ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок

Вселенная Эдвина Хаббла


Главная  /  Золушки на почтовых конвертах

Поиск по статьям:

Золушки на почтовых конвертах

2022-04-18 10:59:46, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Страны: Африка

ЧТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ О «СИНДЕРЕЛЛАХ»

Скромная почтовая наклейка с рекламным или шуточным текстом, наклеенная на конверт, сегодня никого не удивит. Во времена А.С. Пушкина почтовые наклейки служили для скрепления клапанов конверта и назывались облатками. Одной из них воспользовалась Татьяна Ларина для заклейки письма Онегину. Однако за последние сто лет этот скромный предмет пережил множество приключений и метаморфоз. Давайте вспомним некоторые из них.

МИКРОПЛАКАТ ПО ПОЧТЕ

Коллекционеры называют почтовые наклейки без номинала “синдереллами” (так по-английски звучит имя Золушки). Наклейки и впрямь были золушками коллекционирования, так как их мало кто специально откладывал и сохранял.

В начале ХХ века в мире издавались тысячи рекламных наклеек, которые по своему стилю напоминали плакаты. Они рекламировали самые разные товары и услуги. Яркая цветовая гамма делала эти произведения графики привлекательными на вид. Это было эффективное и надёжное средство рекламы. Через почту люди узнавали о новых изделиях, о предстоящих выставках, фестивалях и спортивных соревнованиях.

Примером художника высочайшего класса, который выполнил несколько проектов почтовых наклеек, был немец Людвиг Хольвайн (1874 – 1949). Он создал цикл почтово-рекламных миниатюр, рекламирующих зоопарки и поднял рекламную наклейку до уровня высокой графики. А в России художником, который снизошёл до скромного жанра почтовой рекламы, был академик Фёдор Беренштам (1862 – 1937).

В начале ХХ века в мире наметился так называемый адгезивный бум – мода на всякого рода наклейки (хотя само это понятие появилось значительно позже). Гимназисты украшали тетради и обёртки учебников яркими ярлыками, а сентиментальные барышни вклеивали в свои дневники виньетки с цветами и газетные вырезки с репродукциями работ художников–символистов. Нашлось место и для почтовых наклеек. Они оказались в несвойственных им местах – на обложках тетрадей и в альбомах барышень.

МЕТОДИКА ШПИОНСКИХ ДОНЕСЕНИЙ

В годы Первой Мировой войны появились бульварные романы на шпионскую тему, в которых эксплуатировался весьма необычный сюжет. Шпионы передавали донесения, размещая их на обороте того, что наклеивалось на конверт: почтовой марки, рекламной наклейки или миниатюрной таможенной квитанции. Получатель аккуратно отмачивал приклеенный кусочек бумаги и читал написанное мельчайшим почерком донесение. Этот мотив очень заинтересовал читателей.

Не существует никаких подтверждений тому, что такая практика существовала в реальности, а не только на страницах шпионских романов. Почтовые службы стран Европы не могли ограничить почтовую циркуляцию наклеек: они для того и издавались огромными тиражами, чтобы их помещали на конверты в рекламных целях. Но определённые подозрения по поводу того, что на оборотной стороне ярких микроплакатов пересылалась определённая информация, всё же возникли…

Как знать, может быть, филателисты когда-нибудь обнаружат отклеенную от конверта рекламную наклейку эпохи Первой мировой войны с секретным донесением на обороте.

ПОЧТА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

В 1960-е годы детская книга переживала период кардинальных реформ. Художники старались сделать её более интересной и занимательной. Появились красочные издания, в которые детям предлагали вклеивать разные картинки. Были в этих книгах и имитации конвертов и открыток, чтобы дети приучались правильно складывать конверт из листа бумаги и клеить марки в верхнем правом углу.

Знаменитый фантаст Герберт Уэллс играл со своими сыновьями в игрушечную почту. Он описал это в своей знаменитой педагогической книге “Игры на полу”. Марки для игрушечной почты представляли собой копии марок разных государств мира, но они печатались в зеркальном изображении, чтобы никто не мог выдать их за настоящие.

Малышам нравилось отрывать их по линии перфорации и украшать ими игрушечные конверты. К тому же при этом они учились располагать адрес на конверте в нужном месте. Через копии марок дети узнавали названия государств и национальных валют, знакомились с профилями королей. Некоторые наборы таких “игрушечных наклеек” дошли до наших дней и экспонируются в музеях.

РАЗНОЦВЕТЬЕ ЭПОХИ НЭПА

В период НЭПа в русскую рекламу вернулась бытовая тема: торговые фирмы рекламировали посуду и утварь, пищевые продукты. В 1920-е годы рекламные наклейки превратились в миниатюрные композиции с изображением разных товаров. Вот одно из изобретений периода НЭПа. Некоторые рекламные ярлыки имели в центре рамку, на которую предлагалось наклеивать обычную стандартную марку (этим они отличались от немецких микроплакатов).

Художникам удавалось разместить внутри этих рамок целую панораму промышленных изделий. Были там и символы технической цивилизации, например, новейшие средства транспорта, силуэты заводов. Художники выбирали радостную цветовую гамму. Чёрные силуэты умышленно размещались на ярком (например, красном) фоне, чтобы изображение стало предельно контрастным и бросалось в глаза. НЭПовские рекламные ярлыки стали большой редкостью.

 

Яркая гамма вернулась в дизайн рекламных наклеек в 1940-е годы. После войны Европа залечивала раны, и одним из способов отвлечься от воспоминаний о войне был туризм. Туристические агентства выпускали различные рекламные наклейки на конверты, которые по своему стилю походили на модные тогда наклейки на чемоданы. Там были изображены отели, открыточные виды побережий, горные пейзажи и эмблемы авиакомпаний. Появилась там и пляжная атрибутика в виде рекламы тентов, купальников и солнечных очков.

Изображения были несколько озорными, словно это были юмористические рисунки. Туризм стал одной из главных тем в дизайне, и образ путешественницы с фотокамерой или с модным рюкзаком стал сверхпопулярным.

«ОБЯЗАЛОВКА» СОВЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СССР распространяли марки добровольных сборов – пожертвований на Общество охраны природы, ДОСААФ и Общество охраны памятников. Иногда они имели большой формат и походили на почтовые марки. Было у них и сходство с рекламной графикой. Есть примеры, когда эскизы этих миниатюр разрабатывали художники мирового класса, например, московский мастер гравюры на дереве Анатолий Калашников (1930 – 2007).

Но оказалось, что шедевры гравюры на дереве любят далеко не все. В учреждениях назначали людей, которые собирали взносы у сотрудников, и над этими людьми почему-то было принято смеяться. В СССР марки добровольных сборов было нельзя наклеивать на конверты даже с декоративной целью. А ведь в зарубежных странах ими часто украшали почтовые отправления, и люди гордились тем, что внесли тот или иной благотворительный взнос. Со середины ХХ века в Европе появились клубы любителей “синдерелл” – коллекционеров, собирающих всё, лишь внешне похожее на почтовые марки. В европейские языки прочно вошел термин синдерелловедение.

Марки добровольных сборов не были популярны в СССР. Некоторые ершистые люди в знак “социального протеста” приклеивали их… на офисную мебель, чтобы показать, что государство “душит их поборами”. Но протест был слишком “мелочным”, ведь поборы были мизерные. Сегодня марки добровольных обществ стали редкостью, и их не стоило приклеивать на шкафы. В Западной Европе было разрешено наклеивать знаки добровольных пожертвований на конверты, но в СССР подобная практика не одобрялась.

ШУТКИ ВИКТОРА НЕКРАСОВА

В середине ХХ века в США и в Западной Европе возник так называемый мэйл-арт: искусство почтовых отправлений. Художники мэйл-арта украшали конверты самыми разными декоративными элементами: приклеивали к почтовым отправлениям бусинки, блёстки и даже мелкие монеты. Адресаты были в восторге и никогда не выбрасывали эти изящные послания.

Мастера мэйл-арта создавали почтовые миниатюры сами или использовали уже готовые сувенирные и рекламные ярлыки. Они умышленно превращали почтовые отправления в многоцветные мозаики. Художники доказали человечеству, что их манипуляции могут превратить получение письма в настоящий праздник. Некоторые из этих коллажей сегодня продаются на аукционах за большие деньги. Во всём мире регулярно проводятся выставки мэйл-арта, которые демонстрируют удивительную изобретательность художников всех стран. Рекламные ярлыки в сочетании с аппликацией из цветной бумаги делают письма праздничными и приятными на вид.

Выдающийся писатель русского зарубежья Виктор Платонович Некрасов (1911 – 1987) тоже отдал дань этому направлению. С 1974 года он жил за пределами СССР. В эмиграции он с удовольствием изготавливал почтовые наклейки с портретами… писателей-диссидентов. Некрасов жил во Франции и, рассылая письма с миниатюрными портретами собственного изготовления, мечтал, чтобы французская почта приняла хоть одну из самодельных наклеек за настоящую почтовую марку. Ему также очень хотелось, чтобы почтовая служба СССР не разглядела бы “диссидентской тематики” и доставила письмо по адресу.

Чтобы не обманывать почту, Некрасов наклеивал рядом с самоделками настоящие стандартные марки Франции с изображением головы Марианны. Но бдительные почтовики гасили только Марианну и никогда не ставили штемпеля на некрасовские миниатюры: они навсегда оставались непроштемпелёванными.

К чести для писателя, рисовал он хорошо и его “почтовое хулиганство” отличалось высоким уровнем графического исполнения. Многие письма Виктора Некрасова и конверты с наклейками дошли до наших дней и стали аукционной и архивной редкостью.

ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

После крушения СССР в стране остались огромные запасы советских почтовых марок. В бывших республиках СССР они ещё имели хождение, но поверх слов “Почта СССР” и советских символов на них были надпечатаны новый номинал и какие-то национальные символы или атрибуты (например, в Молдавии поверх советской атрибутики печатали изображение виноградной грозди).

Советские стандартные марки стали сырьём для изготовления почтовых курьёзов. Частные лица стали наносить на марки разные надпечатки. Поверх герба СССР или крейсера “Аврора” появились одноцветные портреты персонажей, о которых ранее не принято было говорить и писать в положительном ключе: Николая Второго и членов его семьи, Григория Распутина, адмирала А.В. Колчака, И.В. Сталина.

Некоторые ловкие коммерсанты пытались продать их за границу как почтовые марки новой демократической России. Но на Западе такие изделия называют лишь “лэйблами” (ярлыками) и не считают официальными почтовыми выпусками. Торговые фирмы не принимали их к продаже, не рекламировали эту продукцию среди коллекционеров и нередко за свой счёт (по почте) возвращали “тиражи” обратно ловким дельцам.

А.П. Дьяченко, филателист

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,

Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru