Филателист, почта, кинокадр
2021-12-06 14:16:42, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Помимо того, что кино нашло широкое отражение в филателии, можно говорить и об обратном процессе – почта и филателия проникли на экран и отразились в киноискусстве. Жаль, что филателисты так редко это замечают…
В популярнейшем сериале Сергея Урсуляка “Ликвидация” следователь спрашивает у бывшего курсанта разведшколы Абвера, что он помнит об одном крупном диверсанте. Среди вопросов о вероятных приметах этого человека в разговоре совершенно неожиданно всплывает упоминание о филателии. Такого раньше не было в кино (хотя разведчики иногда были нумизматами и использовали монетную символику в тайных кодах), поэтому очень неожиданно, что контрразведка хочет выявить преступника по такой примете как занятие филателией.
Марки часто фигурируют в триллерах. Например, роман Дэвида Брина "Почтальон" читается на одном дыхании. И хотя выдумка и фантазия автора брызжет через край, при чтении возникает очень интересное чувство: где-то когда-то мы уже читали или видели на киноэкране что-то похожее.
Это "роман фронтира", написанный в манере хорошо известного классика Фенимора Купера. Действие одноименного фильма с участием Кевина Костнера происходит в 2013 году после мировой катастрофы. Главный герой книги не настоящий почтальон. Ограбленный скиталец, случайно нашедший труп почтового служащего, не только берет себе его униформу, мешки с почтой и некоторые личные вещи, но заодно и принимает на себя функцию почтальона, которому предстоит великая миссия – вновь объединить США (а может быть, и всю планету) после разразившейся мировой катастрофы.
В романе упоминаются некоторые хорошо известные широкому читателю реалии американской культуры: почтовая символика, государственный флаг США, знаменитые виды стрелкового оружия. Появляется в фильме и марка с портретом императора Максимилиана (картина А. Дюрера).
А в каких еще фильмах кроме “Почтальона” мы видим марки и штемпеля?
Накануне Второй Мировой войны – в 1941 году – немецкий режиссер Густав Укицки завершил работу над фильмом "Почтмейстер". Это был хорошо нам всем знакомый "Станционный смотритель". Ведь в девятнадцатом веке станционные смотрители ведали почтовыми лошадьми и, значит, были почтмейстерами в прямом смысле этого слова.
Обычно коллекционеры очень ревностно относятся к появлению на экране марок, штемпелей и почтовой корреспонденции. Дело в том, что создатели фильмов не всегда придерживаются принципа исторической достоверности. Например, в одном из историко-революционных фильмов о Первой русской революции действие происходит, конечно же, в 1905 году, а на экране возникает письмо с маркой из серии... "В пользу воинов и их семейств", которая выпущена много лет спустя (в 1914 году) и не имела исторического права "сниматься" в этом фильме. Но есть и примеры деликатного отношения к почте и филателии. Назовем здесь недавний фильм В. Мельникова “Поклонница”, в котором перед нами проходят эпизоды из жизни А.П. Чехова (артист Кирилл Пирогов). Там перед зрителем предстает крупный план дореволюционного письма, оформленного по всем правилам.
Ещё один колоритный пример. Когда в СССР сняли комедию “Двенадцатая ночь”, создатели соблюли историческую достоверность и в кадре появилось почти что настоящее письмо семнадцатого века. Оно походит на те почтовые реликвии, которые мы видим в музеях и на первых страницах филателистических руководств, рассказывающих об истории почтовой связи.
Еще одна запоминающаяся почтовая реалия – анонимный пасквиль из фильма Наталии Бондарчук “Пушкин. Последняя дуэль” (2006). Фильм начинается с того, что руки неизвестных запечатывают этот роковой пасквиль и скрепляют его восковой печатью. А затем мы видим, как письмо исчезает в глубинах почтового ящика.
В картине Андрея Звягинцева “Изгнание” (2007 год) действие происходит вне пространства и времени: история словно остановилась. Героиня фильма получает письма с результатом теста на беременность, и зритель видит, что они франкированы внеисторическими марками – мрачными, почти черными, ведь фабула фильма лишена конкретной соотнесенности со страной и с эпохой. Неужели это марка будущего?
А вот конкретный пример “коллизии” двух исторических эпох. В интересном фильме Е. Татарского "Джек Восьмеркин – американец" действие происходит в конце двадцатых годов прошлого века, а на письме, которое получает герой, красуется вполне современная марка США (с портретом политика Филиппа Маццеи). Но разве марки США двадцатых годов были многоцветными? Увы, это досадный пример неуважения к истории почты.
В целом современные режиссеры (как наши, так и зарубежные) очень внимательны к почтовым реалиям. Например, в очень смешной американской комедии "Мышиная охота", cозданной режиссером Гором Вербински (1997) два брата-неудачника не могут избавиться от надоевшей им мыши. Что делать? После долгих мытарств они отправляют ее по почте... на Кубу, самому Фиделю Кастро. На пакете, в котором мышь отправилась в далекую Гавану, наклеены марки, точно соответствующие воспроизводимой на экране эпохе – атмосфере пятидесятых годов. Гаванские почтовики выявили недоплату за вес, не приняли письмо, и мышь, так и не попав к Фиделю, вернулась обратно в США.
Еще одна интересная киновстреча с американскими марками – биографический фильм о художнице Фриде Кало. Рассказывая о ее поездке в США, авторы фильма взяли один из живописных видов Америки и за секунду усыпали его марками США разных цветов (интересный кинематографический прием). И еще один поток, вернее даже вихрь марок разворачивается перед зрителями в фильме известного чешского режиссера Иржи Менцеля “Я обслуживал английского короля” (2007 год). Главный герой фильма – юноша-простак, чем-то похожий на Швейка. Его жена – поклонница Гитлера – совершает Дранг нах Остен и привозит из этого военного похода целый чемодан редких марок, конфискованных у евреев всех стран Европы. По сюжету этот чемодан в конце фильма оказывается в охваченном пожаром доме, и герой выносит его, спасая целую филателистическую сокровищницу. Где владельцы этих редчайших марок? Скорее всего, большинство из них погибло в концлагерях…
Нельзя не отметить, что при создании фильмов на почтово-филателистическую тему не обошлось и без мистики. Фильм “Конверт” (США) и российский фильм с точно таким же названием привнесли в филателистическую тему совершенно новую интригу. В одном из фильмов Кевин Спейси мечтает собрать коллекцию невостребованных писем и попадает под пристальное внимание спецслужб, так как один из выдуманных адресов чудодйственным образом оказывается настоящим. Российский фильм “Конверт” насквозь мистичен, замешана отчаянная игра со временем, но автор данной статьи не будет делать спойлеров, чтобы читатели сами посмотрели эту интересную кинопритчу.
Бывает и так, что в фильме или кинорепортаже участвует человек, неравнодушный к филателии. Выдающийся певец Вадим Козин, которому посвящено несколько документальных фильмов, в юности был тапером, записывал свои песни для кино. А еще он был филателистом. Назовем и двух знаменитых зарубежных певцов – Энрико Карузо и Лео Слезака, которые были заядлыми филателистами. Оба снимались в кино, и обоим посвящены памятные марки и множество открыток.
Можно привести даже пример фильма, снятого режиссером-филателистом – кинодетектив "И снова Анискин", созданный Михаилом Жаровым (1978 г., второй режиссер – Виталий Иванов). Известно, что М. Жаров собирал марки в течение многих лет, а в 1976 году дал очень интересное интервью журналу “Филателия СССР”.
На этот раз Анискин расследует дело о хищении музейных экспонатов из местного Дома культуры. В картине появляется альбом с марками, показанными крупным планом. Создается впечатление, что сама кинокамера листает этот небольшой кляссер, показывая зрителям скромные подборки марок по различным темам. Бросается в глаза марка с репродукцией картины румынского живописца Яна Таттареску “Обнаженная”.
Любители кино хорошо знают, с каким трудом пробивала себе дорогу к зрителю картина Владимира Венгерова “Рабочий поселок” (1965). В ней есть сцена, когда мальчишки обмениваются марками колониальных стран. И это действительно было любимейшем занятием мальчишек в течение двух послевоенных десятилетий.
В фильме мастера захватывающего сюжета Ладислао Вайды "Человек проходит сквозь стену" (ФРГ, 1955, просьба не путать с польским режиссером Анджеем Вайдой) рассказывается о бедном чиновнике, который неожиданно получил дар просачиваться через твердые преграды. Одной из преград, которые он преодолел, стала дверь филателистического магазина, в который ему как-то не удалось попасть из-за переучета. Роль чиновника Буксбаума блистательно играет выдающийся немецкий драматический актер Хайнц Рюманн (ему посвящена одна из марок ФРГ). В нашей стране фильм был в широком прокате и имел большой успех.
А вот ещё один пример германоязычного фильма. В 1973 году в программу Московского международного кинофестиваля был включен западногерманский фильм “И дождь смывает все следы”. Перед началом фильма режиссер Альфред Форер вышел на авансцену перед экраном и признался зрителям, что его лента поставлена по… повести Пушкина “Метель”. Это было настоящим шоком для зрителей. Ведь на экране разворачивалась драма из жизни современной молодежи ФРГ.
Лицеистка Кристина Луба влюбляется во французского студента Алена, проходящего практику в Германии. Однажды, направляясь на свидание с Кристиной, Ален погибает при столкновении его автомобиля с другой машиной. Кристину, не дождавшуюся жениха и обессилевшую под дождем, отвозит больницу молодой летчик Мартин.
Кристина понравилась Мартину, и он начинает ухаживать за ней, но выясняется, что именно Мартин невольно стал виновником гибели Алена. Муки совести оказались нестерпимыми, и Мартин кончает жизнь самоубийством. Получается, что вместо метели роковой силой, разлучающей влюбленных, стал дождь.
Это было неожиданно, и ревнители точности в переносе Пушкина на экран не уставали повторять, что в фильме совершенно ничего не осталось от Пушкина. Да и в титрах не было указания на литературный источник. Но о том, что режиссер обратился к зрителям Московского фестиваля с приветственным словом и раскрыл секрет сценария, не было ни слова в прессе. Лишь в газете “Кинонеделя Ленинграда” был слабый намек на Пушкина, который можно было принять за плод фантазии журналиста. В картине фигурирует письмо с современной (для 1972 года) маркой ФРГ с портретом тогдашнего бундеспрезидента.
Опытные филателисты предстают перед зрителем в эстонском фильме "Венская почтовая марка" (1968 г.). Два друга заключают пари о том, что один из них весь день будет говорить правду. Выигравшему достается редкий блок, посвященный знаменитой австрийской выставке ВИПА и выпущенный ограниченным тиражом. Прожить один правдивый день герою фильма так и не удалось. Автор пьесы – известный эстонский драматург Лийвес, а исполнителем одной из главных ролей – Мартина Ролля – был популярнейший эстонский актер Юри Ярвет (мы видим его в роли короля Лира на конверте, посвященном Г.Козинцеву).
Уж если в том или ином фильме затрагивается филателистическая тема, то на экране часто возникает сцена перелистывания альбома (мы уже упомянули чиновника Буксбаума). Именно такой эпизод встречается нам в фильме Ф.Довлатяна и Л.Мирского "Карьера Димы Горина" (1961).
В этом году этому фильму исполняется ровно 60 лет. Вначале он был цветным, а потом стал прокатываться в черно-белом варианте. Теперь он восстановлен и вновь обрел цвет. Особенно привлекает зрителей участие в картине молодого Владимира Высоцкого.
Вспомним начало фильма. Главный герой (совсем молодой Александр Демьяненко) листает филателистический альбом и вдруг ему приходит на ум идея... склеить из журнальных фотографий... идеальное лицо девушки. Почему это желание возникло у героя после просмотра марок – психологическая загадка.
Существует целая серия детективных лент, рассказывающих о краже филателистических ценностей. Назовем здесь ленту Иштвана Бочкая "Фальшивая Изабелла" (1968), которая пользовалась большим успехом в советском прокате (в главной женской роли снялась Эва Рутткаи).
Нельзя не упомянуть и грузинское кино, например, фильм Георгия Калатозишвили "Смерть филателиста" (1969) с участием Р.Чхиквадзе. Плакат к этому фильму бережно хранится в отделе знаков почтовой оплаты Центрального музея связи им. А.С.Попова.
К сожалению, преступники похищают не только марки. В фильме Александра Гордона "Кража" (Молдова фильм, 1970) остро ставится вопрос о психологии коллекционирования, о предрассудках, бытующих в обществе по отношению к творческим людям, а заодно и об отношении к коллекционерам со стороны правоохранительных органов. Замечательный актер Эдуард Марцевич играет в этом фильме Алексея Бурова – коллекционера, для которого самое главное – это красота собранных предметов. Против него сплетается сложнейшая интрига, из-за которой Алексей попадает под подозрение.
В конце фильма злоумышленников находят и арестовывают, Алексей оправдан, но гибнет его жена Ольга. Образ честного и гуманного полковника Арефьева – следователя-филателиста – блестяще создал на экране Олег Борисов. По фильму его герой – филателист, который на все реплики о том, что коллекционеры – жулики, а подозреваемый в краже коллекционировал оружие, скромно, но уверенно говорит: "А я собираю марки!". Мол, раз вы не любите коллекционеров, подозревайте заодно и меня! Было бы любопытно узнать, какие именно марки собирал полковник Арефьев, но об этом в фильме, к сожалению, ничего не сказано. Олег Борисов (вернее, его герой) лишь отмечает в беседе с одним из коллег, что он филателист со стажем.
Отметим, что есть в нашем кино и образ порядочного депутата, интересующегося марками. Это, конечно же, депутат Верховного Совета СССР академик Фёдор Дронов – главный герой фильма Георгия Натансона "Все остается людям" (1963). Предельно занятый ученый и депутат отказывается от приглашения на зарубежный научный конгресс, но вот марку с конверта, в котором пришло приглашение, оставляет себе и бережно помещает в альбом.
В детском кино очень трогательно и пронзительно звучит тема расставания с коллекцией. Герой фильма "Кортик", (а заодно и одноименного романа А. Рыбакова; кстати, фильмов было два) Миша Поляков навсегда расстается с филателистической коллекцией, чтобы купить кожаную куртку и походить на настоящего комсомольца. Тема прощания с марками на пороге юности возникает и в фильме Александра Митты "Звонят, откройте дверь!", вызвавшего в свое время оживленную дискуссию (рано повзрослевшая героиня Елены Прокловой была очень необычной для середины шестидесятых годов).
В нашем обзоре мы не можем обойти вниманием анимационное кино. Одним из самых известных фильмов, в которых большую роль играют марки и штемпеля, по праву считается мультипликационный фильм ленинградского художника-иллюстратора и мультипликатора Михаила Цехановского "Почта", снятый по стихотворению С.Я. Маршака в 1928 году и затем воссозданный в новой редакции. Существует и мультипликационный фильм, посвященный известному филокартисту Арсену Аркадьевичу Мелитоняну. Он представлен в фильме в виде почтальона, совершающего путешествие по стране. На экране оживают открытки прошлых лет. Лента снята с большим мастерством.
Нельзя не сказать несколько слов и про телевизионное кино. В конце шестидесятых годов ХХ века на Ленинградском телевидении был поставлен очень интересный телеспектакль "Розовая Гвиана", в основе которого лежал одноименный рассказ известного детского писателя Николая Внукова. К сожалению, это единственный пример телеспектакля на филателистическую тему. Роль учителя в этой картине исполняет совсем молодой тогда А. Равикович.
В новейшем кино марки стали играть роль многозначных символов. Достаточно назвать фильм Никиты Хубова "Тело", героиня которого работает на почте. А в очень трогательном фильме казахского режиссера Абая Карпыкова "Фара" герой получает письмо от самой Анжелы Дэвис, но это письмо (с марками Бурунди, а не США) написал и “франкировал” марками чужой страны его друг, чтобы порадовать...
В фильме режиссера Стивена Полякова “Потерянный принц” (2006) о наследном принце Джонни король Англии Георг Пятый (актер Джон Холландер) пытается заинтересовать сына разными марками, в том числе мировыми раритетами. В кадре возникают “Голубой Маврикий” и другие признанные редкости. Причем, конечно же, в альбоме той эпохи, так что зритель видит, каким был филателистический обиход начала ХХ века.
Эта статья уже была готова к печати, когда автор получил от московской сценаристки и поэтессы Ольги Дворяниновой очень ценный совет: вспомнить в рамках данного обзора и о фильме “Одиноким предоставляется общежитие” (режиссер Самсон Самсонов по сценарию Аркадия Инина, 1984 год). Там есть сцена, в которой главная героиня, устраивающая судьбы людей, приходит на почту и рассылает письма. В кадре можно различить даже то, какими конвертами пользуется героиня Натальи Гундаревой. Вполне естественно, что это советские маркированные конверты начала 1980-х годов.
Если бы возродились Клубы Юных Филателистов (КЮФы) и в рамках их деятельности можно было бы организовывать просмотры фильмов, автор этих строк посоветовал бы юным коллекционерам обязательно посмотреть три киноленты: “Марка страны Гонделупы”, “Магия черная и белая” и “Розовая Гвиана” (последнее название является телеспектаклем).
В заключение я хотел бы привести пример очень деликатного отношения кинематографистов к почтовому дизайну и культуре почтовой коммуникации. Фильм новозеландского режиссера Брюса Бересфорда “Невеста ветра” имеет в основе жизнеописание легендарной женщины Альмы Малер (1879 – 1964), пианистки и писательницы, которая была знакома со многими выдающимися людьми рубежа девятнадцатого и двадцатого веков, начиная с ее знаменитого мужа Густава Малера. На экране жизнь богатых жителей Вены, и почту приносят им слуги. Причем приносят на красивых латунных подносах.
Зритель фильма успевает разглядеть марки на письмах. Все они выполнены выдающимся почтовым дизайнером конца девятнадцатого – начала двадцатого века Коломаном Мозером (1868 – 1918). Прекрасный испанский актер Висенте Перес играет художника Оскара Кокошку, который в пожилом возрасте начал интересоваться марками (в фильме этого, конечно, нет, ибо там представлен молодой Кокошка, на которого Перес совсем не похож). Кокошка был живым свидетелем появления в мире марок К. Мозера, а также был автором почтовых открыток. Он и посвященные ему марки заслуживают отдельной статьи.
Но маркам Мозера было уготовано настоящее кинематографическое будущее. В романе А.Рыбакова “Кортик” Миша Поляков тайно наблюдает за секретной закулисной жизнью филателистического магазина, держа в руках… марку Боснии и Герцеговины, а эти марки рисовал Мозер. В фильмах этого нет, но если когда-нибудь будет выпущена новая экранизация, у данной марки есть все шансы появиться на экране.
Для эпохального фильма Дж.Кэмерона “Титаник” (1997) было выстроено импровизированное почтовое отделение (кажется, оно даже не попало в кадр). И для этого почтового узла были изготовлены качественные муляжи лучших марок эпохи модерна. Среди них и марки по эскизам Мозера.
А теперь вернемся к фильму “Ликвидация” и вспомним вопрос следователя: не был ли один из опытных диверсантов филателистом? Оказалось все же, что нет – не был. А все же представим себе такой детективный фильм, в котором курсант школы Абвера проявлял бы интерес к маркам. Наверное, он стал бы использовать филателистические материалы в шифровальном деле или в коммуникации со связниками. Это богатейший материал для нового шпионского триллера, ведь почтовая тема обладает таинственным даром усиливать выстраиваемую сценаристом интригу.
А.П. Дьяченко, филателист,
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации искусствоведов (AIC)