Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание
2020-01-10 15:56:40, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Сегодня мы приоткроем завесу тайны гибели легендарного экипажа Н-209 и рассмотрим несколько существующих версий.
12 августа 1937 года «Правда» написала: «... Наши славные соколы - Громовы, Чкаловы, Водопьяновы, Молоковы, Леваневские, - показывая всему миру красоту духа советских людей, открывают новые земли, побеждают огромные, доселе неизведанные простанства, несут на крыльях своих машин осуществление великих замыслов великого народа».
В этот же день, в 18 часов 15 минут, с аэродрома подмосковного Щелково взмыл в небо самолет... Первые радиограммы с борта поступали по графику ...
В 17.53, в районе мыса Шмидта, экипаж протелеграфировал: «Как меня слышите? Ждите...», после чего наступила ТИШИНА...
* * *
Сначала особо никто не волновался. Экипаж был опытным, самолет, хоть и «сырой», но все-таки очень хороший. Да и маршрут разрабатывали специально под Леваневского – более короткий, всего 6650 километров и не такой сложный, как у Громова и Чкалова. Было сделано практически все, чтобы полет прошел, как говорится, «на ура». Но когда пауза слишком затянулась, все поняли, что что-то случилось.
Самолет искали долго, вплоть до августа 1938 года, делая перерывы на зиму и решение финансовых вопросов. К слову сказать, американцы тоже, параллельно СССР, занимались поиском Н-209. И перерывов в этом деле не делали. Отсюда возникает еще одна версия, что именно они первыми и нашли самолет.
Спустя два дня после вылета Н-209, временный поверенный СССР в США К.Уманский попросил президента американского «Клуба исследователей» В.Стефансона помощи в организации поисков. Американцы все сделали оперативно. Экспедицию возглавил опытный полярник Х. Уилкинс.
Х. Уилкинс
Возникло предположение, что Н-209 потерпел катастрофу в районе Аляски. Поэтому Уилкинс искал экипаж там. Ему было вручено письмо, адресованное экипажу Леваневского, в котором говорилось о том, что их ищут и с воздуха, и на земле. Уилкинс должен был сбросить письмо вместе с радиооборудованием в районе предполагаемой аварийной посадки самолета.
Поиск экипажа встал Советскому Союзу «в копеечку» - для экспедиции Уилкинса был приобретен самолет-амфибия, авиация лишилась двух тяжелых бомбардировщиков, двухмоторной летающей лодки Dornier Wal и самолета Г-2 «СССР-Н-212». Последний, вместе с экипажем и пассажирами, упал в реку. И это не считая пеших экспедиций и снаряжения.
12 августа 1938 года, в газете «Правда», было опубликовано правительственное сообщение о прекращении поисков самолета Н-209. Несмотря на это искать не перестали. Даже в наше время, по прошествии стольких лет, желание разгадать тайну гибели многим не дает покоя. Но сегодня самолет продолжают искать только энтузиасты, воодущевленные просьбой президента: «Леваневского надо обязательно найти!».
Вернемся в 1937 год. Очевидцы, которые присутствовали при подготовке самолета к полету, утверждают, что на аэродром был привезен некий груз, из-за которого Леваневский лично сократил аварийный запас продовольствия и убрал два меховых спальника. Плюс ко всему на борт была доставлена большая опечатанная коробка с, якобы, гостинцами для президента Америки и его жены.
Что там было на самом деле – это уже навсегда останется тайной. Нам остается только предполагать. Возможно, из-за этого таинственного груза самолет и не долетел до США. Его задачей было только взлететь… возвращение не предполагалось. И об этом знал только узкий круг людей.
Подготовка к полету
К слову сказать, в ту пору мать Леваневского жила в Польше. После гибели Сигизмунда Александровича, решением правительства СССР, ей была назначена пенсия. Более того, когда началась война, она получила единоразовое пособие, на которое был куплен двухэтажный дом под Варшавой. После того, как советская армия освободила Польшу, Сталин приказал найти мать Леваневского и «окружить ее всяческой заботой и вниманием».
Вернемся к «задаче только взлететь»... После войны, когда Туполев разрабатывал стратегический бомбардировщик Ту-95, Сталин живо этим интересовался и был в курсе как продвигается работа по этому проекту.
Однажды он спросил:
- Скажите, Андрей Николаевич, возможно ли внести в конструкцию самолета некоторые изменения?
- Какие? - поинтересовался Туполев.
- Например, установить дополнительные двигатели.
- Зачем?
- Чтобы самолет долетел до Америки, выполнил поставленную задачу и вернулся обратно. Ни разу при этом не сделав в посадку. Услышав «Нет», Сталин сразу потерял к проекту интерес.
Вернемся к поискам.
Согласно радиограммам у самолета вышел из строя двигатель. Который, по словам очевидцев, дымился еще на земле. Возникает новая версия. Из-за потери одного двигателя, машина начала снижаться и обледенела, отчего стала тяжелой и неуправляемой. Пилоты, вполне вероятно, смогли дотянуть ее до земли, которой стала Якутия. По некоторым сведениям, радист из Якутии даже поймал несколько слабых сигналов одной из радиостанций Н-209. И было это уже после исчезновения самолета.
Несколько раз в Якутию снаряжались экспедиции. В одной из которых был Эрнст Мулдашев — известный врач-офтальмолог. Он-то и нашел того самого радиста. Также ему удалось выйти еще на одного свидетеля - вертолетчика Евгения Попова, который утверждал, что нашел доску с вырезанной ножом датой «13 августа 1937 года». Далее следовали затертые временем фамилии, одна из которых оканчивалась на «…ский».
Мулдашев нашел еще несколько очевидцев, видевших на берегу озера Сегян-Кюэль мёртвого человека славянской внешности, одетого в меховую куртку. С их слов, мужчина был убит.
В архивах МИДа хранятся документы, в которых сказано, что доктор Келлемс, который в 1938 году, на своей шхуне приплыл на мыс Барроу и местные охотники ему рассказали, что в августе 1937 года видели, как «железная летательная машина» упала в море Бофорта. Погода была плохая, шел дождь, штормило. Когда все утихло, охотники подплыли к месту падения машины и увидели там большое масляное пятно. Келлемс заинтересовался и стал искать вместе с охотниками это место. Но началась зима и путешественнику пришлось вернуться домой. Он написал письмо в Советское посольство и надеялся, что его пригласят принять участие в поисках.
Но начавшаяся война внесла свои коррективы - долгое время ни американцы, ни русские поисками экипажа не занимались. По крайней мере официально. И только в 1989 году экспедиция, состоящая из студентов и аспирантов Института геофизики при университете Фэрбенкса, под руководством доктора Стоуна, возобновила поиски.
Итак, на сегодняшний день существует несколько версий гибели Н-209 и мест, где это могло произойти.
1.Вынужденная посадка в американском секторе Арктики в районе полюса относительной недоступности с последующей гибелью экипажа от полученных при посадке травм, голода и холода. Причина - человеческий фактор.
2.Катастрофа в воздухе – самолет, обледенев, развалился на части.
3.При снижении или посадке на дрейфующий лед самолет взорвался. Или, при этих же обстоятельствах, пробил лед и ушёл на дно.
4.У самолета кончилось горючее и он затонул, предположительно в прибрежных водах Аляски или Сибири, возможно, между островами Спай и Тетис у мысов Барроу и Оликток на Аляске.
5.Самолет упал из-за потери ориентировки и неисправности радиоаппаратуры в Якутии, в районе озера Себян-Кюэль или в районе одного из островов Канадского Арктического архипелага.
6.Самолет потерпел катастрофу в Гренландии, на Чукотке или на одном из арктических островов российского сектора Арктики.
7. Американцы нашли самолет первыми и не отдали его советской стороне.
8.Причастность органов НКВД к катастрофе. Возможно, самолет вернулся обратно, а экипаж был расстрелян.
9.Самолет долетел до Америки, после чего экипаж попросил политического убежища в США, либо в одной из капстран.
Возможно, когда-нибудь разгадка этой тайны «всплывет» со дна моря или озера. А, может быть, будет рассекречена и окажется в свободном доступе в одном из архивов. Но пока мы строим только предположения.
* * *
В одной из наших рассылок мы попросили подписчиков написать свою версию гибели экипажа. И благодарны тем, кто откликнулся.
- «Самое логичное предположение о судьбе экипажа С.Леваневского — авиакатастрофа. Остатки самолёта покоятся где-то на просторах Северо-Ледовитого океана, под слоем льда и снега». Валерий Ивашкевич;
- «Мне кажется, что самолет взлетел, но не покинув пределы Московской области, приземлился на засекреченном аэродроме». Наталья Н.;
- «Зная, что происходило в нашей стране в 1937 году, вполне можно предположить,что вместо Леваневского и членов его экипажа, полетели другие люди». Владимир;
- «Самолет разбился. Либо утонул, либо его засыпало слоем снега». Иван Сергеевич.
А у вас есть версия? Напишите в комментариях.
Выражаем благодарность Музею при Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева за помощь в подготовке статей и предоставленные материалы.
Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского
Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского.Часть II