Почтовые дороги России
2020-08-04 12:23:22, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
В 2020 году темой по программе EUROPA стали Древние почтовые маршруты. Антон Лунев продолжает свой рассказ о почтовых дорогах России.
Мы уже поговорили о том как, с какой скоростью и по каким дорогам доставляли в прежние времена почту и перемещались путешественники. Мы посмотрели как все это описывают авторы — современники. Сейчас же мне хотелось обратиться к творчеству великих русских художников. Да-да! И они тоже в своем творчестве не могли обойти вниманием русские дороги (почтовые тракты).
Вот например картина Исаака Ильича Левитана «Владимировка», написанная в 1892 году.
И.И. Левитан. «Владимировка», 1892 год
Это одна из трех картин Левитана, которые входят в так называемую «Мрачную трилогию». Критики называли эту картину «русским историческим пейзажем», «подлинным документом эпохи» и «как некий шрам, нанесённый историей многострадального народа на прекрасное лицо его земли».
Кстати, именно по этой дороге в Болдино путешествовал Александр Сергеевич Пушкин. Сама дорога, как видно из картины была обычной грунтовкой, окаймленной с обеих сторон сточными канавами. Вдоль дороги установлены верстовые столбы, один из которых изображен на картине.
Следует отметить, что Владимирский тракт, был дорогой главного сообщения от Москвы до Владимира. Однако кроме почтового сообщения и перемещения путешественников, Владимирский тракт имел еще и функцию каторжного тракта. Именно по этой дороге шли на каторгу в Сибирь заключенные.
«Шли по Владимирке обозы,
Курьеры грамоты везли,
И кандалы свои ножные
В Сибирь колодники несли.»
Юрий Стукалов.
Есть полотно посвященное почтовому тракту и в творчестве Архипа Ивановича Куинджи. «Чумацкий тракт в Мариуполе», написанная в 1875 году.
А. И. Куинджи — Чумацкий тракт в Мариуполе, 1875 год
Несколько картин посветил русским дорогам и художник Николай Евгеньевич Сверчков.
Н. Е. Сверчков — По великому Сибирскому пути (в ссылку)
Опять же, обратите внимание на качество дороги. Разбитая дорога, огромные лужи. По таким дорогам лучше всего перемещаться было зимой. Скорость перемещения возрастала в половину.
Н. Е. Сверчков — Тройка на зимней дороге
Но не дай Бог, было путникам попасть в бурю.
Н. Е. Сверчков — Застигнутые бурей
Укрытия на дороге до ближайшей почтовой станции искать было негде. Иной раз в сильную пургу и метель можно было и с пути сбиться. Но что было делать? Надо было продолжать свой путь.
Такой сюжет мы видим на картине Николая Николаевича Каразина — «Ямская и конвойная служба в степи».
Николай Николаевич Каразин — «Ямская и конвойная служба в степи»
О таком путешествии в метель писал Петр Вяземский в своем стихотворении «Метель»:
«День светит; вдруг не видно зги,
Вдруг ветер налетел размахом,
Степь поднялася мокрым прахом
И завивается в круги.
Снег сверху бьет, снег прыщет снизу,
Нет воздуха, небес, земли;
На землю облака сошли,
На день насунув ночи ризу.»
И далее об опасностях такого путешествия:
Тут к лошадям косматый враг
Кувыркнется с поклоном в ноги,
И в полночь самую с дороги
Кибитка набок - и в овраг.
Здесь следует сделать маленькое историческое отступление. Почтовые тракты, а точнее просто тракты, существовали в России еще за долго до появления почты. По ним перевозили грузы, перемещали дружины между городами. И в тот момент, когда появились первые почтовые гонцы, тракты были просто трактами, без всякой инфраструктуры, за редким исключением.
Например дорога из Петербурга в Москву. На этой главнейшей дороге Российской Империи самые простые почтовые станции были обустроены еще во второй половине XVIII века. Еще несколько почтовых станций было установлено на дороге Москва — Рига. В 1804 году, бывший тогда Министром Внутренних Дел, князь Виктор Павлович Кочубей, получил донесение от одного из своих подчиненных, что «по всей дороге от Петербурга до Ямбурга нет для проезжающих никакого пристанища, кроме трактира в сем последнем городе». Это и послужило непосредственным толчком к выделению денег для обустройства на этой дороге почтовых станций.
Было их построено пять штук, и для руководства строительством был создан специальный комитет. А разработкой проектов станций занимался, находившийся в то время в России, швейцарский архитектор Луиджи Руска. В 1807 году все станции на Ямбургском тракте были построены.
Оценив все удобство от такой инфраструктуры на Ямбургском тракте, решили продолжить строительство почтовых станций по всей России. Для этого в 1825, 1831 и в 1840 годах были разработаны типовые проекты таких станций. И вскоре в сюжетах художников появились не только почтовые тракты, но и почтовые станции. Например, вот картина неизвестного художника XIX века:
Неизвестный художник XIX века
А еще я хочу обратить ваше внимание на рисунок карандашом, выполненный собственноручно Михаилом Юрьевичем Лермонтовым:
М. Ю. Лермонтов — Тройка в санях у почтовой станции
А когда появились почтовые станции, появился и их персонал. Об этом очень интересно написал Александр Сергеевич Пушкин в одной из своих «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», «Станционный смотритель»:
«Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель.» И еще Пушкин пишет об общей атмосфере почтовой станции: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам?
Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага…» И были станционные смотрители такими бесправными, имевшими разве что Дворянство, да и то по наследству не передаваемое, до большой реформы «Табели о рангах», действовавшей без изменений еще со времен Петра I. А торговые обозы, почтари, военные и простые гражданские путешественники продолжали свое движение по российским трактам от одной почтовой станции к следующей. И завершить вторую часть своего рассказа я хочу еще одним стихотворением Петра Андреевича Вяземского:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
По дороге голосисто
Раздается яркий звон,
То вдали отбрякнет чисто,
То застонет глухо он.
Кто сей путник? и отколе,
И далек ли путь ему?
Поневоле иль по воле
Мчится он в ночную тьму?
На веселье иль кручину,
К близким ли под кров родной,
Или в грустную чужбину
Он спешит, голубчик мой?
Как узнать? Уж он далеко!
Месяц в облако нырнул,
И в пустой дали глубоко
Колокольчик уж уснул.
Антон Лунев