ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Большая коллекция марок

Вселенная Эдвина Хаббла


Главная  /  Стиль Беггарстафф в наших альбомах

Поиск по статьям:

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

2023-01-20 11:32:28, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Cреди забытых имён зарубежных художников, которые незаслуженно преданы забвению, есть такие, которые имеют самое прямое отношение почте и филателии, но в силу исторических обстоятельств оказались невостребованными и стёртыми из нашей памяти.

Но может быть, таинственные силы судьбы для того и отодвигают “в тень” имена некоторых талантливых людей, чтобы через некоторое время они вновь стали популярны и попали в центр внимания?

Два таких имени все чаще мелькают в каталогах аукционов редкой книги и печатной графики малых форм. Но прежде представим себе такой разговор, имевший место в начале 1890-х годов в одном английском семействе:

– Ты не мог бы остаться завтра дома? Я пригласила одного интересного челове...

– Нет, не мог бы! У меня депрессия и я не хочу никого видеть!

– Но этот мой знакомый... тоже художник!

– Художник, художник... Мне во где сидят эти художники! Я в творческом застое и ни с кем знакомиться не хочу.

– Я тогда тебе честно скажу... Я собираюсь за него замуж, и он, так сказать, будущий член нашей семьи. Пожалуйста, останься дома и подай ему руку. Ну, что тебе стоит? Прошу тебя...

– Тоже мне, нашла время выходить замуж...

Рукопожатие всё же состоялось. Словесная перепалка между молодой английской художницей Мэйбл Прайд и её братом Джеймсом Прайдом происходила в самом конце лета 1892 года. Через день после этой беседы график и иллюстратор Джеймс Прайд, преодолевая свою хандру, подал руку своему будущему зятю – живописцу Уильяму Николсону.

Трудно преувеличить значение этого рукопожатия для истории европейской, да и мировой графики малых форм. Встреча оказалась поистине “судьбоносной” для культуры Великобритании. Историки искусства вновь и вновь пытаются объяснить, как судьба спасла Прайда от запоя. Ответ прост. Она подарила ему счастливую встречу с таким же талантливым художником, как он сам.

О коллективном творчестве двух художников, которым судьба подарила счастливую встречу, спорят и философы, и искусствоведы. Два молодых человека подружились и занялись совместным творчеством. Прайд изобрел картонный трафарет, благодаря которому изображения характеризовались особенной плотностью формы.

Не прошло и двух лет после знакомства Николсона и Прайда, как в Англии стали появляться афиши, подписанные коллективным псевдонимом “Братья Дж. и У. Беггарстафф”. А позже в свет стали выходить книги с иллюстрациями, выполненными в этом оригинальном стиле. И то, что Беггарстаффы забыты сегодня в России, что их имена не упоминаются ни в связи с русским плакатом или, например, с Пушкиным, ни в связи с русским искусством начала двадцатого столетия, на которое Николсон и Прайд оказали столь сильное влияние, в высшей степени грустно осознавать. Неужели их прежняя популярность никогда не вернётся?

Историки искусства и по сей день спорят о том, что значила встреча двух “братьев” для английской и мировой силуэтной графики. Одни учёные считают, что это проявление волшебной силы Судьбы. Другие думают, что это удивительное взаимодействие двух гороскопов, благодаря которому два “брата” смогли создать сплав двух дарований... Но дело не только в сплаве. Беггарстаффами мгновенно заинтересовались во многих странах мира. У них появились подражатели, последователи и даже конкуренты. Самым главным из них был выдающийся мюнхенский плакатист Людвиг Хольвайн. А единственным сторонником этой манеры, портрет которого попал на марку, был чешский график и плакатист Ярослав Бенда.

Российские мастера графики немало знали и о стиле работы двух “братьев”. На достижения двух знаменитых англичан ориентировались в своём творчестве такие признанные мастера плакатной и книжной графики как Е. Кругликова, Г. Нарбут, М. Добужинский и другие.

Отголоски стьиля Беггарстаффов видны и в ОКНАХ РОСТА Маяковского. А автор этих строк очень любит болгарскую марку с плакатом художника Бориса Ангелушева. На этом плакате русский казак бережно ведёт за руку болгарскую девочку.

А ещё очень красива серия марок Великобритании “Домашние животные”. Она выполнена с явной оглядкой на интересующую нас манеру.

Коллективный вензель двух братьев, похожий на старинные китайские печати, оказался счастливым. Работы, помеченные этим знаком, украсили крупнейшие в мире коллекции гравюр. К сожалению, никто никогда не пытался учитывать, есть ли такие работы в частных собраниях Москвы и Петербурга. К счастью есть коллекционеры непочтовых марок, которые могли бы многое рассказать. Отдадим должное и владельцам марок чешских легионеров, о которых не принято было писать и говорить в СССР. Марки белочехов выполнены с учетом беггарстаффских новшеств.

Но хочется верить, что подробная работа исследователей над беггарстаффским наследием ещё впереди. Ведь судьба не зря “курирует” имена двух братьев даже сегодня, когда их уже нет в живых. Да и российские филателисты могут с гордостью сказать, что в начале двадцатого века у беггарстаффской манеры – такой непохожей на другие стили, нашлись горячие поклонники и почитатели.

Пользуясь коллективным псевдонимом, одаренные художники создали едва ли не самый маленький в Западной Европе клуб плакатистов, состоящий всего из двух человек. Ориентируясь на художественные достижения Китая, они стали смело переносить в плакат приёмы восточного искусства, в том числе китайского театра теней. Это понравилось далеко не всем современникам двух молодых новаторов, ведь обыватели привыкли к реалистичным изображениям.

Если бы не фирма “Рэйнтри” (известный производитель шоколада и какао-порошка), которая взяла “шефство” над Беггарстаффами, Николсон и Прайд не смогли бы заработать своими свежими по стилю и поэтому далеко не всем понятными плакатами и обложками. А именно с плакатов их самобытный стиль “шагнул” в искусство книжной иллюстрации и, конечно же, привлёк внимание почтовых дизайнеров и издателей почтовых и благотворительных марок.

Хочется верить, что со временем мало известные у нас Беггарстаффы, которые сегодня упоминаются лишь вскользь и по отдельности в публикациях по торговой рекламе и истории плаката, займут достойное место в культурном обиходе российских любителей искусства. Их совершенно незаслуженно исключили из нашей художественной жизни, а затем и вовсе предали забвению.

Да, они мало известны. Николсон и Прайд только ещё займут свое место в книгах об эстетике почтового дизайна в будущем, ибо этого пока не произошло. А ведь в дореволюционной России братьев Беггарстафф хорошо знали и любили. Любили, несмотря на то, что в прессе на них ссылались опять-таки порознь (критики хвалили то Николсона, то Прайда, забывая, что они работают вместе, что это пусть маленькое, но настоящее художественное объединение).

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2023-01-20 15:45:24, Александр
Интересно! Они даже в выбор псевдонима внесли изюминку: Бедняк с посохом или Попрошайка (в переводе).
2023-06-06 13:42:24, Андрей Дьяченко.
Александр, спасибо за отзыв. Мне приятно, что эту мою разработку опубликовал журнал ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ. Надеюсь написать небольшую книжечку на эту тему.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru