Дом Аэрофлота. История и метаморфозы
2019-03-21 12:04:51, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
«Дело надо делать, товарищи, и делать его хорошо!»
Есть нечто символическое в том, что одним из последних знаков почтовой оплаты, выпущенных в 1991 году в СССР, стал блок с изображением Верховного Совета РСФСР в Москве. Прямо или косвенно он «подвел черту» под целым «букетом» филателистических тем советского периода, в том числе связанных с историей изменения облика нашей столицы. А кроме того, хотя и опосредованно, с историей отечественной авиации и освоением Крайнего Севера.
Но обо всем по порядку.

Известно, что нынешний Белый дом строили в 1960-1980-е годы по проекту известного советского архитектора Дмитрия Чечулина. «Широкой» филателистической общественности, «плотно» не занимающейся темой советской архитектуры, это имя может быть известно разве что из каталожного описания марок из серии «сталинских» высоток, выпущенных в 1950 году, хотя взглянуть на них «вживую» удается не всем – они сегодня уже пребывают в разряде редких.

Между тем, в советской филателии архитектурное наследие Д. Чечулина представлено достаточно широко. А в целом его «тиражирование» уступает разве что кремлевской Спасской башне.
Судите сами. Начнем с московского метро:


Заглянем на ВДНХ. Павильон «Украина»:

«Пройдемся» по Тверской улице. Здание Моссовета: надстраивалось и приобретало нынешний привычный облик по проекту Д. Чечулина:

Еще одно достроенное им знаменитое здание на той же улице – Концертный зал имени П.И. Чайковского:

И памятник В. Маяковскому (в паре со скульптором А.Кибальниковым) неподалеку от него:

Знаменитая «высотка» на Котельнической набережной:

Гостиница «Пекин». Ее начали строить еще в 1930-х годах, а заканчивали в 1950-х. Очень скоро отношения с КНР у Советского Союза испортились и «китайская» тема исчезла из отечественной филателии. Но «Пекин» остался на почтовых конвертах:

Один из крупнейших в мире открытых плавательных бассейнов «Москва». В свое время Д.Чечулин участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов, который собирались строить на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Дворец так и не построили, но в конце 1950-х годов Д.Чечулин «вернулся на стройплошадку» и спроектировал бассейн:


Архитектор вообще, как говорится, «без обид» возвращался на площадки, на которых «не пошли» его проекты, как и к самим проектам, по тем или иным причинам когда-то не нашедшие своего воплощения. Яркий пример – московское Зарядье, где в 1947 году по его проекту началось возведение еще одной «высотки»:

До смерти И. Сталина возвести ее не успели, а с приходом Н. Хрущева стройку и вовсе забросили – но остался готовый стилобат. На нем, опять же по проекту Д. Чечулина, построили знаменитую гостиницу «Россия»:



Но вернемся к Белому дому и метаморфозе, которая с ним произошла.
Его первоначальный вариант Д.Чечулин спроектировал еще… в 1934 году с расчетом на другое место и, естественно, совсем под другую организацию. Здание должно было встать в конце улицы Горького напротив Белорусского вокзала. И должен был стать Центральным домом Аэрофлота, где предполагалось разместить все его учреждения, а также отделения банка, почтамта, сберкассу, большой клуб, экспериментальные лаборатории и даже музей.

С пропагандистской точки зрения идея «посадить» Дом Аэрофлота в этом месте имела все основания: здесь «сходились» транспортные пути, связывавшие Москву с внешним миром. С одной стороны площади - Белорусско-Балтийский вокзал, на который прибывали практически все поезда из-за границы. С другой стороны – Дом Аэрофлота, от него брало начало Ленинградское шоссе, которое еще называли проспектом Авиации. Трасса вела к «воздушным воротам» города – Центральному аэродрому имени М. Фрунзе на Ходынском поле и первому в стране пассажирскому аэровокзалу, к слову, на тот момент одному из крупнейших в мире.

Позднее Д.Чечулин вспоминал, что проектирование Центрального дома Аэрофлота было осуществлено в очень короткие сроки – за два с половиной месяца. Однако вопрос с новой планировкой площади Белорусско-Балтийского вокзала так и не был решен окончательно, и все застопорилось на стадии эскизных проектов.
Сергей Шаров
Продолжение следует - Почему Дом Аэрофлота на карте Москвы так и не появился, и в каком проекте Д.Чечулина, спустя несколько десятилетий, он нашел свое «отражение».