николай Сергеев (в 2019 году ему была посвящена почтовая карточка с литерой В), Юрий Никулин и Ролан Быков.

Эпизоды со скоморохом, которого блестяще сыграл Р. Быков, вызвали нарекания цензуры, и фонограмма была изменена.

Итак, получается, что с помощью косвенных средств мы можем отразить тему «фильм “Андрей Рублев”» языком филателии. Не исключено, что когда-нибудь появятся конверты или карточки с кадрами из этого поистине эпохального фильма.

Картина вызвала разноречивые мнения. Не перечесть трактовок фильма, в котором историки кино как в зеркале видят прошлое и будущее России, словно лента о великом иконописце является магическим кристаллом, позволяющим определять ход мировой истории. А какова роль в истории художника, творца? Об этом мучительно размышляют авторы картины.

Анатолий Солоницын, сыгравший роль Рублёва, где бы он впоследствии не снимался, на всю жизнь сохранил имидж мудреца и философа. Слава ленты была столь велика, что высказывались даже мысли, что Тарковский так и останется в советском искусстве режиссёром одной картины… Но этого не произошло. В 1973 году на экраны вышел «Солярис», поставленный по роману известного польского фантаста Станислава Лема. Хорошо, что и автор романа, и фильм Тарковского нашли отражение в филателии.

Это была необычная космическая фантастика. В эпоху, когда многие фантасты писали романы и сценарии о космосе так, словно жизнь на орбите – это что-то обыденное (так называемый мир космических будней), Тарковский неизменно относился к Космосу как к чуду. Он всегда насыщал фантастические сюжеты мистической атмосферой, аурой неразгаданного. На этом основано особое состояние всех его картин. Очень удачным был выбор Д.Баниониса – актера психологического плана – на роль космического психолога Криса Кельвина, хотя сам Тарковский не всегда был доволен его игрой. Кадр из фильма мы видим на полях блока Республики Бенин, посвящённого С.Лему. Крис несет на руках Харри (актриса Наталья Бондарчук). Номинал марки 3000 франков.

Однако отметим, что С.Лем вовсе не был в восторге от ленты. Являясь консультантом фильма, он совсем не такой представлял себе экранизацию романа и горячо возражал против концепции картины. Даже в изобразительном решении ленты автор романа был со многим не согласен. Между Лемом и Тарковским возникали ожесточенные споры, которые пока не нашли отражения в прессе и которые ничем не закончились. В историю кинофантастики навсегда вошла едкая фраза Лема: Он сделал из моего романа русское «Преступление и наказание!».

Но разве это плохо? Фильм триумфально прошел по экранам мира и был удостоен нескольких призов. Принято считать, что «Солярис» был «ответом» на очень популярную ленту Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея: 2001», поэтому мы имеем полное право поместить в нашу подборку почтовую миниатюру с кадром из этого фильма. Тарковскому лента Кубрика не понравилась, и все же мы видим в двух фильмах что-то общее.

Очень жаль, что «Солярис» не пришелся по душе автору романа. Включая в нашу подборку марку, посвящённую Станиславу Лему, отмечаем, что лист марок позволяет выявить два вида тет-бешей: вертикальные и горизонтальные. Так уж причудливо расположены марки в листе.

«Солярис» стал настоящим памятником культуры. Бюджет фильма отличался масштабностью, и зрители были буквально поражены и интерьерами космической станции, и размахом съемок автострад (они проходили в Японии), и красотой природы, снятой на великолепную цветную пленку, и, конечно же, изобразительным решением фильма. О том, что «Солярис» не забыт, cвидетельствует очень интересный факт: осенью 2001 года в Париже, в арт-центре «Картье» была организована выставка, посвященная космической теме в искусстве, на которой экспонировались эскизы художника М.Ромадина к «Солярису». Снятый полвека назад фильм и сегодня не устарел. Жаль, что Станислав Лем до последних дней жизни так и не изменил своего отношения к фильму. И очень грустно, что в России не выпущено даже конверта с кадром из этого всемирно известного шедевра.

Тарковский был не только автором фильма о космосе. Он был в полном смысле слова космическим человеком, интересовавшимся энергетическими каналами Вселенной. Специалисты по аномальным явлениям все больше склоняются к выводу о том, что режиссер обладал экстрасенсорными способностями. Академик Лев Мельников упомянул имя Тарковского в статье о роковых совпадениях, изобилующей интереснейшими фактами “взаимоналожений” разных обстоятельств.

Например, одна таинственная история произошла во время геологической экспедиции Андрея летом 1952 года в Сибири, в районе Енисея. Однажды, заночевав в сторожке, он в течение ночи слышал голос: “Уходи отсюда!”. Решив вначале, что это всего лишь сон, он лишь после третьего предупреждения встал, оделся и отъехал на лошади от избушки. Когда будущий режиссер (а тогда обыкновенный студент в джинсах) отдалился от хижины на сто метров, на избушку рухнула огромная сосна. Внезапное “бегство” из сторожки спасло жизнь великому человеку. Но от кого исходило предупреждение? Чей таинственный голос (к тому же обращавшийся к Тарковскому на “ты”) сохранил для нас бесценную жизнь великого кинематографиста? Мы не знаем, но этот голос действительно спас юношу от смерти, побуждая его покинуть избушку.

Продолжение следует...

А.П. Дьяченко, филателист

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-01-28 14:00:50, Гость
А Лем был прав!! Отрицательно отношусь к обоим!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru