ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Классификация филателистов по видам

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок


Главная  /  Достаточно одной картины, чтобы войти в историю

Поиск по статьям:

Достаточно одной картины, чтобы войти в историю

2022-03-22 14:12:42, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

История создания этой картины очень проста и вмещается всего в три слова - «пришел, увидел, написал».

Как правило, работа над полотном длится очень долго. Порой, от замысла до готовой работы, проходит много лет. Художник думает, путешествует, ищет идеи и красивые виды. А бывает и так, что утром, посмотрев в окно, понимает - никуда ехать не надо - сюжет вот он, перед глазами. Так было и в этот раз...

Но, давайте по порядку...

Родился Василий Дмитриевич Поленов 20 мая 1844 года, в многодетной дворянской семье, в Петербурге. Отец его, Дмитрий Васильевич, был дипломатом, увлекался библиографией и археологией. Мать, Мария Алексеевна, писала детские книги, хорошо рисовала и учила этому детей, двое из которых стали художниками.

Поленовы дали детям блестящее воспитание и образование. Василий окончил сразу два учебных заведения - Санкт-Петербургский университет (юридический факультет) и Академию художеств, в которой, за картину «Воскрешение дочери Иаира», получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право поездки по Европе в течение 6 лет за счет Академии.  

За время своего турне Василий побывал в Италии и Германии, жил в Париже. Он писал родителям: «Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte и так далее и пришёл к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».

В Италии Поленов подружился с Саввой Мамонтовым, и потом не раз гостил в его подмосковном имении, в Абрамцево.

Василий Поленов и Савва Мамонтов  

В Париже Василий Дмитриевич познакомился с Тургеневым, который стал большим поклонником художника. Картина «Ливень», написанная Поленовым, как он выражался «для себя на отдыхе», произвела на писателя неизгладимое впечатление. В знак дружбы и уважения, Поленов подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич в ответ подписал ему книгу «Записки охотника», которую Василий Дмитриевич называл «бриллиантом русской литературы» и бережно хранил.

 

«Ливень», 1874 год

В 1876 году Поленов вернулся в Петербург. С собой он привез картины «Право господина», «Арест гугенотки» и 50 этюдов, которые написал в Париже. За эти работы ему было присвоено звание академика.

О своей заграничной поездке Поленов писал: «Пользу она мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

В.Д. Поленов. 1892 г.

В 1876 году, он принимал участие в боевых действиях, в составе русской добровольческой армии и создал ряд работ, посвященных Сербско-Турецкой войне. По возращению с фронта, Василий загорелся переездом в Москву, считая, что там «будет сподручнее работать, чем в Питере, где ни минутки нельзя иметь свободной, чтобы сосредоточиться…».

В 1877 году, Василий Поленов приехал в Москву, чтобы собрать материал для будущей картины. Он хотел создать масштабное историческое полотно «Пострижение негодной царевны», которое так и не было написано.

Пожив немного у брата своего отца, издателя Федора Чижова, он начинает поиски квартиры. Через три недели Поленов, вместе художником Рафаилом Левицким, уже переехал на новое место жительства и написал Чижову: «Дорогой дядя, благодарю Вас за гостеприимство. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».  

Храм Спаса Преображения на Песках, 1882 год

По утверждению некоторых историков и искусствоведов, дом, в котором снимал комнату Поленов, изображен на его  картине «Бабушкин сад».

«Бабушкин сад», 1878 год.

Комната Василию Дмитриевичу очень понравилась. Здесь и была написана одна из самых известных его картин «Московский дворик». Идея родилась практически мгновено, вот как художник сам об этом писал: «Я ходил искать квартиру. Увидал на двери записку, зашёл посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Первоначально картина выглядела так: 

К великому удивлению Поленова эта работа очень всем понравилась. «Незамысловатая картина, которую я написал и срузу же забыл о ней», - говорил художник о «Московском дворике».

Когда Василия Дмитриевича пригласили принять участие в выставке передвижников, он решил ее там выставить. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета», - писал он.

В итоге картину, прямо на выставке, приобрел Павел Третьяков, а Василию Поленову разом досталась слава, любовь критиков и зрителей.

Газеты без устали писали про «прелестный, смеющийся, миниатюрный ландшафт г-на Поленова» и о том, что «глаз не хочется отвести от этой радостной, патриархальной картинки…».

Художник Василий Бакшеев вспоминал: «Когда «Московский дворик» был впервые выставлен, рядом с ним все этюды и пейзажи других художников казались чёрными, как клеёнка, настолько много света, воздуха, жизнерадостности и правды было в этой небольшой по размеру, но глубокой по содержанию картине». После выставки Поленова стали называть мастером интимного (глубокого, сокровеного, личного) пейзажа.  

Скопив немного денег, художник купил землю и по собственному эскизу построил дом, ныне это усадьба-музей Поленово в Тульской области. 

Художник очень любил природу, мог часами любоваться лесом, слушать пение птиц, сидеть на берегу реки. А потом рисовал, рисовал, рисовал...

Но не только природа находила отображение в его работах. Во время русско-турецкой войны Поленов был официальным художником будущего императора Александра III. Ездил на Ближний Восток, чтобы окунуться в местный колорит и прочувствовать атмосферу для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».

В честь 80-летия художника, в 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Поленова. А через два года ему, одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.  

Но «Московский дворик» так остался самой популярной его картиной. Искусствовед Виталий Манин назвал  ее «шедевром пейзажного искусства» и писал, что «одной такой картины достаточно, чтобы войти в историю».

Московский дворик тогда и сейчас. Коллаж - Картины с историей

Давно уже нет того дворика, домов и людей, осталась только церковь, которая напоминает нам о жизни великого художника и его картинах.

Скончался Василий Дмитриевич Поленов в июле 1927 года. Похоронили его в Поленово, где он любил бывать и писать просторы родной природы.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru