ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Особенный филателист

Тема театра в филателии

Декабристы в окружении А.С. Пушкина

Эстетика милосердия


Главная  /  Устарело ли словосочетание «Марка. Мораль. Политика»?

Поиск по статьям:

Устарело ли словосочетание «Марка. Мораль. Политика»?

2022-02-02 11:07:46, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Автор этих строк дал своей заметке такое название, потому что в журнале «Филателия СССР» когда-то был раздел, называвшийся именно так. И под этой рубрикой печатались очень интересные материалы. Например, критическая статья о том, что на обложке журнала «Лайф» в 1967 году появилась репродукция вьетнамской марки, посвященной войне. На марке вьетнамцы сбивают американский самолет.

Наверное, книга Энтони Нью «О почтовых марках для дилетантов» вполне могла бы быть в те годы отрецензирована на страницах филателистического журнала. Я имею в виду те страницы, где автор ругает марки социалистических стран. Накануне 50-летия октябрьской революции много писали о различиях между капитализмом и социализмом и филателисты не оставались в стороне. Выпускавшаяся на Западе литература для коллекционеров действительно мало походила на наши книги.

Но книга Энтони Нью замечена не была. Она вышла в издательстве «Фредерик Уорн энд компании» 1 января 1967 года. Многие фрагменты выглядят очень современно и сегодня. Но, к сожалению, это издание является красноречивым памятником эпохи холодной войны.

У меня есть два экземпляра книги Энтони Нью. Может быть, я скажу нелепую вещь, но один экземпляр я завещаю одному областному музею, имеющему отношение к почте, а другой, если получится – музею холодной войны (а такой музей просто обязан появиться в двадцать первом веке). Может же там быть витрина, показывающая, что середина двадцатого века была полна политических противоречий, и это проявилось в марках! И пусть бы там лежала монография Э.Нью. Потому что эта маленькая книжечка содержит огромный заряд злобы, направленной на почтовый дизайн социалистических стран.

Но вначале о хорошем. В книге Энтони Нью масса интересных сведений. Можно даже не добраться собственно до страниц книги, а начать ее читать прямо с форзаца. На форзаце столько интересных сведений об истории бумаги, способах печати и типах типографской краски, что захватывает дух. Это рай для полиграфиста. Но и для коллекционера!!!

Но только в том случае, если Вы, конечно, не коллекционируете марки Восточной Европы. Возникает ощущение, что для автора книги являются ругательными слова офсет и типографская печать. Но не в целом, а только, когда речь идет о марках бывших социалистических стран. В то время как во многих странах процветает благородная металлография, в СССР практикуется аляповатая автотипия с нечетким рисунком и т.д. Космическая тема эксплуатируется на марках ГДР ad nauseum (до тошноты), а в Польше взята на вооружение нелепая литографская печать. Ну и всё в таком же духе о марках социалистических стран.

На странице, посвященной польским маркам, мы видим одну из марок серии «Кошки» 1964 года с изображением черной кошки (автор – Януш Грабяньский). Нет никакого сомнения, что марка помещена здесь как пример удачного художественного решения.

Но какой текст! В целом мистер Нью подверг дизайн социалистических стран уничтожающей критике. И не потому ли кошка Яна Грабяньского глядит со страницы книги и словно не совсем понимает – за что это автор так ополчился на польский дизайн? Что ему сделали мастера офсета?

Не могу не сравнить книгу Нью с монографией француза Жана Адемара «ГРАФИКА ДВАДЦАТОГО ВЕКА». Она тоже у меня есть, и я почерпнул в ней много интересных фактов, тем более, что некоторые мастера эстампа были ещё и авторами марок и банкнот (например, замечательный художник Пьер-Ив Тремуа, о котором автор этих строк узнал именно из книги Адемара). Но – увы! – и эта интересная книга – памятник истории холодной войны. Там вообще написано, что СССР далеко, за железным занавесом, и мы (то есть европейские ученые), мол, ничего о нем не знаем.

Но ведь речь идет не о военной промышленности, а о такой мирной вещи как эстамп. И разве месье Адемар ни разу не видел ни одного письма из СССР с изображением на конверте, ни одной открытки? А наши художники-графики не приезжали в Париж и не дарили коллегам свои эстампы? И не старались наклеить на конверт, посылаемый в Париж, марку покрасивее? Уж почтовая графика-то разлеталась по миру. И крупнейший знаток эстампов мог бы оценить манеру Гундобина и Зарубина (если речь идет об открытках) или Завьялова с Калашниковым (если мы говорим о марках)!!! Разве не Запад назвал Анатолия Калашникова русским Томасом Бьюиком? Но месье Адемар лишь оговорил, что советский материал ему недоступен. Скончался он в 1987 году, когда переписываться с тогдашним – перестроечным – СССР можно было без проблем. Но инерция эпохи идеологической борьбы была очень сильна.

Однако вернёмся к книге Нью. Почему-то хочется сравнить ее с книгой Б.М. Кисина «Cтрана филателия» (1970). В обеих монографиях много интересных фактов. Обе вышли в период холодной войны. Но Б.М.Кисин намного уважительнее относится к культуре капстран, чем мистер Нью – к искусству социалистического лагеря.

Рецензируемая книга не стала раритетом, она стоит сегодня на рынке 9 долларов. Она выдержала два издания. Публикую здесь обе суперобложки. Прошло более полувека со дня ее выхода в свет. В мире в целом повысилась филателистическая культура. Рухнул железный занавес и страны стали больше знать друг о друге. Правда, появились новые конфликты, и сегодня говорят о новой холодной войне…

Хочется пожелать будущим поколениям, да и себе самим чтобы они (и мы) жили на мирной планете. И пусть филателия помогает нам в этом.

А.П. Дьяченко, филателист

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-02-02 21:16:10, Александр
Я голосую за музей холодной войны, это очень очень актуально. Если бы еще выпустить марку (марки) "в честь этого периода истории", я бы рекомендовал художнику отразить такую сторону той истерии войны, о которой мало кто знает у нас. В штатах реально и массово призывали людей строить бомбоубежища (или оборудовать в подвалах). Разумеется, это "удовольствие" было большинству не по карману. А тем, кто мог себе это позволить, сразу приходила в голову мысль о том, что многочисленные соседи во время объявления бомбежек рванутся в их убежища. Среди американцев в те годы серьезно обсуждалось "а не прикупить ли при этом и пулемет, чтобы отгонять соседей?". Ну а апофеозом явились такие высказывания: "может расстрелять всех соседей заранее, чтобы мне пережить ядерную бомбежку?...." Вот прямо такой текст и разместить на марке о холодной войне
2022-02-02 22:17:41, Андрей Дьяченко
Александр, я думаю, что марку с текстом о расстреле соседей почтовые администрации выпустить не дадут. А вот по поводу американской марки, посвященной гёрл-скаутам, возникла истерия. Одна филателистка из США увидела в изображенной девушке... советскую комсомолку и чуть не сошла с ума от злости. А если серьезно, в таком музее могли бы быть марки, посвященные Брежневу, Черчиллю, плану Маршалла, Берлинской стене, но главным образом -- марки СССР разных лет, посвященные борьбе за мир.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru