ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Космическая фантастика на почтовых марках

Обращение к коллеционерам

Любимый архитектор императрицы

По следам наших публикаций. Вносим ясность


Главная  /  Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка

Поиск по статьям:

Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка

2023-11-13 06:42:26, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».

В этой статье Андрей Петрович рассказывает о творчестве норвежца Эдварда Мунка.

 *  *  *

Наряду с Ван Гогом и Гогеном следует называть не Галлена-Каллелу, имя которого прочно слилось с экспрессионизмом и модерном, а норвежца Эдварда Мунка (1863 – 1944). Ему посвящена серия из четырех норвежских марок.

Картина Мунка «Девушки на мосту» отличается относительно радужным колоритом. Но женские фигуры для художника – это почти всегда бесплотные хрупкие тени, которые размещены между жизнью и смертью. 

Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в семье врача в городе Летене (Южная Норвегия). Эдвард был одним из пятерых детей. Юноша не сразу решил стать художником и вначале поступил в Высшую политехническую школу. Тяга к живописи взяла верх, и Мунк начал учиться у крупнейших норвежских живописцев того времени – Кристиана Крога и Фрица Таулова (оба нашли отражение в филателии, так как их работы репродуцированы на норвежских марках). В то время пейзаж был одним из самых распространенных жанров в искусстве Норвегии, но пейзажистом в чистом виде Мунк не стал.

Художник проявлял интерес к аномальным явлениям, оккультным наукам и жизни души. Важным толчком к этому были тяжелые семейные обстоятельства. Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве, и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.

Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Важным этапом для него стало лечение в психиатрической больнице, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде. Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие.

Несмотря на частичное излечение от душевных недугов, Мунк скончался во время немецкой оккупации Норвегии 23 января 1944 года. Лишь в пятидесятые годы ученые начали углубленно изучать тайны жизни Мунка. Из дневников и публикаций следовало, что самым удачным и плодотворным в творчестве Мунка был берлинский период.

Эдвард Мунк

Примерно в 1892 году в Берлине возник кружок писателей и художников, которые собирались в литературном кафе «Черный поросенок». Туда входили поэт Рихард Демель и критик Юлиус Мейер-Грефе. Любовь и смерть, тайны женской души, связь человека с природой – вот что волновало членов этого необычного кружка. Одним из духовных лидеров кружка был польский символист Станислав Пшибышевский. Он очень интересовался мистикой и оккультизмом. Но не внешняя атрибутика столоверчения и разговоров с духами привлекала членов клуба. Они детально изучали современную психологию и философию, стремясь проникнуть в тайны души и творчества.

«Музой» кружка была красавица Дагния Гюэль, которая впоследствии вышла замуж за Пшибышевского и уехала с ним в Польшу. Именно ее черты мы узнаем на картине Мунка – «Мадонна». Впоследствии Пшибышевский написал увлекательный роман о художественной среде символистов, где в качестве одного из персонажей был выведен Мунк. Роман назывался «Хомо сапиенс».

 

Картина Мунка «Крик», написанная в 1893 году, стала одним из художественных символов рубежа веков. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества.

Созданию полотна предшествовал вполне реальный эпизод из жизни художника. Однажды вечером он пошел на прогулку с друзьями и вдруг увидел, что холодное норвежское небо будто бы налилось кровью. Художник остановился как вкопанный и с замиранием сердца начал наблюдать за кровавым небом, тем более что видение не исчезало. Друзья художника пошли дальше, а он остался стоять, пораженный этим зрелищем. Метеорологи утверждают, что в этом эпизоде не было ничего мистического, так как за несколько лет до написания картины произошло извержение вулкана в Индонезии, и тучи пепла еще долго могли появляться в неожиданных местах и окрашивать небо в самых разных регионах Европы. Астроном Дэниэл Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал Мунк. Но мистики считают, что Мунк видел предзнаменование трагедий ХХ века. 

На рубеже XIX и XX веков в России воцарилась мода на все северное, которая получила название русской нордомании. В филателии это проявилось в виде интереса к маркам и открыткам скандинавских стран. Были даже случаи, когда прошедшие почту открытки с видами Скандинавии окантовывались и вывешивались в жилых комнатах.

 

Многие друзья Мунка (Э.Григ, А.Стриндберг) стали ключевыми фигурами этого течения, а Станислав Пшибышевский посетил Россию и разрешил перевести роман «Хомо сапиенс» на русский язык. Мунк, который был тогда малоизвестен в России, с 1904 года стал знаком российскому читателю. 

Но обратимся к событиям лета 2004 года. 22 августа двое неизвестных ворвались в Музей Мунка в Осло и, угрожая огнестрельным оружием, приказали сотрудникам лечь на пол. Похитители обошлись с картинами самым грубым образом. Они безжалостно разбили стекла, вырезали полотна из рам и увезли на автомобиле в неизвестном направлении. Когда жители Норвегии узнали о похищении картин «Крик» и «Мадонна», страну буквально охватил шок.

Всем сотрудникам музея понадобилась профессиональная психологическая помощь. Сразу же после похищения выяснилось, что ни одна из двух картин не была застрахована на случай кражи. Это тем более странно, что «Крик» уже похищали несколько лет назад. Тогда, в 1994 году, похитители вступили в переговоры с королем Норвегии, запросив за похищенную картину один миллион долларов.

Королю не пришлось платить за национальное достояние страны, так как «Крик» вскоре был найден полицией в одном из отелей. Злоумышленник, похитивший «Крик» в 1994 году, по крайней мере, не был вандалом и в отличие от нынешних похитителей не причинил вреда самой картине. К счастью, она и на этот раз была найдена. Искусствоведы считают, что «Крик» для Норвегии – это то же, что «Подсолнухи» Ван Гога для Голландии и «Черный квадрат» Малевича для России. Жаль, что этой замечательной картины пока нет на норвежской марке.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

 

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

 

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления




Комментарии к статье:
2023-11-16 23:31:18, Светлана Михайловна Мишурова.
...всё больше "фантастические страны"...это прискорбно: вот так захочет ребёнок экспозицию про мунка выставить,а на лист и поставить-то нечего...
2023-11-17 12:45:54, Сергей
Светлана права, "приличным странам" понадобится еще лет сто, чтобы решиться выпустить марку с картиной Мунка. Приблизительно столько же лет, сколько сам Мунк "ждал" своего признания и ажиотажа вокруг его картин. Если «Крик» для Норвегии – это то же, что «Подсолнухи» Ван Гога для Голландии и «Черный квадрат» Малевича для России, то мне жаль норвежцев...и за то, что у них такой "символ", и за то, что не хватает духа выпустить марку со своим символом.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллеционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru