Достаточно одной картины, чтобы войти в историю
2022-03-22 14:12:42, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
История создания этой картины очень проста и вмещается всего в три слова - «пришел, увидел, написал».
Как правило, работа над полотном длится очень долго. Порой, от замысла до готовой работы, проходит много лет. Художник думает, путешествует, ищет идеи и красивые виды. А бывает и так, что утром, посмотрев в окно, понимает - никуда ехать не надо - сюжет вот он, перед глазами. Так было и в этот раз...

Но, давайте по порядку...
Родился Василий Дмитриевич Поленов 20 мая 1844 года, в многодетной дворянской семье, в Петербурге. Отец его, Дмитрий Васильевич, был дипломатом, увлекался библиографией и археологией. Мать, Мария Алексеевна, писала детские книги, хорошо рисовала и учила этому детей, двое из которых стали художниками.

Поленовы дали детям блестящее воспитание и образование. Василий окончил сразу два учебных заведения - Санкт-Петербургский университет (юридический факультет) и Академию художеств, в которой, за картину «Воскрешение дочери Иаира», получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право поездки по Европе в течение 6 лет за счет Академии.

За время своего турне Василий побывал в Италии и Германии, жил в Париже. Он писал родителям: «Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte и так далее и пришёл к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».
В Италии Поленов подружился с Саввой Мамонтовым, и потом не раз гостил в его подмосковном имении, в Абрамцево.

Василий Поленов и Савва Мамонтов
В Париже Василий Дмитриевич познакомился с Тургеневым, который стал большим поклонником художника. Картина «Ливень», написанная Поленовым, как он выражался «для себя на отдыхе», произвела на писателя неизгладимое впечатление. В знак дружбы и уважения, Поленов подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич в ответ подписал ему книгу «Записки охотника», которую Василий Дмитриевич называл «бриллиантом русской литературы» и бережно хранил.

«Ливень», 1874 год
В 1876 году Поленов вернулся в Петербург. С собой он привез картины «Право господина», «Арест гугенотки» и 50 этюдов, которые написал в Париже. За эти работы ему было присвоено звание академика.
О своей заграничной поездке Поленов писал: «Пользу она мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

В.Д. Поленов. 1892 г.
В 1876 году, он принимал участие в боевых действиях, в составе русской добровольческой армии и создал ряд работ, посвященных Сербско-Турецкой войне. По возращению с фронта, Василий загорелся переездом в Москву, считая, что там «будет сподручнее работать, чем в Питере, где ни минутки нельзя иметь свободной, чтобы сосредоточиться…».

В 1877 году, Василий Поленов приехал в Москву, чтобы собрать материал для будущей картины. Он хотел создать масштабное историческое полотно «Пострижение негодной царевны», которое так и не было написано.

Пожив немного у брата своего отца, издателя Федора Чижова, он начинает поиски квартиры. Через три недели Поленов, вместе художником Рафаилом Левицким, уже переехал на новое место жительства и написал Чижову: «Дорогой дядя, благодарю Вас за гостеприимство. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».

Храм Спаса Преображения на Песках, 1882 год
По утверждению некоторых историков и искусствоведов, дом, в котором снимал комнату Поленов, изображен на его картине «Бабушкин сад».

«Бабушкин сад», 1878 год.
Комната Василию Дмитриевичу очень понравилась. Здесь и была написана одна из самых известных его картин «Московский дворик». Идея родилась практически мгновено, вот как художник сам об этом писал: «Я ходил искать квартиру. Увидал на двери записку, зашёл посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
Первоначально картина выглядела так:

К великому удивлению Поленова эта работа очень всем понравилась. «Незамысловатая картина, которую я написал и срузу же забыл о ней», - говорил художник о «Московском дворике».
Когда Василия Дмитриевича пригласили принять участие в выставке передвижников, он решил ее там выставить. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета», - писал он.

В итоге картину, прямо на выставке, приобрел Павел Третьяков, а Василию Поленову разом досталась слава, любовь критиков и зрителей.
Газеты без устали писали про «прелестный, смеющийся, миниатюрный ландшафт г-на Поленова» и о том, что «глаз не хочется отвести от этой радостной, патриархальной картинки…».

Художник Василий Бакшеев вспоминал: «Когда «Московский дворик» был впервые выставлен, рядом с ним все этюды и пейзажи других художников казались чёрными, как клеёнка, настолько много света, воздуха, жизнерадостности и правды было в этой небольшой по размеру, но глубокой по содержанию картине». После выставки Поленова стали называть мастером интимного (глубокого, сокровеного, личного) пейзажа.

Скопив немного денег, художник купил землю и по собственному эскизу построил дом, ныне это усадьба-музей Поленово в Тульской области.

Художник очень любил природу, мог часами любоваться лесом, слушать пение птиц, сидеть на берегу реки. А потом рисовал, рисовал, рисовал...

Но не только природа находила отображение в его работах. Во время русско-турецкой войны Поленов был официальным художником будущего императора Александра III. Ездил на Ближний Восток, чтобы окунуться в местный колорит и прочувствовать атмосферу для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».
В честь 80-летия художника, в 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Поленова. А через два года ему, одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.
Но «Московский дворик» так остался самой популярной его картиной. Искусствовед Виталий Манин назвал ее «шедевром пейзажного искусства» и писал, что «одной такой картины достаточно, чтобы войти в историю».

Московский дворик тогда и сейчас. Коллаж - Картины с историей
Давно уже нет того дворика, домов и людей, осталась только церковь, которая напоминает нам о жизни великого художника и его картинах.

Скончался Василий Дмитриевич Поленов в июле 1927 года. Похоронили его в Поленово, где он любил бывать и писать просторы родной природы.