ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Бонжур, месье Mушон!

От Камчатки до Калининграда

Загадка одной марки

От Ламарка до… Ламарка


Главная  /  Тени и силуэты в Пушкиниане

Поиск по статьям:

Тени и силуэты в Пушкиниане

2022-05-13 10:32:00, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Ко Дню рождения великого поэта

В пушкинской филателии, как и вообще в Пушкиниане, очень много неисследованных тем. Пушкин так многообразен и глубок, что в орбиту Пушкинианы закономерно включаются новые темы. Поэт в равной мере интересовался как современной ему жизнью, так и древностями.

В последние годы круг ассоциаций расширился: имя А.С. Пушкина стали чаще связывать с космосом, военным делом и даже с медициной. На эти темы писали и раньше, но сейчас уже стали выходить подробные тексты (статьи и брошюры). Получается, что стоит обратить внимание на марки с небесными телами, крепостями и медицинскими инструментами XIX века. При наличии хороших пояснительных текстов эти знаки почтовой оплаты могут иметь законное место на листах выставочных экспонатов, посвящённых Пушкину.

Можно сказать, что и в двадцать первом веке исследователя ждут новые открытия, касающиеся жизни и творчества поэта. И тогда филателисты будущего скомпонуют на альбомных листах новые – неожиданные – сочетания коллекционных материалов.

Вот и интересная тема “Пушкин и искусство силуэта” пока ещё не нашла своего исследователя. Отчасти это объясняется тем, что тема не очень хорошо обеспечена филателистическим материалом, и всё же нам представляется уместным начать разговор о Пушкине и силуэтном искусстве в надежде на то, что абрисы на пушкинскую тему ещё появятся на знаках почтовой оплаты.

К нашей теме имеют отношение многие силуэты эпохи романтизма, но мы начнём собственно с пушкинских силуэтов. Хотя можно начать и с теней. Ведь многие живописцы пробовали реконструировать то, каким был Пушкин в реальной жизни. И в сценах, которые разворачиваются в интерьерах девятнадцатого века, большую роль играют поистине романтические тени на стенах и на кафельных печах… Эти тени (Пушкина и арины Родионовны) мы видим и на марках. А на блоках, воспроизводящих картины, посвящённые дуэли Пушкина, мы видим синюю тень поэта на снегу. Это очень красиво. Но мы знаем, что этот снег оросится кровью…

2015 год стал годом литературы в России, и к этому событию был приурочен выпуск памятной марки. Мы видим на ней три силуэта разных цветов – А. Пушкина, Н. Гоголя и А. Ахматовой (заметим, что это был первый и пока единственный случай выпуска в России ахматовской марки). Пушкинский профиль здесь серого цвета. Это несколько неожиданно, но смотрится данная композиция из трёх профилей очень красиво.

А вот перед нами марки Киргизии, посвящённые сказкам Пушкина. Они многоцветные, но каждая миниатюра украшена силуэтным профилем поэта. Лучше хранить эти марки в малом листе, не нарушая его цельность. Налицо редкое единство композиции. Жаль, что на блоке, который завершает этот почтовый выпуск, нет ничего, относящегося к нашей теме.

Почтовая марка впитала в себя многие художественные достижения, в том числе и многочисленные особенности силуэтного искусства. Черный мрачный силуэт вроде бы не имел никаких “моральных прав” для проникновения на марку. И действительно – что может дать однотонное, лишенное деталей изображение многоцветному и разнообразному почтовому дизайну?

Но судьба распорядилась иначе и повелела так, что искусство приятнейшей тени (а именно так силуэт назывался в России) породило множество интересных почтовых миниатюр (как таких, на которых мы видим портреты поэта, так и таких, которые ярко отразили пушкинскую эпоху).

Известно, что с первых шагов своего существования почтовая марка “освоила” достижения силуэтного искусства. Когда появилась первая марка, Пушкина уже не было в живых и он не застал появления первых марок.

Но поскольку искусство силуэта очень древнее, Пушкин видел лучшие его проявления не в почтовом дизайне, а в декоративно-прикладном искусстве. Поэт жил в насыщенной предметной среде эпохи стиля бидермайер. Ему были доступны все изыски декоративно-прикладного искусства.

Аристократы пушкинской поры жили в атмосфере, в которой находилось место для самых разнообразных произведений искусства. Приятнейшую тень наносили на абажуры, чашки и ткани. Получается, что Александр Сергеевич видел замечательные образцы силуэтного искусства. Но при жизни для силуэтных профилей не позировал.

Современники Пушкина знали, что ещё первобытные люди пытались изобразить тень человека и присвоить ей ритуально-магическое значение. Иногда эту тень объявляли двойником человека, ублажали ее и разговаривали с ней. К теням испытывали особое уважение колдуны и маги. Романтики часто упоминали пляшущие тени на стене. Выходит, что классическая силуэтная графика имеет ритуально-магическое происхождение, а современная родом из эпохи романтизма. Силуэтам среди наскальных рисунков просто нет числа и, конечно же, Пушкин видел некоторые из них.

В эпоху античности силуэты стали размещать на вазах, и марки разных стран красноречиво рассказывают об этом. Пушкин любил и знал античное искусство и. конечно же, видел замечательные греческие вазы. Древнегреческие мастера наносили на вазы черные и красные абрисы богов и героев.

В Средние Века художники рисовали силуэты рыцарей, что повлияло на искусство витража, живописи по стеклу и росписи керамики.

В восемнадцатом веке, наконец, появилось само слово силуэт – по имени финансиста Этьенна де Силуэта. Он все время урезал государственный бюджет. Вот его имя и стали связывать с лаконичным вырезанием из бумаги.

Почтовый конверт СССР с изображением Татьяны Лариной, пишущей письмо, является образцом современной силуэтной почтовой графики. Это тонкая стилизация под Пушкинскую эпоху. Силуэтное искусство помогает сделать образ Татьяны более выразительным, утончённым.

Среди коллекционеров, увлекающихся пушкинской тематикой, очень популярны силуэтные открытки, репродуцирующие работы знаменитого художника-силуэтиста Ильина. Например, существует немаркированная почтовая карточка с изображением А. Пушкина, идущего по Галерной улице.

Силуэтный Пушкин редко бывает погружён в городскую культуру, ведь тогда и дома надо рисовать тоже абрисными. Но открытка ТОО “Филателия” состоит из двух частей и мы узнаём и то, как мог выглядеть силуэтный Пушкин, и то, каков облик дома на Галерной улице, где он жил.

Елизавета Сергеевна Кругликова была выдающимся силуэтистом. Ей принадлежит целая галерея портретов русских писателей и поэтов, выполненных в силуэтной манере. Есть среди этих работ и замечательный портрет А.С. Пушкина. Он воспроизведён на клубном конверте ТОО “Филателия”.

Живописец и график Сергей Лебедов (р. в 1945 г.) создал большой цикл Пушкинских открыток. В основном это виды села Михайловского, и среди них изредка встречаются абрисные изображения. Они ещё ждут своей публикации. Но у художника есть и цикл портретов великого поэта. И среди них несколько интереснейших абрисных изображений. Например, на одной из открыток он расположил черный силуэт Пушкина на фоне многоцветной толпы разных людей. Он взял эту толпу у бельгийского художника Энсора. Думаю, что Пушкину бы это понравилось – Энсор был едким критиком элитарного общества.

Упомянем здесь и открытки талантливой петербургской художницы Арины Даур. Она проиллюстрировала поэму “Евгений Онегин” силуэтными изображениями, так что получилось интересное подарочное издание. Художница организовала презентацию своего графического цикла, который имел большой успех. К презентации был приурочен выпуск открыток, на адресной стороне которых были напечатаны “псевдомарки” с пушкинскими силуэтами.

Абрисные изображения известных деятелей культуры, имевших прямое отношение к Пушкиниане, дополнят нашу подборку. Это выдающийся пушкинист С.С. Гейченко и художник Г.И. Нарбут. Обоим посвящены конверты с силуэтными профилями.

Есть в филателии и мотивы, имеющие косвенное отношение к силуэтной Пушкиниане. Например, силуэт теплохода “Александр Пушкин” на советской марке 1966 года. Это лаконичное изображение имеет жёлтый цвет. А ещё упомянем многочисленные силуэты лиры на памятных и сувенирных штемпелях.

Силуэт завоёвывает все более прочные позиции в почтовой графике. Не случайно в ХХ веке возникли специализированные коллекции марок, посвященные силуэтному искусству. Немалую часть этих собраний составляют профили знаменитых людей (не только монархов, хотя началось все с августейших персон) - черные, красные, золотые. На немецких марках есть профили писателей, в том числе и тех, которых очень любил Пушкин, например, Шиллера и Гёте, а также абрисные изображения сказочных героев.

В год 223-летия со дня рождения великого поэта хочется верить, что число марок с пушкинскими силуэтами, да и косвенных филателистических материалов по данной теме будет увеличиваться.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-05-18 16:15:03, Максим
Добрый день, а блок Мозамбика (в начале статьи) какого года?
2022-05-19 12:28:00, Андрей Дьяченко
Могу ошибаться, но кажется, это юбилейный выпуск 1999 года к 200-летию поэта.
2022-05-19 14:52:52, Максим
Андрей, добрый день! а статья вроде как Ваша? и после названия страны в блоке, на марке стоит год, и как мне кажется начинается он с цифры 2 то ли 2016,то ли 2014? поправьте, если ошибаюсь..
2022-05-20 17:36:13, Андрей Дьяченко
Добрый день, Максим. Статья не вроде как, а действительно моя. У меня плохое зрение, но теперь вижу: на марке указан 2016 год.
2022-05-25 14:36:10, Максим
спасибо!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти
  • Не трожь марку!
  • Юморист Джек Фоллоуз и почта
  • Лев Толстой и другие великие…
  • Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков
  • Обнаружено в Музее почты
  • Точные копии советских открыток
  • Шестьдесят лет спустя

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru