ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Открытка в зеркале истории России

В Воронеже с размахом отпраздновали вековой юбилей пионерии

ФилОбзор. Владимир Этуш

Коломна на почтовых марках


Главная  /  Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Поиск по статьям:

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

2021-10-26 10:21:37, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Многие марки, конверты и открытки разных стран напоминают филателистам о представителе английского модерна Обри Винсенте Бердслее, художнике-графике, оказавшем огромное влияние на оформление знаков почтовой оплаты (марок и открыток) не только периода модерна, но и последующих периодов.

Певучая линия Бердслея, его своеобразнейший подход к проблеме контура, стал на рубеже веков предметом многочисленных дискуссий. О художнике существует большая литература, в том числе и на русском языке.

Обри Винсент Бердслей (в другом написании Бёрдсли, 1872–1898) родился в Брайтоне в семье ювелира. С детства его главной страстью была музыка. Но увлечение изобразительным искусством взяло верх и он стал талантливым графиком и иллюстратором. Период 1890-х годов в Англии по праву называли “эпохой Бердслея”.

Художник пробовал свои силы как поэт и писатель, при этом, сам иллюстрировал собственные произведения. До нас дошли письма художника, причем хорошо сохранились как конверты, надписанные его рукой, так и наклеенные отправителем марки.

У художника было множество адресатов. Он был хорошо знаком с Оскаром Уайльдом и другими выдающимися деятелями эпохи. Издатели и коллеги относились к нему с большим уважением. Он многое не успел создать. Тяжелая болезнь легких стала причиной ранней смерти гениального графика.

Чем интересен нам сегодня этот талантливый англичанин? Одарённый Богом художник по праву считается одним из крупнейших мастеров европейского модерна. Он создавал не только книжные иллюстрации, но также экслибрисы и афиши.

Иллюстрируя книгу Т.Мэлори “Смерть Артура”, Бердслей насытил заставки тонко прорисованными изображениями, которые воспроизведены на нескольких почтовых конвертах в черно-белом и цветном вариантах. Сочетание силуэта и штрихового рисунка создавало ощущение романтической приподнятости. Книга Мэлори была переведена на многие языки, издана в разных странах мира и стала образцом изящного подарочного издания. Цикл получился очень совершенным по стилю исполнения. Этим тонким и выразительным иллюстрациям была уготована вечность – они навсегда вошли в золотой фонд английской графики.

 

Бердслей рано прославился. Этот великий художник повлиял на деятельность иллюстраторов и плакатистов во всем мире. 

Известно, что Бердслей никогда не был в России. Но существуют нити, прочно связывающие его с русской культурой. В 1890-е гг. им была создана обложка и титульный лист для издания романа Ф.М.Достоевского “Бедные люди” из серии “Ключи”. Типаж главной героини отсылает зрителя (читателя) к эстетике английского символизма и к творчеству известной художницы Кейт Гринэуэй. Бердслею негде было взять русский типаж: он визуализировал образ Варвары Доброселовой через имеющийся у него “банк имиджей”, характерных для Англии конца XIX века.

Обложка и титульный лист романа Достоевского остались единственной работой художника на русскую тему. А какие ещё произведения он иллюстрировал? Среди его виднейших графических работ мы находим многие произведения мировой классики: пьесы Аристофана и Шекспира, поэму Александра Поупа “Похищение локона”, сказки “Тысячи и одной ночи”.

Бердслея можно заметить на одной из марок Великобритании, на которой изображена обложка альбома ансамбля “Битлз”. Мы видим большую группу деятелей мировой культуры разных эпох. И среди них находим интересующего нас художника. Только он получился очень мелким.

А вот черно-белой графике корифея английского модерна ещё предстоит проложить дорогу на марки и блоки его родной страны. Хотелось бы увидеть целую серию почтовых миниатюр с гениальными черно-белыми иллюстрациями, известными во всём мире.

    

Мы знаем, что Бердслей был талантливым силуэтистом. Искусству силуэта во все эпохи придавали особую магическую роль. Силуэт имитировал человеческую тень – двойника человека. А тени неодушевлённых предметов у многих народов считались изображением души. Языком силуэта пытались не только рассказать приключенческие истории, но и поведать современникам о лирических переживаниях. И не беда, что тушь была чёрной (а золотые силуэты также нередко воспринимались как чёрные): рисунки смотрелись как живые и интересные. В конце девятнадцатого века силуэты получили широчайшее распространение в почтовой графике.

Бердслей должен быть интересен коллекционерам, которые осваивают литературоведческую тематику. На памятных почтовых штемпелях Великобритании мы встречаем образ волшебника Мерлина из средневекового фольклора Англии. Эти штемпеля использовались для гашения марок из недавно выпущенной серии “Фантастические царства”. Бердслей и сам создал своего рода индивидуальную сказочную вселенную, которую нельзя спутать ни с какой другой территорией.

Взглянем на марку Сан-Марино, посвящённую Оскару Уайльду. Портрет писателя дан на фоне одной из иллюстраций к пьесе Уайльда “Саломея” (1894). Эта иллюстрация давно стала визитной карточкой творчества Бердслея, образцом его изящной манеры. В России эта пьеса была издана с предисловием К.Д.Бальмонта.

Что искали в английской графике русские издатели и оформители книжных обложек? Отечественная художественная традиция и современная действительность давали обильную почву для самостоятельного развития стилистики оформления прессы. Но это не помешало возникновению целой волны заимствований из арсенала европейских традиций. Например, о влиянии Бердслея говорят как о мощнейшей культурной инфузии, исчерпывающее объяснение которой не дано до сих пор. В России возник термин “бердслеемания”, причём отношение к этому слову было самое серьёзное.

Широко известно, что 1890-е годы в Европе принято называть в искусствоведческой литературе эпохой Бердслея (the Beardsley period). В этом названии есть своя логика. Ведь речь идёт не только об интересующем нас в рамках настоящей статьи художественно-графическом оформлении почтовых документов, но и об изобразительном искусстве в целом.

В целом О.Бердслей оказал колоссальное влияние на оформление русской иллюстрированной книги, а от книжного дизайна рукой подать до почтовой графики, главным образом, открыток. Бердслееманы создали десятки иллюстрированных почтовых карточек, в которых чувствовалось влияние европейского символизма.

Почему бердслеевские художественные открытия так удачно вплелись в стилистику оформления русских открыток рубежа веков? Поиски нового визуального языка в оформлении почтовых документов приводили к отказу от объёмно-тоновой моделировки в журнальной иллюстрации, а опыт сопровождения газетно-журнальных публикаций объёмно-тоновыми иллюстрациями был в России поистине колоссальным. Отчасти это объясняется тем, что объёмный тип рисунка достиг больших высот, и надо было идти дальше. В том числе и в почтовом дизайне.

Бердслеевская певучая линия завораживала, переливы чёрно-белых контрастов были полны тайн. Стилизованные открытки смотрелись очень необычно, и редакторы журналов охотно приглашали к сотрудничеству художников, которые отдали дань бердслеевской манере.

В Германии было множество последователей Бердслея, едва ли не крупнейшим из которых был немец Отто Эккман, создавший бердслеевский шрифт специфического начертания. Этот шрифт мы видим на многих марках нескольких стран (Азербайджана, Болгарии, Польши).

А немецкий художник Эмиль Преториус (1883–1973) проиллюстрировал роман Достоевского “Преступление и наказание” композициями в бердслеевском стиле.

Почему может быть интересной идея составления списка бердслееманов, портреты которых мы видим на марках и открытках?

Во-первых, это была бы совсем новая по теме подборка филматериалов, которая донесла бы до нас многие новейшие тенденции эстетизма и модерна. А ещё мы бы узнали, как называются старинные шрифты, которые используют в титрах фильмов современные кинематографисты.

Давно известно, что мастера европейского модерна любили открытки и марки, да и вообще графику малых форм. Многие из них имели у себя дома коллекции гравюр и предметов декоративно-прикладного искусства, а некоторые (например, М.В.Добужинский) даже в детстве были филателистами. Художники “Мира искусства” нередко пробовали себя в почтовой графике, реализуя в малых формах новейшие принципы красоты. Западные влияния были отчетливо видны в их творчестве.

Константин Андреевич Сомов (1869–1939) мог не только видеть бердслеевские работы, но и общаться с современниками и знакомыми знаменитого англичанина.

А Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942) не был бердслееманом в прямом смысле этого слова. Но он был чуток ко всем проявлениям новейших тенденций в мировой книжной и плакатной графике. На его столе всегда лежали новейшие художественные журналы европейских стран.

На Украине была целая группа художников, которые подражали герою нашего очерка. Художник Всеволод Максимóвич (1894 – 1914) лишь недавно нашел отражение в почтовом дизайне, ибо в 2018 году появилась марка с его картиной “Поцелуй”. Левая верхняя марка в листе имеет купон, на котором изображена укрупнённая деталь картины. И марка, и купон квадратной формы.

Интересно, что бердслеевские грация и изящества иногда чувствуются и в современных украинских марках.

К сожалению, после Октябрьской революции Бердслей был почти полностью забыт. Он упоминается в романе Джека Лондона “Мартин Иден”, но в комментариях к советским изданиям романа не оговаривалось, кто это такой. Известно, что некоторые образы знаменитого англичанина обыгрывала Анна Ахматова в “Поэме без героя”.

Однако в работах лучших советских иллюстраторов нет-нет да и проглядывало влияние приемовинтересующего нас художника. В особенности это касалось иллюстрирования А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, в частности, тех сцен, которые требовали изображения пышных драпировок, эффектных интерьеров и костюмов, богатых орнаментом.

Художник Николай Кузьмин, страстный бердслееман, заказал в типографии свой фирменный конверт с изображением А.С.Пушкина. На рисунке конверта мы видим великого поэта с пером в руке.

А из зарубежных художников, известных в России, ближе всего к бердслеевским принципам подошел, наверное, знаменитый Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901). Он очень любил английскую графику, причем его привлекало разнообразие линейных построений и контрасты между крупными формами и тонкими линиями. Лотреку посвящено немало почтовых миниатюр.

Современником Лотрека был талантливый плакатист и книжный иллюстратор Теофиль-Александр Стейнлен (1859 – 1923), создавший эффектный образ черного кота для одноименного литературного кабаре. И, конечно же, этот обаятельный кот не мог не попасть на марку.

Настоящим бердслееманом был выдающийся русский и советский актёр Федор Никитин (1900 – 1988), проживший долгую творческую жизнь в кино. Он любил изобразительное искусство, и однажды ему посчастливилось сыграть художника – Николая Ге (в фильме “Надежда”). Благородное лицо Ф.Никитина мы видим на советских открытках.

Много марок разных стран посвящены знаменитому никарагуанскому поэту Рубену Дарио (1867 – 1916). Его основным художественным методом был символизм. Жаль, что на марках мы не можем увидеть композиции, которая бы “выдавала” бердслееманию Рубена Дарио.

Назовем ещё и венгерскую писательницу Маргит Коффку (1880 – 1918). Посвящённая ей марка номиналом 10 форинтов целиком оформлена в бердслеевском стиле. Это своего рода приглашение в эпоху модерна. Причудливые орнаментальные линии создают красивую декоративную рамку, которая окаймляет портрет. О модерне напоминает и сиреневый цвет, который был моден в начале ХХ века.

Некоторые историки современного почтового дизайна видят бердслеевские влияния в работах современного художника-фантаста Роджера Дина, создающего красочные фантастические пейзажи, виды вымышленных островов. Дин – глубокий и интересный фантаст, и многоцветные марки с завораживающими пейзажами его работы очень популярны среди коллекционеров.

А какие ещё филателистические материалы могут косвенно зафиксировать мировую Бердслиану? Давайте вспомним некоторые рисунки и гравюры, которые хранятся в Русском музее и Государственной Третьяковской Галерее, например, работы К.Сомова, Д.Митрохина и С.Чехонина (называем здесь только те имена, которые связаны с изданием почтовых карточек) и даже великих авангардистов К.Малевича и В. Кандинского, которые в разные периоды творчества отдали дань бердслеевским приёмам. А это значит, что конверты, марки или блоки, посвящённые этим музеям, могут быть помещены в настоящую подборку.

Как знать, может быть, когда-нибудь крупные музеи России пригласят любителей искусства на большую выставку под названием “Русская Бердслиана”. И филателистам (а также и филокартистам) содержание этой выставки будет хорошо понятно и близко.

Разместив в одном ряду рассмотренные филателистические материалы, мы можем создать панораму бердслеевских приёмов, воплощённых в почтовой графике. И если в будущем художники марок и конвертов захотят использовать эти стилистические средства, в мире появятся новые интересные знаки почтовой оплаты.

А.П. Дьяченко,

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC)

Статья опубликована в сокращенном варианте




Комментарии к статье:
2021-10-28 13:16:52, Андрей
Спасибо! Замечательная статья.
2021-11-17 08:42:45, А. Дьяченко
Благодарю за отзыв. Статья не то чтобы замечательная, но является первым подступом к теме. Буду пробовать превратить ее в филателистическую брошюру.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Открытка в зеркале истории России
  • В Воронеже с размахом отпраздновали вековой юбилей пионерии
  • ФилОбзор. Владимир Этуш
  • Коломна на почтовых марках
  • Письма Победы
  • Коллекции одного художника
  • Филателия всей жизни
  • Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!
  • Автографы Героев Советского Союза
  • К 77-летию Великой Победы. Репортаж с выставки
  • Портреты Пушкина на почтовых марках СССР и России
  • Тени и силуэты в Пушкиниане
  • Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
  • Весточки с фронта
  • С Днем Победы! Пишу тебе письмо из 45-го
  • Высоцкий в филателистических знаках
  • Дефицит рождает идею, идея рождает действие
  • Музей Высоцкого: марки, конверты, открытки...
  • Как домашняя коллекция переросла в музей
  • Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
  • Разбираем архивы. Первомай
  • Апрельский обзор выпусков почтовых марок
  • Иркутск в зеркале филателии
  • О рекорде скорости
  • Евгений Онегин и почтовые марки
  • Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках
  • Анджелина Джоли – филателистический взгляд
  • ФилОбзор. Герои инженерных войск
  • Собирали царские рубли, марки и открытки: как появилось коллекционирование в Гродно
  • Билл и Бен
  • Счастливая звезда Анатолия Калашникова
  • Почтовая графика Бориса Зворыкина
  • Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
  • ФилОбзор. Россия ягодная
  • Золушки на почтовых конвертах
  • День космонавтики на открытках
  • ФилОбзор. Сувениры из янтаря
  • Башни Московского Кремля на почтовых марках СССР и России
  • Удивительный феномен Cергея Дягилева
  • Марки о космосе
  • Открытки художника Владимира Егорова
  • Путешествие с почтой Туниса
  • Самый первый «омский» конверт
  • Пионеры отмечают юбилей
  • Очаровательные мотыльки
  • Филателистические картины
  • Мартовский обзор выпусков почтовых марок
  • Птицы на марках Европы. Часть II
  • Бабочки Петра I
  • Киловар и марки Российской Империи
  • ФилОбзор. Алые паруса
  • А что такое «гашеные»? У меня все марки хорошие...
  • Мосты Москвы. К 875-летию города
  • Достаточно одной картины, чтобы войти в историю
  • ФилОбзор. Крещение Алании и Воронцовский дворец
  • Как королевы увлекались бабочками
  • Птицы на марках Европы
  • Юбилей с изюминкой
  • Он впитал в себя душу природы
  • Магия чисел
  • Монументальная пушкиниана на почтовых марках
  • Самые редкие марки Австралии
  • Флора на марках. Продолжение
  • ФилОбзор. В.Ф. Яковлев
  • Разбираем архивы. Самый женский день!
  • История Антарктики в почтовых марках
  • Флора на марках
  • Решение VIII съезда СФР
  • XXIV зимние Олимпийские игры в филателии
  • Филателистическая Пушкиниана Тверского края
  • Ювелирные изделия ручной работы в Средиземноморье
  • По страницам олимпийской истории
  • Новые страницы истории
  • Вгиковец Юрий Ряховский создавал рисунки, знакомые многим
  • Певец русской природы
  • Он нарисовал для нас Новый год
  • История стран Северной Америки в почтовых марках
  • Разбираем архивы. Солдаты армий мира. Чья армия сильнее?
  • ФилОбзор. Герои Российской Федерации
  • XIII Научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Что не так на этой марке?
  • Обзор марок за февраль
  • Почтовая марка в честь 700-летия Выборга
  • Навстречу съезду. Программы кандидатов в Президенты СФР
  • ФилОбзор. Художник и музей
  • Филателия, города, события и судьбы!
  • Сегодня марки по... цене от каталога?
  • Из истории отечественного автомобилестроения
  • История Австралии и окружающих островов Южной Океании в почтовых марках
  • Образ В.И. Ленина в филателии
  • Кино и марки
  • ФилОбзор. Государственные награды Российской Федерации
  • Политическая карта мира в почтовых марках
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Платиновый юбилей
  • К «юбилею» распада СССР
  • Конверты «Самиздат»
  • Устарело ли словосочетание «Марка. Мораль. Политика»?
  • Год Черного Водяного Тигра
  • Приключение мартышки - продолжение
  • Обзор марок за январь
  • Виртуальная выставка. Первые в космосе
  • Виртуальная выставка. Новогоднее чаепитие
  • Виртуальная выставка. Олимпийские игры в Мексике - 1968 год
  • Виртуальная выставка. Лениниана
  • Можно ли причесать мартышку?
  • Виртуальная выставка. Мой собственный зверинец
  • Виртуальная выставка. Транспорт - земля, вода, воздух
  • Приглашение посетить Лукоморье
  • Выживет ли почтовая марка?
  • Брестская крепость сквозь века и страны. Окончание
  • Брестская крепость сквозь века и страны
  • Мастера художественной литературы – филателистам
  • Виртуальная выставка. Олимпиада - 1964
  • История одного афоризма
  • Уникальная коллекция педагога
  • Виртуальная выставка. Кактусы
  • Это мир Тарковского. Окончание
  • Это мир Тарковского
  • Виртуальная выставка. Вселенная глазами космонавта
  • Музыкальная Пушкиниана. Окончание
  • Музыкальная Пушкиниана
  • Лучшей маркой 2021 года стала...
  • Основоположник квантовой электроники
  • Виртуальная выставка. Пчеловодство
  • Наследственная серия
  • Виртуальная выставка: «С горячим южным приветом, ваши пингвины!»
  • Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
  • Первая российская марка хранится в Иркутске
  • К 200-летию художника Уильяма Линтона
  • Приглашаем к обсуждению. Внутренний туризм
  • Русский мастер гравюры
  • Виртуальная выставка. Эстетика и лаконичность «космических» штемпелей
  • Дизайнер почтовых открыток
  • Виртуальная выставка. Совы и филины
  • Коллекция журналиста
  • Чем запомнился 2021 год в Филателии?
  • Советский Новый год: рассматриваем открытки из коллекции челябинца
  • Календарь филателиста. Декабрь 2021 года
  • Алгоритмы привлекательности. Окончание
  • Алгоритмы привлекательности
  • Умеете ли Вы измерять зубцы на марках? или О дружбе Филателии и Математики
  • Самая неудачная марка 2021 года
  • Открытки отдают тепло, с которым были созданы
  • Коллекция без претензий
  • Образ Юрия Никулина в филателии
  • История появления рождественской открытки
  • Виртуальная выставка. Художница с двумя фамилиями
  • Размер зубцовки и учебник 7-го класса по физике, или Откуда берутся четверти
  • Лучшая марка 2021 года

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru