ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Лучшие работы Франтишка Хорняка

И это все - FIFA 2022

День посткроссинга в Тюмени

Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок


Главная  /  Золушки на почтовых конвертах

Поиск по статьям:

Золушки на почтовых конвертах

2022-04-18 10:59:46, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Страны: Африка

ЧТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ О «СИНДЕРЕЛЛАХ»

Скромная почтовая наклейка с рекламным или шуточным текстом, наклеенная на конверт, сегодня никого не удивит. Во времена А.С. Пушкина почтовые наклейки служили для скрепления клапанов конверта и назывались облатками. Одной из них воспользовалась Татьяна Ларина для заклейки письма Онегину. Однако за последние сто лет этот скромный предмет пережил множество приключений и метаморфоз. Давайте вспомним некоторые из них.

МИКРОПЛАКАТ ПО ПОЧТЕ

Коллекционеры называют почтовые наклейки без номинала “синдереллами” (так по-английски звучит имя Золушки). Наклейки и впрямь были золушками коллекционирования, так как их мало кто специально откладывал и сохранял.

В начале ХХ века в мире издавались тысячи рекламных наклеек, которые по своему стилю напоминали плакаты. Они рекламировали самые разные товары и услуги. Яркая цветовая гамма делала эти произведения графики привлекательными на вид. Это было эффективное и надёжное средство рекламы. Через почту люди узнавали о новых изделиях, о предстоящих выставках, фестивалях и спортивных соревнованиях.

Примером художника высочайшего класса, который выполнил несколько проектов почтовых наклеек, был немец Людвиг Хольвайн (1874 – 1949). Он создал цикл почтово-рекламных миниатюр, рекламирующих зоопарки и поднял рекламную наклейку до уровня высокой графики. А в России художником, который снизошёл до скромного жанра почтовой рекламы, был академик Фёдор Беренштам (1862 – 1937).

В начале ХХ века в мире наметился так называемый адгезивный бум – мода на всякого рода наклейки (хотя само это понятие появилось значительно позже). Гимназисты украшали тетради и обёртки учебников яркими ярлыками, а сентиментальные барышни вклеивали в свои дневники виньетки с цветами и газетные вырезки с репродукциями работ художников–символистов. Нашлось место и для почтовых наклеек. Они оказались в несвойственных им местах – на обложках тетрадей и в альбомах барышень.

МЕТОДИКА ШПИОНСКИХ ДОНЕСЕНИЙ

В годы Первой Мировой войны появились бульварные романы на шпионскую тему, в которых эксплуатировался весьма необычный сюжет. Шпионы передавали донесения, размещая их на обороте того, что наклеивалось на конверт: почтовой марки, рекламной наклейки или миниатюрной таможенной квитанции. Получатель аккуратно отмачивал приклеенный кусочек бумаги и читал написанное мельчайшим почерком донесение. Этот мотив очень заинтересовал читателей.

Не существует никаких подтверждений тому, что такая практика существовала в реальности, а не только на страницах шпионских романов. Почтовые службы стран Европы не могли ограничить почтовую циркуляцию наклеек: они для того и издавались огромными тиражами, чтобы их помещали на конверты в рекламных целях. Но определённые подозрения по поводу того, что на оборотной стороне ярких микроплакатов пересылалась определённая информация, всё же возникли…

Как знать, может быть, филателисты когда-нибудь обнаружат отклеенную от конверта рекламную наклейку эпохи Первой мировой войны с секретным донесением на обороте.

ПОЧТА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

В 1960-е годы детская книга переживала период кардинальных реформ. Художники старались сделать её более интересной и занимательной. Появились красочные издания, в которые детям предлагали вклеивать разные картинки. Были в этих книгах и имитации конвертов и открыток, чтобы дети приучались правильно складывать конверт из листа бумаги и клеить марки в верхнем правом углу.

Знаменитый фантаст Герберт Уэллс играл со своими сыновьями в игрушечную почту. Он описал это в своей знаменитой педагогической книге “Игры на полу”. Марки для игрушечной почты представляли собой копии марок разных государств мира, но они печатались в зеркальном изображении, чтобы никто не мог выдать их за настоящие.

Малышам нравилось отрывать их по линии перфорации и украшать ими игрушечные конверты. К тому же при этом они учились располагать адрес на конверте в нужном месте. Через копии марок дети узнавали названия государств и национальных валют, знакомились с профилями королей. Некоторые наборы таких “игрушечных наклеек” дошли до наших дней и экспонируются в музеях.

РАЗНОЦВЕТЬЕ ЭПОХИ НЭПА

В период НЭПа в русскую рекламу вернулась бытовая тема: торговые фирмы рекламировали посуду и утварь, пищевые продукты. В 1920-е годы рекламные наклейки превратились в миниатюрные композиции с изображением разных товаров. Вот одно из изобретений периода НЭПа. Некоторые рекламные ярлыки имели в центре рамку, на которую предлагалось наклеивать обычную стандартную марку (этим они отличались от немецких микроплакатов).

Художникам удавалось разместить внутри этих рамок целую панораму промышленных изделий. Были там и символы технической цивилизации, например, новейшие средства транспорта, силуэты заводов. Художники выбирали радостную цветовую гамму. Чёрные силуэты умышленно размещались на ярком (например, красном) фоне, чтобы изображение стало предельно контрастным и бросалось в глаза. НЭПовские рекламные ярлыки стали большой редкостью.

 

Яркая гамма вернулась в дизайн рекламных наклеек в 1940-е годы. После войны Европа залечивала раны, и одним из способов отвлечься от воспоминаний о войне был туризм. Туристические агентства выпускали различные рекламные наклейки на конверты, которые по своему стилю походили на модные тогда наклейки на чемоданы. Там были изображены отели, открыточные виды побережий, горные пейзажи и эмблемы авиакомпаний. Появилась там и пляжная атрибутика в виде рекламы тентов, купальников и солнечных очков.

Изображения были несколько озорными, словно это были юмористические рисунки. Туризм стал одной из главных тем в дизайне, и образ путешественницы с фотокамерой или с модным рюкзаком стал сверхпопулярным.

«ОБЯЗАЛОВКА» СОВЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СССР распространяли марки добровольных сборов – пожертвований на Общество охраны природы, ДОСААФ и Общество охраны памятников. Иногда они имели большой формат и походили на почтовые марки. Было у них и сходство с рекламной графикой. Есть примеры, когда эскизы этих миниатюр разрабатывали художники мирового класса, например, московский мастер гравюры на дереве Анатолий Калашников (1930 – 2007).

Но оказалось, что шедевры гравюры на дереве любят далеко не все. В учреждениях назначали людей, которые собирали взносы у сотрудников, и над этими людьми почему-то было принято смеяться. В СССР марки добровольных сборов было нельзя наклеивать на конверты даже с декоративной целью. А ведь в зарубежных странах ими часто украшали почтовые отправления, и люди гордились тем, что внесли тот или иной благотворительный взнос. Со середины ХХ века в Европе появились клубы любителей “синдерелл” – коллекционеров, собирающих всё, лишь внешне похожее на почтовые марки. В европейские языки прочно вошел термин синдерелловедение.

Марки добровольных сборов не были популярны в СССР. Некоторые ершистые люди в знак “социального протеста” приклеивали их… на офисную мебель, чтобы показать, что государство “душит их поборами”. Но протест был слишком “мелочным”, ведь поборы были мизерные. Сегодня марки добровольных обществ стали редкостью, и их не стоило приклеивать на шкафы. В Западной Европе было разрешено наклеивать знаки добровольных пожертвований на конверты, но в СССР подобная практика не одобрялась.

ШУТКИ ВИКТОРА НЕКРАСОВА

В середине ХХ века в США и в Западной Европе возник так называемый мэйл-арт: искусство почтовых отправлений. Художники мэйл-арта украшали конверты самыми разными декоративными элементами: приклеивали к почтовым отправлениям бусинки, блёстки и даже мелкие монеты. Адресаты были в восторге и никогда не выбрасывали эти изящные послания.

Мастера мэйл-арта создавали почтовые миниатюры сами или использовали уже готовые сувенирные и рекламные ярлыки. Они умышленно превращали почтовые отправления в многоцветные мозаики. Художники доказали человечеству, что их манипуляции могут превратить получение письма в настоящий праздник. Некоторые из этих коллажей сегодня продаются на аукционах за большие деньги. Во всём мире регулярно проводятся выставки мэйл-арта, которые демонстрируют удивительную изобретательность художников всех стран. Рекламные ярлыки в сочетании с аппликацией из цветной бумаги делают письма праздничными и приятными на вид.

Выдающийся писатель русского зарубежья Виктор Платонович Некрасов (1911 – 1987) тоже отдал дань этому направлению. С 1974 года он жил за пределами СССР. В эмиграции он с удовольствием изготавливал почтовые наклейки с портретами… писателей-диссидентов. Некрасов жил во Франции и, рассылая письма с миниатюрными портретами собственного изготовления, мечтал, чтобы французская почта приняла хоть одну из самодельных наклеек за настоящую почтовую марку. Ему также очень хотелось, чтобы почтовая служба СССР не разглядела бы “диссидентской тематики” и доставила письмо по адресу.

Чтобы не обманывать почту, Некрасов наклеивал рядом с самоделками настоящие стандартные марки Франции с изображением головы Марианны. Но бдительные почтовики гасили только Марианну и никогда не ставили штемпеля на некрасовские миниатюры: они навсегда оставались непроштемпелёванными.

К чести для писателя, рисовал он хорошо и его “почтовое хулиганство” отличалось высоким уровнем графического исполнения. Многие письма Виктора Некрасова и конверты с наклейками дошли до наших дней и стали аукционной и архивной редкостью.

ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

После крушения СССР в стране остались огромные запасы советских почтовых марок. В бывших республиках СССР они ещё имели хождение, но поверх слов “Почта СССР” и советских символов на них были надпечатаны новый номинал и какие-то национальные символы или атрибуты (например, в Молдавии поверх советской атрибутики печатали изображение виноградной грозди).

Советские стандартные марки стали сырьём для изготовления почтовых курьёзов. Частные лица стали наносить на марки разные надпечатки. Поверх герба СССР или крейсера “Аврора” появились одноцветные портреты персонажей, о которых ранее не принято было говорить и писать в положительном ключе: Николая Второго и членов его семьи, Григория Распутина, адмирала А.В. Колчака, И.В. Сталина.

Некоторые ловкие коммерсанты пытались продать их за границу как почтовые марки новой демократической России. Но на Западе такие изделия называют лишь “лэйблами” (ярлыками) и не считают официальными почтовыми выпусками. Торговые фирмы не принимали их к продаже, не рекламировали эту продукцию среди коллекционеров и нередко за свой счёт (по почте) возвращали “тиражи” обратно ловким дельцам.

А.П. Дьяченко, филателист

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,

Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru