ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Авторская открытка тамбовского художника

Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны

Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини

Пограничная служба России на почтовых марках


Главная  /  Достаточно одной картины, чтобы войти в историю

Поиск по статьям:

Достаточно одной картины, чтобы войти в историю

2022-03-22 14:12:42, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

История создания этой картины очень проста и вмещается всего в три слова - «пришел, увидел, написал».

Как правило, работа над полотном длится очень долго. Порой, от замысла до готовой работы, проходит много лет. Художник думает, путешествует, ищет идеи и красивые виды. А бывает и так, что утром, посмотрев в окно, понимает - никуда ехать не надо - сюжет вот он, перед глазами. Так было и в этот раз...

Но, давайте по порядку...

Родился Василий Дмитриевич Поленов 20 мая 1844 года, в многодетной дворянской семье, в Петербурге. Отец его, Дмитрий Васильевич, был дипломатом, увлекался библиографией и археологией. Мать, Мария Алексеевна, писала детские книги, хорошо рисовала и учила этому детей, двое из которых стали художниками.

Поленовы дали детям блестящее воспитание и образование. Василий окончил сразу два учебных заведения - Санкт-Петербургский университет (юридический факультет) и Академию художеств, в которой, за картину «Воскрешение дочери Иаира», получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право поездки по Европе в течение 6 лет за счет Академии.  

За время своего турне Василий побывал в Италии и Германии, жил в Париже. Он писал родителям: «Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte и так далее и пришёл к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».

В Италии Поленов подружился с Саввой Мамонтовым, и потом не раз гостил в его подмосковном имении, в Абрамцево.

Василий Поленов и Савва Мамонтов  

В Париже Василий Дмитриевич познакомился с Тургеневым, который стал большим поклонником художника. Картина «Ливень», написанная Поленовым, как он выражался «для себя на отдыхе», произвела на писателя неизгладимое впечатление. В знак дружбы и уважения, Поленов подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич в ответ подписал ему книгу «Записки охотника», которую Василий Дмитриевич называл «бриллиантом русской литературы» и бережно хранил.

 

«Ливень», 1874 год

В 1876 году Поленов вернулся в Петербург. С собой он привез картины «Право господина», «Арест гугенотки» и 50 этюдов, которые написал в Париже. За эти работы ему было присвоено звание академика.

О своей заграничной поездке Поленов писал: «Пользу она мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

В.Д. Поленов. 1892 г.

В 1876 году, он принимал участие в боевых действиях, в составе русской добровольческой армии и создал ряд работ, посвященных Сербско-Турецкой войне. По возращению с фронта, Василий загорелся переездом в Москву, считая, что там «будет сподручнее работать, чем в Питере, где ни минутки нельзя иметь свободной, чтобы сосредоточиться…».

В 1877 году, Василий Поленов приехал в Москву, чтобы собрать материал для будущей картины. Он хотел создать масштабное историческое полотно «Пострижение негодной царевны», которое так и не было написано.

Пожив немного у брата своего отца, издателя Федора Чижова, он начинает поиски квартиры. Через три недели Поленов, вместе художником Рафаилом Левицким, уже переехал на новое место жительства и написал Чижову: «Дорогой дядя, благодарю Вас за гостеприимство. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».  

Храм Спаса Преображения на Песках, 1882 год

По утверждению некоторых историков и искусствоведов, дом, в котором снимал комнату Поленов, изображен на его  картине «Бабушкин сад».

«Бабушкин сад», 1878 год.

Комната Василию Дмитриевичу очень понравилась. Здесь и была написана одна из самых известных его картин «Московский дворик». Идея родилась практически мгновено, вот как художник сам об этом писал: «Я ходил искать квартиру. Увидал на двери записку, зашёл посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Первоначально картина выглядела так: 

К великому удивлению Поленова эта работа очень всем понравилась. «Незамысловатая картина, которую я написал и срузу же забыл о ней», - говорил художник о «Московском дворике».

Когда Василия Дмитриевича пригласили принять участие в выставке передвижников, он решил ее там выставить. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета», - писал он.

В итоге картину, прямо на выставке, приобрел Павел Третьяков, а Василию Поленову разом досталась слава, любовь критиков и зрителей.

Газеты без устали писали про «прелестный, смеющийся, миниатюрный ландшафт г-на Поленова» и о том, что «глаз не хочется отвести от этой радостной, патриархальной картинки…».

Художник Василий Бакшеев вспоминал: «Когда «Московский дворик» был впервые выставлен, рядом с ним все этюды и пейзажи других художников казались чёрными, как клеёнка, настолько много света, воздуха, жизнерадостности и правды было в этой небольшой по размеру, но глубокой по содержанию картине». После выставки Поленова стали называть мастером интимного (глубокого, сокровеного, личного) пейзажа.  

Скопив немного денег, художник купил землю и по собственному эскизу построил дом, ныне это усадьба-музей Поленово в Тульской области. 

Художник очень любил природу, мог часами любоваться лесом, слушать пение птиц, сидеть на берегу реки. А потом рисовал, рисовал, рисовал...

Но не только природа находила отображение в его работах. Во время русско-турецкой войны Поленов был официальным художником будущего императора Александра III. Ездил на Ближний Восток, чтобы окунуться в местный колорит и прочувствовать атмосферу для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».

В честь 80-летия художника, в 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Поленова. А через два года ему, одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.  

Но «Московский дворик» так остался самой популярной его картиной. Искусствовед Виталий Манин назвал  ее «шедевром пейзажного искусства» и писал, что «одной такой картины достаточно, чтобы войти в историю».

Московский дворик тогда и сейчас. Коллаж - Картины с историей

Давно уже нет того дворика, домов и людей, осталась только церковь, которая напоминает нам о жизни великого художника и его картинах.

Скончался Василий Дмитриевич Поленов в июле 1927 года. Похоронили его в Поленово, где он любил бывать и писать просторы родной природы.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Авторская открытка тамбовского художника
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Мир литературы и почтовых марок
  • …И пермяком он тоже стал!
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Образец для филателистов
  • Серебряный юбилей правления Елизаветы II
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VIII
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • Участники филателистической выставки «Литфила 2023»
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Открытки для ветеранов
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Надо ли продавать коллекцию?
  • Победа на советских открытках
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Умеют ли почтовики гасить марку?
  • Апрельский обзор почтовых марок
  • По горячим следам. К юбилею А.Н. Островского
  • Тайна Королевской филателистической коллекции
  • К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского. Этапы создания почтовой марки
  • Филателистическая столица России
  • Галатея – бабочка с очень ярким контрастным рисунком на крыльях
  • «Космический» Ульяновск
  • «История открытки». Почтовые карточки для заказа железнодорожных билетов и грузового такси
  • … Забыв даже побриться, помчался на выставку
  • К вопросу о подготовке к юбилею Карла Брюллова
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • Космос глазами юных филателистов
  • День Советской пожарной охраны
  • Светлый праздник Пасхи
  • Мир Сурикова
  • Раритетная открытка с автографом Юрия Гагарина
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VII
  • Шахматы по переписке
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • История создания одной исторической картины
  • Истории с провенансом. Уголовное дело за гашеную марку
  • Открытки из прошлого: как уроженец Большой Глушицы попал в Книгу рекордов Гиннеса
  • Почему Космос черный
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Моя первая марка. Новый год
  • Мартовский обзор выпуска почтовых марок
  • Моя первая марка. Апостолы и остолоп
  • Итоги конкурса историй «Моя первая марка»!
  • Из истории изобретения автомобиля
  • Прикладное искусство Узбекистана
  • Уникальные экспонаты Челябинского архива
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Увлечение марками приносит душевное наслаждение
  • Лучшая марка Аландских островов
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Столетие филателии России
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Бабочка червонец непарный - это вспышка огня среди разнотравья
  • Консерватория искусств и ремесел
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Алхимики и Хранитель казны
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI
  • Подвиг женщин на почтовых открытках
  • Каким Александра Бородина мы помним, а каким забываем
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Афон - место силы и молитв
  • Красота и привлекательность Фибоначчи
  • Миллион разных, разных роз...
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • Филатуризм и марки из бивней
  • Февральский обзор выпусков почтовых марок
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Отсюдова и дотудова. Почему мы так измеряем
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Архитектурные религиозные памятники Российской империи
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Мятежный «Баунти». По следам золотоносного «Оскара»
  • В. Завирохин. Народная экспертиза
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Все гениальное просто. Или нет?
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Что считать разновидностью?
  • Замедляющие время: чем ставропольские посткроссеры занимаются по вечерам
  • Исследование Антарктиды
  • Смысловые тройки. Ответы
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • Дорога знаний в филателию и филокартию
  • С радиацией по жизни
  • Родина-мать зовёт!
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • Январский обзор выпусков почтовых марок
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Путь к Победе! К 80-летию освобождения Воронежа
  • Исаак Ньютон и его яблоко
  • Хранители истории: из Анапы – с любовью!
  • Леонард Эйлер, или Сколько весит комета Галлея
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • Куба далека? Куба – рядом!
  • Как полезно пролистывать старые газеты
  • Из истории мореплавания
  • Экспозиция "Надпечатки"
  • Первая энциклопедия математических знаний России
  • Стиль Беггарстафф в наших альбомах
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Марки и литература
  • Самая неудачная марка 2022 года. Итоги
  • Непокоренный Ленинград
  • Почтовые карточки целевого назначения
  • Новогодняя тема - самая любимая
  • Дайте мне марки Израиля. И побольше....
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • Посткроссеры Омска
  • Созвездие кактусов
  • По следам наших публикаций. Наивное искусство
  • Рождественские открытки Серпухова
  • Что в имени моем тебе…
  • Лучшей маркой 2022 года стала...
  • На марках – наивное искусство
  • Эпоха на ладони
  • Самая неудачная марка 2022 года
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Рождественские открытки от обер-почтмейстера
  • Тематика почтовых марок 2022 года
  • Чем запомнился 2022 год в Филателии?
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Декабрьский обзор выпусков почтовых марок

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru