А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления
2021-12-02 11:57:42, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Случайных встреч не бывает. Знакомясь с людьми на мероприятиях, куда я попадаю волею случая, всегда придерживаюсь именно такого мнения. Так было и в этот раз, когда мне представилась возможность поехать в Петербург на ХII научно-практический семинар по истории почты и филателии.
В Питере я была впервые. На мероприятии такого рода тоже. Поэтому с жадностью и благодарностью к судьбе, окунулась в таинственную и величественную атмосферу этого города, и ловила каждое слово, сказанное на семинаре. Было ощущение, что люди, собравшиеся там, живут в каком-то другом, интересном и насыщенном событиями, мире.
Доклады, презентации, дискуссии - масса новой информации, среди которой, наибольшее впечатление произвело выступление А.П. Дьяченко, посвященное инновационным процессам в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960-1980-хх годов.
Мы познакомились с Андрем Петровичем поближе. Это человек, который знает об искусстве практически все. Он Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC) и, конечно же, филателист с многолетним стажем. Его статьи, которые он нам присылает, всегда вызывают неподдельный интерес у наших читателей.
- Андрей Петрович, расскажите немного о себе. С чего началось Ваше увлечение филателией?
- Я не очень старый пенсионер, сохраняющий какую-то потенциальную энергию. Занимаюсь написанием статей и чтением популярных лекций. Филателией увлекаюсь очень давно. Когда мне было шесть лет, от двоюродного деда мне досталась небольшая подборка старых марок. С нее и началась моя коллекция.
- Какая из этих марок запомнилась больше всего?
- Там была марка Австро-Венгрии с портретом Франца-Йосифа на лошади. И ещё была марка из знаменитой благотворительной серии “В пользу воинов и их семейств”. Так и началась моя коллекция.
- Немного расскажите о ней. Что собираете?
- Я собираю систематическую коллекцию по теме “Живопись народов мира”. И кроме этого веду коллекцию, посвященную искусству силуэта. Планирую передать её в один из музеев Петербурга. Меня всегда очень привлекала космическая тема и полярная филателия, но я умею себя ограничивать. В коллекционировании, если не ограничивать себя, легко потерпеть фиаско.
- Как относились к Вашему увлечению родители?
- Мой отец был абсолютно равнодушен к маркам, а маме нравились марки с портретами космонавтов и она поощряла моё увлечение.
- Многие коллекционеры говорят, что филателия помогала им в жизни. А Вам?
- Скорее мешало, хоть и подарило уникальные жизненные впечатления (задумывается)... Ну вот… посудите сами: мои учителя не любили марки, считали, что коллекционирование отвлекает от учебы. А когда я работал в большом советском учреждении, я почти ежедневно брал в канцелярии вскрытые конверты, которые всё равно подлежали выкидыванию в мусорную корзину, но сослуживцам не нравилось, что я их сохранял и в обеденный перерыв рассматривал. Так что негатива много.
- Тем не менее, марки Вы собирать не перестали. А в выставках принимали участие?
- Сейчас почти не принимаю. У меня плохое зрение, и я не умею ровно обрезать клеммташи. Давно не выставлял традиционно оформленный экспонат, но надеюсь сделать это в будущем. Ранее я делал мини-выставки, приуроченные к семинарам в Музее связи. Это были небольшие экспозиции из книг, открыток и марок, посвященные И.Я. Билибину, Джеймсу Уистлеру, Коломану Мозеру и Альфонсу Мухе. По поводу выставки материалов о Билибине был даже подготовлен радиосюжет в популярной программе “Ветер в окно”.
- Вы говорили, что готовитесь к 150-летию Обри Бердслея и Генриха Фогелера. Это событие будет где-то отмечаться?
- Надеюсь, что да, и я буду этому способствовать. 1872 год подарил миру двух больших художников, имена которых по воле судьбы отложились в русской культуре. Они оба заслуживают, чтобы их юбилеи были достойно отмечены, в том числе филателистами. Постараюсь сделать хорошие радиопередачи об обоих, а если повезёт – сделаю выставки коллекционных материалов.
- Вы – кавалер медали «За вклад в развитие коллекционирования», за цикл лекций в Музее связи. Какой была тема данного цикла?
- Названия отдельных лекций были разные, но общим мотивом была история и теория почтового дизайна. Помню, что посвящал отдельные лекции И.Я. Билибину, американскому почтовому дизайну, мэйл-арту, теме "Кошки в искусстве почтовой марки", но ярче всего мне запомнилось мероприятие 2010 года, посвященное Альфонсу Мухе. Оно проводилось совместно с Обществом чешской культуры им. Братьев Чапек и проходило с показом видеосюжета. Фотографии мероприятия были отправлены потомкам художника в Чикаго. Я сожалею, что эти мероприятия больше не проводятся. Мне хочется очень многое сказать о Бердслее филателистическим языком.
- Ваша статья "Искусство Бердслея: филателистический взгляд", опубликованная на нашем сайте, судя по количеству просмотров, вызвала интерес у коллекционеров. Такие материалы очень ценны.
- Статья является первым подступом к теме. Буду пробовать превратить ее в филателистическую брошюру.
- Что Вы думаете о состоянии филателии? Должна ли она, чтобы привлечь в нее молодежь, быть «осовременена»?
- Так куда уж дальше осовременивать, и так Гарри Поттер уже везде (смеётся)! А призывы коллекционировать сканы марок и держать их в смартфонах (обрывает фразу)… Наоборот, я хотел бы, чтобы школьники полюбили классические марки, знали их историю…
Более того, я хотел бы, чтобы о них рассказывали традиционным искусствоведческим или историческим языком. История почты не нуждается в жаргонных словах (не имею в виду невинный филателистический жаргон). Вот разве что мне нравится из современных понятий слово рефрэйминг. Попав случайно на чердак, в ящик или приклеившись к стене (как лист «Саксонской тройки»), марка и впрямь попадает в новый фрэйм, в новую рамку, в новые бытовые условия. Через сто лет ее неожиданно обнаружат, выставят в хрустальной витрине, и это будет сенсация.
Когда я был школьником, детям много рассказывали про голубого Маврикия и Британскую Гвиану. Я бы не хотел, чтобы эти интересные рассказы канули в Лету. А современность никуда от нас не уйдёт… Хотя вот, скажем, юбилей Чеслава Слани – это юбилей современного классика, который органически связан и с девятнадцатым веком (пусть он тогда и не жил!) и с сегодняшним днем… Это повод поговорить с юными филателистами и о классике, и о современности. Познакомить их с гравюрой на стали, которая по праву является самой благородной техникой, показать интересные марки, в том числе советские…
- А есть ли вообще будущее у традиционной филателии, в наш век цифровизации?
- Я решительно против того, чтобы нашу эпоху называли веком цифровизации. У меня есть редкие конверты, автографы, но никто не звонил мне с предложением их оцифровать и где-то использовать или включить в базы данных. Так что для меня это эпоха моего пенсионерско-филателистического одиночества и коллекционерской некоммуника-бельности, а совсем не дигитального рая.
- Ваши предложения?
- Я бы хотел, чтобы наше время называли временем космического туризма или эпохой голографии. Цифровая среда слишком крепко засосала молодежь…
- Вы говорили, что в плане филателии у Вас есть некоторые соображения, и Вам есть, что сказать.
- Да. Что касается моих соображений по филателии, я очень хотел бы, чтобы у нас появилась интенсивная клубная жизнь. Помню, что в Ленинграде работали клуб «Космос» и клуб любителей польской марки. Куда все это делось? Мне есть что сказать про Ч.Сланю в год его столетия. Польское Консульство наградило меня книгой о нем, а показать ее негде. А ещё замечательно бы было иметь в Петербурге филателистические журналы: один по тематической филателии и один по филателии традиционной. У нас, филателистов, на руках огромный материал для публикаций, были бы только издательско-полиграфические мощности.
- Но есть же интернет...
- Материалы нужно оцифровать... как уже говорил, лично мне, никто этого сделать не предлагал. Уверен, что и другим коллекционерам тоже.
- Наши читатели периодически возмущаются дизайном и тиражами отечественных марок. На Ваш взгляд, что здесь можно (и нужно ли) изменить?
- Мне кажется, что в Издатцентре МАРКА работают талантливые дизайнеры, да и сам А.В. Адибеков – художник. Большинство марок мне нравится. Хотя бывает и так, что оформители почтовых миниатюр помещают в центре марки одноцветную эмблему организации, которая празднует юбилей. И всё. Вот подобная сверхлаконичность вызывает у меня возражения. И однотипные конверты первого дня с минимумом изобразительного наполнения тоже не всегда становятся филателистическими сокровищами.
- В последнее время много говорят о введении предмета «Филателия» в школах и у коллекционеров мнения на этот счет расходятся. Что Вы об этом думаете? Может быть, просто нужно возродить КЮФы?
- КЮФы были замечательным начинанием. Я бережно храню членский билет. Кружок, в котором я был ответственным за выставки, создал ветеран войны Леонид Иннокентьевич Перескоков. Я написал о нем мемуары и планирую превратить эту статью в брошюру. Он многому нас научил. Замечательно, что сведения о нем есть теперь на сайте Бессмертного полка. Хорошо, что я сохранил учебную коллекцию, сформированную под руководством Л.И. Перескокова. Что касается школьной филателии, то я знаю, что всё больший вес приобретают родительские комитеты. Если они выскажутся против, их мнение будет учтено. Да и не во всех школах есть учителя-филателисты, которые могли бы быть руководителями кружков.
- А Ваши дети увлекаются марками?
- Нет. Мой сын инженер, он любит историю и политологию, а ещё и экономические науки. К маркам он равнодушен.
- Расскажите какую-нибудь интересную историю, связанную с Вашей коллекцией или с друзьями-коллекционерами.
- Я давно хочу оформить в виде юмористических рассказов два факта. Это то, что мои учителя были врагами филателии, а в зрелые годы мои походы в канцелярию НИИ за подлежащими выбросу конвертами встречались в штыки. Но это будут грустные истории. А вот один смешной эпизод. Несколько лет назад я случайно присутствовал при снятии показаний у солидного филателиста В. Алойца, у которого похитили часть коллекции (это было в помещении Союза филателистов). Следователи ничего в марках не понимали, а потерпевший, описывая украденное, возьми да и скажи: «У меня была лимонка!». Представляете выражение лиц ошарашенных следователей! Я вмешался и объяснил, что филателисту иметь лимонку не опасно, это всего лишь марка. Сыщики признались, что ситуация очень нетипичная для их повседневной практики, и попросили филателиста Николая Васерина и меня немного рассказать о сущности филателии. Мы и рассказали. А похищенную коллекцию вскоре нашли.
- Андрей Петрович, я очень рада нашему знакомству. Спасибо, что согласились ответить на вопросы.
- Спасибо Вам за интервью.
Е. Кравцова, А.П. Дьяченко
Фото из личного архива А.П. Дьяченко