ИНФОРМАЦИЯ

МАРКИ СССР 1961-1991 по сериям

Интересное о Филателии
все статьи -->

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд

Микеланджело Севера – Северной Пальмире

Вселенная Эдвина Хаббла

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе


Главная  /  Алгоритмы утонченности

Поиск по статьям:

Алгоритмы утонченности

2022-11-10 13:23:27, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 130-летию со дня рождения художника Сергея Лодыгина

Когда я смотрю на марки по теме «Космическая фантастика», я всегда лишний раз убеждаюсь, что Евгений Леонов и Андрей Соколов были первопроходцами в этом жанре (недаром их работы воспроизводились ещё и на марках других стран).

И всё же я где-то видел эти обтекаемые формы космических кораблей и фантастические архитектурные конструкции будущего. Да, верно, их можно было увидеть на обложках научно-популярных журналов прошлых лет.

В 2022 году исполнилось 130 лет со дня рождения Сергея Павловича (по другим данным – Сергея Петровича) Лодыгина (1892? – 1962?), выдающегося художника-графика, сценографа и иллюстратора.

Для историков почтовой графики и филокартистов это имя значит очень многое. Его вклад в прикладную графику дореволюционной России измеряется фактом создания своего индивидуального стиля. Художник прославился целой серией мастерски исполненных открыток, в которых ярко проявились типические черты стиля модерн.

Открытки Сергея Лодыгина, ныне ставшие большой редкостью, давно уже приковали к себе внимание филокартистов. Они выдержаны в стилистике европейского модерна. Даже не верится, что такие утонченные произведения графики могли долгие годы находиться в забвении и быть известными только собирателям открыток и специалистам по культуре начала ХХ века. Они украсили бы любую энциклопедию или учебное пособие по истории русского искусства.

Сергей Павлович Лодыгин родился 130 лет назад в городе Аткарске Саратовской губернии. По некоторым данным отчество художника было не Павлович, а Петрович, да и год рождения тоже называют разный: то 1892, то 1893. Нет сведений и о родителях. Известно, что будущий художник учился в Боголюбовском реальном училище (Саратов), а затем в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. О годах учёбы известно мало.

Рубеж веков был в России периодом расцвета журнальной графики, и Лодыгин нашёл себя как талантливый мастер заставок и концовок, которые охотно размещали на своих страницах такие известные журналы как «Столица и усадьба», «Солнце России», «Аргус», «Огонёк» и другие. Журнальная графика той поры отличалась необыкновенным разнообразием. Часто художники создавали пышное декоративное оформление одной страницы ради единственного небольшого стихотворения или рассказа, которые помещались в центре, в окружении богатых орнаментальных построений.

Эти замечательные почтовые карточки работы Лодыгина издавались в издательстве «Художественная открытка», которое располагалось в Петербурге по адресу Демидов переулок дом 2. Печатались открытки в типографии А.Белокопытова, которая находилась на Коломенской улице (дом 90).

Для этого издательства художник создал серию из 10 сюжетов, в центре которых были томные лирические героини – это изящные дамы в необычном окружении. Иногда это интерьеры роскошных квартир, а порой – экзотические природные ландшафты. Рядом с женскими образами мы видим фантастических существ и экзотических животных. Художнику нравилось изображать человека в единстве с природой.

Главные стилистические средства, к которым прибегает Лодыгин, – это нюанс и контраст. Рисуя прекрасных дам в интерьере, он прибегает к тонкой нюансировке и добивается удивительного эстетического эффекта. А контраст бросается в глаза зрителю при сравнении фигур человека и животных (чаще всего это гигантские змеи или бабочки).

Скажем несколько слов и о цветовом решении открыток. Помимо черного художник использует, как правило, один яркий цвет, благодаря которому композиция оживляется, причем художник использует этот цвет очень скупо. Есть и исключительно черно-белые открытки.

От пытливых взглядов филокартистов не ускользнуло и то, что Лодыгин создал ещё и издательскую эмблему, которая располагалась на обороте открытки. Она представляет собой лигатуру букв Х и О. Интересно, что буква О имеет вид спирали, а буква Х словно перечеркивает её пополам. При этом эмблема выглядит очень привлекательной. А место для марки художник решил сделать круглым.

Лодыгин работал в разных жанрах. Можно условно разделить его творческое наследие на несколько групп, из которых филокартистам интересны бытовые сцены и фантастика. Работы в каждом из жанров отличаются высоким уровнем мастерства.

С кем из современных ему художников можно сравнить Лодыгина? Напрашивается сравнение с Л.С. Бакстом. Так же, как и Бакст, Лодыгин сопрягал красоту человеческого тела с природными формами. Изящные феи и эльфы, которых мы видим на открытках, имеют те же изгибы, что и экзотические растения. Вот и Бакст тоже создавал похожие симфонии из извивающихся линий.

А ещё кажется уместным сравнение с С.В.Чехониным. Интересно, что Чехонин был автором проектов нескольких марок РСФСР, которые, к сожалению, так и не были выпущены. Да и по поводу того, что Лодыгин не нарисовал ни одной марки, тоже можно посетовать: у него получились бы замечательные знаки почтовой оплаты.

Общим у Чехонина и Лодыгина является тонкая прорисовка деталей, любовь к подробностям костюма персонажей и обильный цветочный орнамент (часто с крупными листьями).

После революции в России любимые мотивы Лодыгина были обречены. Тема изящных дам в интерьере и эльфов, резвящихся среди экзотических растений, была полностью отринута. Большевистская печать начала ругать символизм, расставаться с дореволюционным прошлым.

Однако художник не опустил руки. Ведь и в советское время талант Лодыгина был востребован, причем в нескольких областях. В 1918 году мы видим его преподавателем Саратовской центральной студии. Художник не ограничивался графикой и успешно выступил как сценограф, оформляя спектакли как в Саратове, так и в Ростове-на-Дону.

В годы Гражданской войны при штабе Юго-восточного фронта (с 1920 года он назывался Кавказским) была организована плакатно-агитационная мастерская, и талант Лодыгина развивался далее уже в области агитационной графики. Художник выполнил портреты В.Ленина и Л.Троцкого, создал несколько плакатов и даже оформил агитационный поезд.

На дворе были двадцатые годы, и стиль был уже другим – властно пробивал себе дорогу конструктивизм. Гремели имена Казимира Малевича и Александра Родченко. Лодыгин проникся конструктивистским мировоззрением и создал несколько прекрасных журнальных заставок, в которых остро чувствовалась современность.

У этих произведений графики есть что-то общее с работами молодого Виктора Некрасова, который создал заставки для рубрик журнала «Советский филателист», которые, к сожалению, были забыты и не публиковались даже в серьёзных исследованиях по искусству двадцатых годов. В 1980-е годы они были опубликованы в журнале «Филателия СССР».

Но прославился Лодыгин в послеоктябрьский период прежде всего не как автор конструктивистских заставок, а как создатель обложек и полосных иллюстраций для научно-популярных журналов «Вокруг света» и «Всемирный следопыт».

И это был необычный поворот в карьере художника. Открытки Лодыгина способны убедить любителей изящного, что этот талантливый рисовальщик был апологетом эстетизма в духе Оскара Уайльда. И всё. Но это не так. У него прекрасно получались композиции на техническую тему. Машины и станки, космические корабли отличались красивыми аэродинамическими формами. И особая атмосфера, характерная для фантастических сюжетов, передана очень выразительно.

Внешняя красота космических объектов и других технических устройств покоряла читателей. У библиофилов сохранились подшивки старых журналов, и мы знаем, что художник, родившийся ещё в девятнадцатом столетии, предвидел многие тенденции в космической фантастике ХХ века.

Позволим себе ещё раз высказать мнение, что стиль Лодыгина, используемый при оформлении научно-популярных журналов 1920 – 1930-х годов, вполне мог повлиять на графический стиль почтовых марок СССР середины века, отражающих космическую тему. Взять хотя бы марку с портретом К.Э. Циолковского 1957 года, на которой была сделана надпечатка, посвящённая спутнику. В правой части марки мы видим изображение космического корабля и двух космонавтов, а в левой части – космическую станцию. Изображение выполнено в стиле графики научно-популярных журналов. И действительно – разве оно не напоминает по стилю научно-популярные журналы 1920-х – 1930-х годов?

Да, напоминает. Именно так рисовали космические сцены художники прошлого. Космос не изменился с 1950-х годов, но изменилась трактовка космических пейзажей. Добавилось больше тайны, нераскрытости. Художники прошлого видели в космонавте властителя Вселенной, который уверенно идет по Луне.

Увы, мы пока не покоряем другие планеты, и пафос фантастики середины ХХ века несколько снизился. Но образы космонавтов, идущих по неземному грунту на фоне космического пейзажа остались на плакатах и журнальных обложках. И в этом есть особое очарование.

Вспомним, как популярны марки с репродукциями работ А.А. Леонова и художника-фантаста А.К. Соколова. Они воплощали веру современников Гагарина в то, что «и на Марсе будут яблони цвести». В репродуцированных на марках работах отчётливо чувствуются отголоски космической фантастики середины века в её лучших образцах.

Итак, мы попробовали связать эстетику С.П. Лодыгина с космическими марками СССР. А какие ещё марки могут быть привлечены для отражения темы «Творчество С. Лодыгина»? Это в первую очередь выпуски, посвященные Льву Баксту, так как в манере интересующего нас художника много общих черт с уникальным бакстовским стилем.

Эта статья была уже почти целиком написана, когда автор этих строк обратил внимания на марки, посвящённые творчеству финского художника Рудольфа Койву (1890 – 1946). Открытки, созданные им, очень красочные и поэтому лежат вне поля зрения настоящей статьи. А вот иллюстрации к художественной литературе, которыми прославился Койву, имеют много общих стилистических черт с работами художника, которому посвящён настоящий очерк. Исследование сходства манер Койву и Лодыгина наверняка будет со временем проведено, и любители изящного острее почувствуют это сходство.

Не останется без внимания и марка с портретом выдающегося ученого и изобретателя А.Н.Лодыгина, дальним родственником которого был герой нашего очерка. Марка вышла в сери «Ученые нашей родины».

Марка зеленого цвета, выполненная по рисунку известного художника В.Завьялова, выпущена в 1951 году. Известна разновидность по печати – есть экземпляры с горизонтальным растром, причем эти марки являются редкостью. Излишне говорить, что выпуск этого знака почтовой оплаты стал большим вкладом в популяризацию имени А.Н.Лодыгина (1847 – 1923). Мы переживаем период, когда эта историческая фамилия проходит новый виток популярности, в том числе и благодаря появлению материалов о художнике, которому посвящен наш очерк.

Кроме этого мы можем напомнить филателистам о том, что Лодыгин иллюстрировал книгу Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», и почтовая миниатюра СССР с портретом знаменитого американского журналиста тоже понадобится нам в рамках данной темы.

И, наконец, в почтовых материалах отражена улица, на которой были подготовлены к печати вышеупомянутые открытки работы Лодыгина. Это конверт, посвященный зданию Российского географического общества. Здание общества расположено в центре рисунка конверта, но мы частично видим и расположенное рядом здание Второй санкт-петербургской гимназии. Эти здания расположены в Демидовом переулке (ныне – переулок Гривцова), и художник проходил мимо них, когда шел в редакцию.

Итак, выше мы отметили, что художник-декадент Сергей Лодыгин нашел себя в советской культуре как мастер журнальной графики. Но при этом прервалась его деятельность как автора художественных открыток.

К счастью, в альбомах филокартистов остались эти уникальные произведения узорчатой графики рубежа веков. Они репринтируются и сегодня, и можно с радостью отметить, что память о художнике жива. Словом, немалую роль в популяризации уникальной манеры Сергея Павловича играют филокартисты. Да и собиратели шедевров дореволюционной прессы тоже вносят в это благородное дело свой вклад.

Юбилей художника отмечается в условиях, при которых у нас нет книги о нём, хотя есть несколько подробных статей. Поскольку интерес к творчеству Лодыгина, главным образом к его уникальной почтовой графике все возрастает, хочется верить, что коллекционеры открыток и старинных журналов со временем напишут монографию об этом самобытном художнике, и образовавшаяся лакуна будет успешно закрыта.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления

  •  на главную страницу     каталоги марок     Как заказать     Продажа     Покупка     Объявления     Новости     Полезное


    общий КАТАЛОГ всех марок
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru