Атомный флот. Они были первыми. Часть II
2020-08-13 12:59:17, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Антон Лунев продолжает рассказ про атомный флот. Сегодня речь пойдет об американском атомоходе «Саванна» (Savannah).
* * *
Хочу заметить, что конец 50-ых и начало 60-ых годов прошлого столетия, было отмечено соревнованием двух стран, СССР и США. И не просто стран, а целых систем. Соревнование это шло во всех возможных направлениях, в частности космической программы и атомного флота. И если брать в расчет гражданские атомные проекты («Атом служит миру»), то обе эти гонки американцы проиграли Стране Советов.
В то время, когда советский атомоход уже был спущен на воду и полным ходом шла подготовка к запуску его «сердца» и ходовым испытаниям, в США только-только закладывали первый гражданский атомный корабль. Его закладка состоялась 22 мая 1958 года, на верфях в Нью-Йорке.
Название свое будущий атомоход получил по имени американского парусника, на котором была впервые установлена паровая машина Уатта. Кстати, будучи уже пароходом, предшественник нашей «Саванны» совершил трансатлантический переход из США в Великобританию. Поэтому такой же вояж был запланирован и для американского атомохода, с той лишь разницей, что во время круиза новая «Саванна» должна была побывать в нескольких европейских портах. Очень уж любят американцы подобные эффектные выходы.
Атомоход «Саванна». Открытка. США
Но давайте обо всем по порядку. О желании США построить судно с ЯЭУ, впервые объявил бывший в то время президентом страны, Дуайт Эйзенхауэр. Закладка прошла, как я уже говорил, 22 мая 1958 года. А спуск на воду - 21 июля 1959 года. Полностью готова к ходовым испытаниям «Саванна» была 21 декабря 1961 года.
К этому моменту США уже проиграли Советскому Союзу космическую гонку, и, как стало понятно, соревнование атомных надводных кораблей тоже. Однако отыграться американцы решили на имиджевой составляющей проекта. Поскольку о ледоколе «Ленин» и его работе мир знал в основном по новостям и фотографиям в газетах, было решено сделать «Саванну» круизным кораблем, способным зайти в любой порт мира. Прикинув стоимость содержания такого корабля и стоимость билетов на его борт, было решено сделать корабль грузопассажирским. Как во время круиза предполагалось загружать и разгружать судно с людьми на борту, сейчас можно представить себе слабо, но идея такая родилась в американских головах, и более того, была осуществлена.
Проплавав почти два года (1962-1964 годы) в прибрежных американских водах, атомоход отправился в свой первый трансатлантический заплыв. Как я уже говорил, обставлено все было очень торжественно. В каждом порту судно встречали «с музыкой», а пассажиры и команда, из каждого посещенного порта, отправляли своим домашним почтовые карточки и письма.
Атомоход «Саванна». Почтовая карточка. Отправление с борта судна. США. Нью-Йорк. 1964 год
Конверт, отправленный во время пребывания в порту атомохода «Саванна». Нью-Йорк. 1964 год
Такая же ситуация повторилась и в европейских портах. Первой на пути «Саванны» была Испания. Затем корабль отправился вдоль побережья, посещая все страны, попадающиеся на своем пути. В моей коллекции есть почтовые отправления только из двух портов - Роттердама и, конечного пункта круиза, Гамбурга:
Конверт, отправленный из Роттердама во время пребывания в порту города. Атомоход «Саванна». 1964 год
Почтовая карточка, отправленная из Гамбурга во время пребывания в порту города. Атомоход «Саванна». 1964 год
При желании, каждый может на аукционах найти множество почтовых отправлений из этого круиза и отследить абсолютно весь маршрут.
Затем «Саванна», по сокращенному маршруту, вернулась обратно в США. Таким образом, до 1971 года, судно ходило вдоль побережья и совершало трансатлантические переходы. Единственный перерыв был сделан в 1968 году на перезагрузку топлива в реакторе.
А теперь еще раз о целях проекта. Проиграв Советскому Союзу гонку атомных кораблей, США объявили атомоход «Саванна» имиджевым проектом, однако капиталистическая система подобные проекты долгое время не принимала. Очень скоро встал вопрос об извлечении прибыли, а заложенная изначально конструктивная ошибка (напомню, корабль был грузопассажирским) не позволила требуемую прибыль извлекать. В результате, в 1971 году, корабль был пришвартован в доках, из реактора было выгружено все топливо, а после нового, 1972 года, «Саванна» была окончательно выведена из эксплуатации и снята с регистрации.
Так завершился американский проект атомных кораблей, благодаря чему сегодня американцы кусают локти, но времени уже не вернешь. Гонку атомоходов (ледоколов) США проиграли окончательно и бесповоротно.
В качестве напоминания о существовании этого проекта, кроме многочисленных частных конвертов, нам остались официальные выпуски почтовых марок Панамы, Того, Центральной Африканской Республики и эмирата Шарджа.
Атомоход «Саванна». Почтовая марка. Панама
Панама. Конверт Того. 1968 год
Почтовый блок. Того. 1968 год
Атомоход «Саванна». Почтовая марка из серии. Того. 1968 год
Атомоход «Саванна». Центральная Африканская Республика
Атомоход «Саванна». Эмират Шарджа. Зубцовый и без зубцовый варианты марки
Продолжение следует...
Антон Лунев
Атомный флот. Они были первыми