ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Особенный филателист

Тема театра в филателии

Декабристы в окружении А.С. Пушкина

Эстетика милосердия


Главная  /  История марки Леваневского



История одной марки

12.10.2001  Владимир Махмудбеков  Независимая газета

По инициативе О.Ю. Шмидта в 1933 г. организуется экспедиция на пароходе "Челюскин". Корабль должен был пройти за одну навигацию Северным морским путем из Мурманска во Владивосток. Надо сказать, что энергией Шмидт обладал бешеной - он и "пробил" решение об экспедиции, и организовал ее саму. И что особенно поразительно - пароход (не ледокол!) прошел до Берингова пролива, ну, а дальше был вынесен льдами обратно в Чукотское море и раздавлен там 13 февраля 1934 г. Экспедиция выгрузилась на лед. Построили лагерь, для женщин и двух детей даже соорудили маленький барак, оборудовали радиостанцию и связались с землей. И ждали помощи. За этими героическими буднями следила вся страна. Да что страна, следил весь мир! Сразу правительство создало комиссию по спасению и сделало все, чтобы выручить людей. Организовали авиаотряд. Летчики Леваневский и Слепнев и уполномоченный правительственной комиссии Ушаков срочно вылетели в Америку, где закупили 2 самолета для перегона с Аляски на Чукотку. Леваневский, решительный и мужественный летчик, но не обладавший северным опытом и выдержкой, решил пробиваться через непогоду, а это по тем временам и при той технике граничило с безрассудством. Слепнев переждал и благополучно доставил самолет. Леваневский же свой разбил, прислав, правда, телеграмму: "Побежденным себя не считаю, готов снова к работе". Быстро подлечившись, а он сильно ударился при посадке в торосах, да перед этим из-за отсутствия видимости поранил руку, выбив стекло в кабине (и все же шел вперед, не возвращаясь, да еще обходил облачность на бреющем полете), что и дало повод опытным полярным авиаторам упрекать его в недостатке "летной грамотности", Леваневский на самолете У-2 оказал помощь больному аппендицитом, доставив его с берега до больницы в Ванкарем. Так что практически спасение челюскинцев прошло без него.

13 апреля 1934 г. спасение было завершено. Подготовлена телеграмма правительству. Ввиду отсутствия летчика Бабушкина Каманин предложил подписать телеграмму Леваневскому. И тот ее подписал, не спасши никого! И получил только что учрежденное звание Героя Советского Союза за номером 2. В дальнейшем Бабушкин погибнет при поиске самолета Леваневского после его второй трагической попытки перелета через Северный полюс в США, предпринятой 12 августа 1937 г.

А теперь - к почтовой марке #═514, о которой уже упоминалось. Нарком, вернувшись от Сталина, собрал свой "штаб" и рассказал о поставленной задаче: за полтора месяца подготовить и выпустить марку в честь перелета Леваневского. Реакция была адекватной поставленной задаче - растерянность. Нарком опросил всех, предложений не было. Сбоку за отдельным столиком что-то протоколировал помощник наркома. "Иосиф, что скажешь?" Тот оторвался от бумаг и негромко сказал: "Телеграфом отзовите со всех почтовых учреждений марку с Леваневским из челюскинской серии (марка #═489 - январь 1935 г. - спасение челюскинцев и первые Герои Советского Союза, среди них - Леваневский). Надо делать надпечатку о перелете на этой марке. Другого не дано. В крайнем случае разрешите доставку нарочными". Напряжение спало, сотрудники заулыбались, а кто-то на ухо соседу рассказал о таком высказывании наркома: "Обязательно держите в аппарате одного мудрого еврея; пригодится". Шеф удовлетворенно хмыкнул, и перешли к реализации плана.

Красную надпечатку нанесли на марку # 489, так появилась марка # 514. Но в спешке получилась накладка: в незначительной части тиража букву "ф" в слове "Сан-Франциско" набрали строчной, а не заглавной. Поэтому в каталоге есть марка # 514-1, их совсем немного, и это большая редкость. Сам по себе тираж 11 000 штук - некруглая цифра - выглядел несколько странно. На борт самолета Леваневского приняли 150 штук писем и открыток, франкированных марками с надпечаткой. Сама же марка поступила в продажу 2 августа 1935 г. Коллекционеры имели возможность купить марку с надпечаткой, наклеить ее на почтовое отправление и сдать на почту для отправки в США с самолетом Леваневского только 2 и 3 августа (причем 3-го числа - только утром). Делалось это, чтобы потом получить в коллекцию письма, прошедшие почту в дни перелета, т.е. с гашениями "первого дня".

И вот тут-то начинаются странности. Старые коллекционеры помнят, что о надпечатке с маленьким "ф" стало известно практически сразу. А вот о том, что часть тиража, очевидно, в количестве 1000 штук (отсюда и такой странный тираж - 11 000), сделана с надпечаткой вверх ногами - "перевертка", да еще на светлом фоне; если бы это была случайная ошибка, то при неправильном "заводе" листа в перевернутом виде и надпечатка должна была оказаться на темной части листа, вверху, - так вот, о такой перевертке старые коллекционеры и слыхом не слыхали.

Самолет после неудачного вылета вернулся и несколько дней ждал повторного старта. Скорее всего именно в это время недобросовестными дельцами из Советской филателистической ассоциации (СФА) и была добавлена (к первоначальному тиражу в 10 000, выглядевшему хоть малым, но нормальным) 1000 марок с "переверткой", специально сделанная в целях дальнейших спекуляций на "дутом" раритете. Кстати, не так давно она появлялась среди филателистов... за 5500 долларов. Комментарии излишни! Вот так масштабно сработали дельцы от филателии.

Интересно, что у наших и у польских авторов приводится следующий эпизод. На Тегеранской конференции руководителей великих держав в 1943 г. встретились Рузвельт, Сталин и Черчилль. Было известно, что Рузвельт - страстный коллекционер, и ему от советского правительства был подарен "Леваневский с надпечаткой", причем по одной версии - с маленьким "ф", по другой - "перевертка", да еще изъятая из коллекции заместителя наркома иностранных дел Литвинова. "И надо было видеть, как задрожали руки президента великой страны от этого подарка".

Повторный старт Леваневского отложили, а затем и вовсе перенесли, и принятая в августе 1935 г. корреспонденция была отправлена в США обычной почтой. Вылет же все откладывался, затем его потеснила высадка на Северном полюсе папанинской четверки (20-22 мая 1937 г.). Потом 18-20 июня 1937 г. первый удачный перелет в США доверили Чкалову, а 12-14 июля второй перелет - Громову, и только третьим 12 августа 1937 г. должен был вылететь Леваневский с экипажем: Кастанаев, Левченко, Галковский, Годовиков, Побежимов.


Интерпол вернул марку

27.07.2001   СЕРГЕЙ Ъ-ТОПОЛЬ Коммерсант.Ру

Власти России договорились с Великобританией о возвращении редчайшей советской марки, выпущенной в 1935 году в честь перелета экипажа Сигизмунда Леваневского по маршруту Москва--Сан-Франциско. Марка была украдена в 1984 году у московского коллекционера Самуила Блехмана. В прошлом году по просьбе российского бюро Интерпола ее исключили из числа лотов лондонского аукциона Harmers.

В 1934 году за спасение челюскинцев 10 летчиков получили звания Героев Советского Союза. В их честь в том же году в СССР тиражом 200 тыс. экземпляров были выпущены 10 марок номиналом в 10 копеек с портретами героев. Среди них был и полярный летчик Сигизмунд Леваневский, который через год совершил перелет Москва--Сан-Франциско через Северный полюс.

       В честь этого перелета марку с портретом Леваневского переиздали с надпечаткой о его подвиге тиражом 11 тыс. экземпляров. Но во время переиздания на несколько экземпляров марки нанесли перевернутую надпечатку.        В мире сейчас известно всего четыре экземпляра этого раритета. Во всяком случае до визита президента США Франклина Рузвельта в СССР их было три. Господин Рузвельт, как филателист собирающий марки всего мира, пред встречей в Ялте обратился к Сталину с просьбой достать ему "перевертыш". Вождь, который никогда не интересовался филателией, тут же позвонил Лаврентию Берии, и уже через час на Лубянку были доставлены все известные московские филателисты. У одного из них и оказалась требуемая марка. Ее изъяли, а владелец подписал бумагу о неразглашении. Его имя осталось неизвестным.
       Но два московских филателиста даже Берии не рассказали о том, что владеют раритетами. У одного из них, Самуила Блехмана, знаменитая марка была украдена в 1984 году и вывезена за границу. По словам интерполовцев, за это время она сумела сменить нескольких владельцев.
       15 июня прошлого года "перевертыш" был выставлен на продажу на лондонском аукционе Harmers со стартовой ценой 40 тыс. фунтов. Но за день до открытия аукциона об этом стало известно сотрудникам российского бюро Интерпола. Они связались с английскими коллегами и марку с аукциона сняли. Основным аргументом в этом стала фотография марки из каталога 1978 года с указанием имени владельца, которую переслали в Лондон по дипломатическим каналам. До настоящего времени марка хранилась в Скотленд-Ярде. На днях была достигнута договоренность о ее возвращении в Россию.

 на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


общий КАТАЛОГ всех марок
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru